Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Крицкой О.В.,
судей Утенко Р.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Павленко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Омске 09 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Барановой Ю.А. на решение Кормиловского районного суда Омской области от 06 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Барановой Ю.А. к Комитету по образованию администрации Кормиловского района о признании незаконными действий по отказу в предоставлении документа о принадлежности к педагогическим работникам отказать".
Заслушав доклад судьи Старостиной Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранова Ю.А. обратилась к Комитету по образованию администрации Кормиловского района с иском о признании незаконными действий по отказу в предоставлении документа о принадлежности к педагогическим работникам, указав, что в работает в должности медицинской сестры в Кормиловском детском саду N - с - г. по настоящее время. Однако льготы по оплате коммунальных услуг, как педагогический работник, не получает.
В этой связи просила признать незаконным действие Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района, выразившееся в отказе предоставления документа, подтверждающего ее принадлежность к категории педагогических работников; обязать Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района выдать документ, подтверждающий принадлежность к категории педагогических работников с - г. и обязать КУ "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии за период с - г. по - г. в сумме - рубля - копеек.
В судебном заседании истец Баранова Ю.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Котолевец В.Д. суду пояснила, что выдать справку о принадлежности истца к педагогическим работникам они не могут, поскольку медсестры детских садов не относятся к педагогическим работникам, а, следовательно, не имеют право на получение льгот. Медицинские сестры других детских садов пользуются этой льготой, поскольку они были включены законодательно на - год в качестве лиц получающих льготы, которые и были им сохранены, а Баранова была принята на работу в детский сад в - году, то ей и не был предоставлен документ, предоставляющий право на льготы.
Представитель третьего лица КУ "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" Воробьева А.В. суду пояснила, что учреждение не устанавливает право на льготы, а производит выплату по представленным документам.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Баранова Ю.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив ее исковые требования, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что имеет право на меры социальной поддержки, поскольку на протяжении --ти лет пользовалась льготами на коммунальные услуги, работая ранее в детском доме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. По правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение жалобы при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела установлено, что Баранова Ю.А. с - г. принята в МДОУ "Кормиловский детский сад N - "Юбилейный" на должность медицинской сестры.
Обращаясь в суд с настоящим иском, она ссылалась на то, что имеет право на льготу в виде получения компенсации расходов по оплате отопления жилой площади по приборам учета, поскольку медицинское обслуживание воспитанников дошкольного образовательного учреждения может быть признано деятельностью, связанной с образовательным процессом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Как следует из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения "Кормиловский детский сад N - "Юбилейный", учреждение является некоммерческой организацией, созданной в рамках реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, гарантий государственной поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста (п. 2.1).
Из должностной инструкции медицинской сестры МДОУ "Кормиловский детский сад N - "Юбилейный" следует, что медицинская сестра назначается и освобождается от должности руководителем учреждения (п. 1.3).
В соответствии с разделом 2 должностной инструкции в обязанности медицинской сестры входит соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, организация мероприятий по закаливанию детей и оздоровительных мероприятий, контроль за соблюдением режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей, мероприятий по профилактике травматизма и отравлений, учет детей, отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей, осуществление утреннего приема, термометрия детей пришедших после болезни и т.д.
Из названных должностных обязанностей следует, что Баранова Ю.А. осуществляет медицинскую деятельность, направленную на охрану здоровья воспитанников образовательного учреждения.
Согласно п. 1.1 должностной инструкции медицинская сестра назначается из числа лиц со средним медицинским образованием и стажем медицинской работы не менее - лет.
В соответствии со ст. 53 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действующего на момент рассмотрения спора, особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. N 1204, на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Согласно п. 22 названного Типового положения медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников и обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Таким образом, Баранова Ю.А., несмотря на то, что состоит в трудовых отношениях с МДОУ "Кормиловский детский сад N 3 "Юбилейный" фактически выполняет обязанности медицинского работника и не участвует в образовательном процессе в отсутствие на то специального педагогического образования.
Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества на территории Омской области принят Закона Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан педагогическим работникам, а также другим категориям работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, проживающим в сельской местности и осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности предусмотрено возмещение расходов в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), отопления и освещения в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области.
При этом примерный перечень категорий работников образования следует из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. N 216н, которым утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, где должность медицинской сестры не предусмотрена.
В соответствии с ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Как верно отметил суд, вышеуказанное положение утратило силу в соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнена частями четвертой, пятой, шестой, предусматривающей, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 01.01.2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента расходов на оплату отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно п. 1 ч. 1 названной статьи право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях культуры Омской области в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области.
Приказом Министерства здравоохранения Омской области от 07.02.2012 г. N 21, утвержден Перечень должностей работников государственных учреждений здравоохранения Омской области, расположенных в сельской местности, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, где должность медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения не предусмотрена.
Вместе с тем, действие статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1.01. по 31.12.2013 г. Законом Омской области от 06.12.2012 г. N 1494-ОЗ.
Таким образом, отсутствуют какие-либо правовые основания для отнесения должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения к какой-либо категории (педагогические или медицинские работники), позволяющей истице требовать предоставления мер социальной поддержки.
Ссылки истицы на Постановление Правительства Омской области от 18.05.2005 г. N 56-п "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Омской области" не могут быть приняты во внимание.
Так, п. 1.1 названного постановления установлено, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Возмещение затрат на предоставление указанной меры социальной поддержки производится в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Омской области "Об областном бюджете на 2005 год" в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством образования Омской области по согласованию с Министерством финансов Омской области.
В Приказе Министерства образования Омской области от 15.07.2005 г. N 15 "О мерах по реализации в 2005 году постановления Правительства Омской области от 18 мая 2005 года N 56-п "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Омской области" содержится ссылка на приложенный к нему перечень должностей специалистов учреждений в сфере образования, пользующихся правом на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно данному перечню медсестра и медсестра ясельной группы относятся к специалистам учреждений в сфере образования, пользующихся правом на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Из вышеназванных постановления и приказа следует, что они регулировали вопросы предоставления мер социальной поддержки в 2005 году (с 1 января указанного года) и в связи с вступлением в силу с 19.07.2008 г. Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан применяться не могут. Будучи принятой на работу в образовательное учреждение в 2011 году, истица вправе рассчитывать на меры социальной поддержки, предусмотренные названным Кодексом.
Вместе с тем вышеприведенный анализ законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не позволяет отнести медицинскую сестру дошкольного образовательного учреждения к работникам, связанным с образовательным процессом (педагогическим работникам) и распространить на нее действие ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Следует отметить, что установление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относится к компетенции законодателя, что не может быть преодолено посредством судебного решения, поскольку судебная власть не вправе вторгаться в компетенцию законодателя.
Доводы апелляционной жалобы Барановой Ю.А. о том, что ее стаж работы составляет - лет, из них - лет она работала медсестрой в детском доме и - года в детском саду, пользовалась льготой, что в других детских садах Кормиловского района медсестры получают льготы по оплате коммунальных услуг, в чем ей было отказано, не позволяют согласиться с завяленными ею требованиями ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Ссылки подателя жалобы на то, что она работает в лицензированном медицинском кабинете, проводит беседы с родителями, детьми и сотрудниками детского сада не свидетельствуют о возможности ее отнесения к числу работников образования по приведенным выше мотивам.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть указанием об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме согласно уточненным требованиям, поскольку мотивировочная часть решения суда содержит выводы суда по всем заявленным требованиям.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Барановой Ю.А. - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием об отказе в иске Барановой - об обязании Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района выдать документ, подтверждающий принадлежность к категории педагогических работников, обязании КУ "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии за период с - г. по - г. в сумме - рубля - копеек.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.