Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар, поступившую в краевой суд 31 января 2013 года, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2012 года по делу по иску Шкиря Татьяны Васильевны к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приеме на работу и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шкиря Т.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приеме на работу и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в 2011 году закончила обучение в ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный технологический университет" по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" и получила диплом с отличием.
04 мая 2012 года ГКУ Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" выдал ей направление на работу в Управление информационно-коммуникационных технологий и связи администрации муниципального образования город Краснодар на должность ведущего специалиста.
Однако 22 мая 2012 года начальником отдела кадрового обеспечения Управления кадровой политики и муниципальной службы администрации муниципального образования город Краснодар по указанию начальника Управления информационно-коммуникационных технологий и связи администрации муниципального образования город Краснодар ее кандидатура была отклонена в связи с тем, что в Управлении информационно-коммуникационных технологий и связи администрации муниципального образования город Краснодар не созданы специальные условия для работы инвалида.
Данный отказ в поступлении на муниципальную службу истец считала неправомерным и являющимся дискриминацией по признаку инвалидности.
23 мая 2012 года она получила заключение медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на
государственную гражданскую службу Российской Федерации и
муниципальную службу или ее прохождению по учетной форме N 001-ГС/у.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года исковые требования удовлетворены, признан незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в приеме на работу Шкиря Т.В. и с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Шкиря Т.В. в счет возмещения морального вреда взыскано 15000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2012 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в том, что истец нуждается в особых условиях работы, которые не могут быть созданы ответчиком.
06 февраля 2013 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
21 февраля 2013 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.
Судом установлено, что Шкиря Т.В., 1987 г. рождения, в 2011 году закончила с отличием обучение в ГОУ ВПО "Кубанский государственный технологический университет" по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
Шкиря Т.В. является инвалидом первой группы, причина - инвалидность с детства, инвалидность установлена бессрочно.
04 мая 2012 года государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара" выдало истице направление на работу в соответствии с заявленными сведениями о потребности в работниках и наличием свободных рабочих мест (вакантных должностей) в администрацию муниципального образования город Краснодар, рекомендовав ее на должность ведущего специалиста.
Направление на работу является основанием для кандидата на работу обратиться в организацию, учреждение, разместившее данные об имеющихся вакансиях, пройти собеседование, выяснить все существенные условия труда по вакантной должности.
Шкиря Т.В. обратилась в администрации муниципального образования город Краснодар с направлением, выданным ГКУ Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара".
На момент ее обращения у ответчика имелись три вакансии на должность ведущего специалиста в Управлении информационно-коммуникационных технологий и связи.
22 мая 2012 г. кандидатура Шкиря Т.В. была отклонена в связи с тем, что в данном Управлении не созданы специальные условия для работы инвалида.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
Суд правильно указал, что отсутствие, созданных условий для работы инвалида, не указано в качестве такого основания, препятствующего поступлению гражданина на муниципальную службу.
В силу ч. 1 ст. 3 ТК РФ каждый гражданин имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Трудовой кодекс РФ запрещает дискриминацию по половому признаку, по расовой, национальной принадлежности, происхождению, по имущественному, семейному, социальному и должностному положению, по возрасту и т.д.
Из заключения МБУЗ Городская поликлиника N 7 от 23 мая 2012 г. N 675/05 по учетной форме N 001 -ГС/у следует, что заболевания, препятствующие Шкиря Т.В. поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации (муниципальную службу или ее прохождению) отсутствуют, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае оснований для отказа Шкиря Т.В. в приеме на работу по медицинским показаниям не имеется.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель действительно вправе самостоятельно, под свою ответственность, принимать кадровые решения в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом (а именно - осуществлять подбор персонала, его расстановку, увольнение). Заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя, и Трудовой кодекс РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Судом установлено, что отказ Шкиря Т.В. в приеме на работу не связан с её деловыми качествами, какие-либо дополнительные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, к ней не предъявлялись.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах, судом не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, служащих, в силу ст. 387 ГПК РФ, основанием к отмене судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной представителя администрации муниципального образования город Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2012 года по делу по иску Шкиря Татьяны Васильевны к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приеме на работу и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Приостановление исполнения решения суда отменить.
Судья Краснодарского краевого суда И.Г.Корныльева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.