Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.Ю. Веремьевой,
судей Н.Н. Демьяновой, И.В. Болонкиной,
при секретаре Л.Н. Качаловой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Молотовой ФИО11 на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 30 июля 2013 года, которым заявление Трандафилова ФИО12 удовлетворено; результаты конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы- заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области признаны недействительными.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения ФИО13 Молотовой, главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО14 Корзникова, ФИО15 Трандафилова и его представителя ФИО16 Григорова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО17 Трандафилов обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать результаты конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы- заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области недействительными и отменить их в связи с существенным нарушением норм действующего законодательства;
- обязать администрацию Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области провести повторно конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы- заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Требования обосновал тем, что со 02 ноября 2012 года по 14 мая 2013 года он временно занимал должность муниципальной службы- заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области. В апреле 2013 года на замещение данной должности, являвшейся вакантной, был объявлен конкурс. В конкурсе приняли участие он и ФИО18 Молотова, которая была признана победителем, а в последующем принята на муниципальную службу. Полагал, что ФИО19 Молотова, не имеющая необходимого стажа работы по специальности, не могла быть допущена для участия в конкурсе, так как не отвечала квалификационным требованиям для замещения указанной должности муниципальной службы. Также сослался на допущенные в ходе проведения конкурса нарушения: на официальном сайте администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области по состоянию на 24 июня 2013 года информация о результатах конкурса не размещалась, в комиссии при проведении конкурса было только три члена, о результатах конкурса в письменном виде он уведомлен не был, копия протокола заседания комиссии ему не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства ФИО20 Трандафилов требования уточнил, поддержав их только в части признания результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы недействительными.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО21 Молотова просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления ФИО22 Трандафилова.
Выражает несогласие с выводом суда о ее несоответствии квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы. Судом не было учтено то обстоятельство, что приложение N 1 к Закону Костромской области от 09 ноября 2007 года N210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области", Положение "О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области" не содержат указаний на то, что стаж работы по специальности должен быть именно работой по специальности, полученной по программе высшего профессионального образования, а не по программе среднего или начального образования. Считает, что суд был не вправе давать подобное толкование норм. Постановленное судом решение противоречит статьям 17, 32 Конституции Российской Федерации, подпункту 2 пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Кроме того, делая вывод о других допущенных нарушениях в ходе проведения конкурса, суд не указал, каким образом подобные нарушения ограничили право заявителя на доступ к муниципальной службе, в то время как эти нарушения являлись незначительными.
В письменном заявлении глава администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО23 Корзников считает апелляционную жалобу ФИО24 Молотовой обоснованной.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО25 Трандафилов выражает согласие с судебным решением и просит оставить его без изменения.
В настоящем судебном заседании ФИО26 Молотова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Глава администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО27 Корзников полагал апелляционную жалобу ФИО28 Молотовой подлежащей удовлетворению.
ФИО29 Трандафилов и его представитель ФИО30 Григоров возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия оснований для отмены судебного постановления не находит.
В силу статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статья 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Часть 2 названной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно приложению N 1 к Закону Костромской области от 09 ноября 2007 года N 21-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области" гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
По делу видно, что 05 марта 2013 года в информационном бюллетене "Волжский вестник" было опубликовано объявление о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
По итогам первого этапа к участию в конкурсе были допущены ФИО31 Трандафилов и ФИО32 Молотова.
ФИО33 Трандафилов имеет высшее образование, в ДД.ММ.ГГГГ году окончил Костромской сельскохозяйственный институт по специальности "Агрономия", после окончания института работал по специальности со 02 января 1981 года по 04 апреля 1999 года. С 05 апреля 1999 года по 28 марта 2010 года, со 02 ноября 2012 года по 14 мая 2013 года работал на различных должностях муниципальной службы.
ФИО34 Молотова в ДД.ММ.ГГГГ году окончила Костромской политехнический техникум по специальности "техник-строитель", в ДД.ММ.ГГГГ году окончила Ивановский государственной архитектурно-строительный университет, имеет диплом бакалавра по направлению "Экономика".
После окончания техникума с 20 июня 1990 года по 31 декабря 2009 года ФИО35 Молотова работала в должностях главного строителя, управляющего тракторной бригадой, строителя, инженера-строителя в колхозе "Волга", ТОО "Волга", ООО "Магрико-Кострома". С 01 января 2010 года по 29 июля 2011 года работала инженером-строителем в Нерехтском подразделении ООО "Агро-Инвест-Татарское", с 01 августа 2011 года по 12 октября 2011 года - инженером-строителем в ООО "ЯрАгроЛен", с 13 октября 2011 года по 14 мая 2013 года - главным инженером-строителем в ООО "НерЛенд".
Решением конкурсной комиссии от 16 апреля 2013 года на замещение вакантной должности муниципальной службы утверждена кандидатура ФИО36. Молотовой.
С 15 мая 2013 года ФИО37 Молотова принята на должность заместителя главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что стаж работы по специальности у ФИО38 Молотовой может исчисляться только с момента решения государственной аттестационной комиссии о присуждении степени бакалавра по направлению "Экономика", так как ранее ФИО39 Молотова специальности, полученной в рамках программы высшего профессионального образования, не имела.
Суд указал, что в этом случае, даже с учетом работы ФИО40. Молотовой в должности инженера-строителя в ООО "НерЛенд", по которой требовалось наличие высшего технического либо экономического образования, необходимых квалификационных требований для замещения должности муниципальной службы у нее не имелось. С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что ФИО41 Молотова не могла быть допущена к участию в конкурсе на замещение вакантной должности.
При этом суд посчитал, что получение ФИО42 Молотовой среднего специального образования по специальности "техник-строитель" и стажа работы по данной специальности не давало ей право претендовать на замещение вакантной должности муниципальной службы, поскольку по смыслу закона ранее приведенные квалификационные требования предполагают наличие у претендента высшего образования и стажа работы именно по специальности, полученной по программе высшего профессионального образования.
Кроме того, суд отверг доводы главы администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области об учете стажа работы ФИО43. Молотовой на руководящих должностях, поскольку подобные квалификационные требования для замещения рассматриваемой должности муниципальной службы не установлены.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.
По смыслу Закона Костромской области от 09 ноября 2007 года N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области", принятому субъектом Российской Федерации в пределах своих полномочий, понятие "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы, неразрывно связано с наличием высшего профессионального образования, в связи с чем вывод суда о том, что этот стаж должен быть выработан после завершения обучения в высшем учебном заведении и именно по специальности, полученной в нем, является обоснованным. Исчисленный подобным образом стаж работы по специальности требуемой продолжительности у Т.В. Молотовой отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы ФИО44 Молотовой по своей сути аналогичны доводам, приводимым ею в обоснование возражений относительно удовлетворения требований ФИО45. Трандафилова, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в решении.
Данное ФИО46 Молотовой в апелляционной жалобе толкование положений законодательства является ошибочным, не отвечает установленному федеральным законодателем принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих (статья 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Поскольку необоснованное допущение ФИО47 Молотовой для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы уже являлось достаточным основанием для удовлетворения требований ФИО48 Трандафилова, то доводы апелляционной жалобы о том, что другие нарушения в ходе проведения конкурса, на которые также сослался суд, не ущемили права ФИО49 Трандафилова, на оценку законности судебного решения не влияют.
Каких-то иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения в силу закона, в апелляционной жалобе не приведено. Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы ФИО50 Молотовой не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Молотовой ФИО51 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.