Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Чернышёвой И.В., Кудря Т.Л.
при секретаре Кучуковой Д.А. рассмотрела в судебном заседании 18 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - Бородиной М.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
"Признать за Зыкиным Б.С., Зыкиной Т.Ф., Зыкиной Е.О. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 56,3 кв.м, жилой площадью 43,5 кв.м., по 1/3 доли за каждым".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышёвой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зыкин Б.С., Зыкина Т.Ф., Зыкина Е.О., действующая в лице законного представителя Зыкиной Н.Б., обратились в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, филиалу "Новосибирский" ОАО "Славянка", Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищной политики Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права собственности в порядке приватизации, указывая, что они, а также Зыкин А.Б. и Зыкина Н.Б., зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: ***, на основании ордера N ***, выданного 19.03.1987 года. Указанная квартира является государственной собственностью, а в порядке принадлежности до конца 2007 года числилась на балансе и находилась в оперативном управлении в/ч 62862 (57 ЭТК) РВСН МО РФ (г. Новосибирск), однако затем во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 года N 691 данное имущество перешло в ведение ТУ ФАУФИ по Омской области (по месту нахождения объекта федерального имущества), что последний отрицает, указывая, что спорная квартира в реестре федерального имущества не значится.
В соответствии с ответами на запросы Министерство имущественных отношений по Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области также указывают, что указанная квартира в реестрах не значится. Истцы также ранее неоднократно обращались в домоуправление N 6 по вопросу приватизации указанной квартиры, однако, домоуправление оставило это требование без внимания и они не имеют возможности воспользоваться правом на приватизацию своего жилья
В судебном заседании истцы Зыкин Б.С., Зыкина Т.Ф., Зыкина Е.О., действующая в лице законного представителя Зыкиной Н.Б., - участия не принимали, извещены надлежаще.
В судебном заседании представители ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, филиала "Новосибирский" ОАО "Славянка", Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищной политики Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - участия не принимали, извещены надлежаще, письменного отзыва относительно заявленных исковых требований не представили.
В судебном заседании третьи лица Зыкин А.Б., Зыкина Н.Б. - участия не принимали, извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ Бородина М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в адрес управления не было направлено определение о привлечении в качестве ответчика.
Указывает, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Жилищный фонд состоит из служебных жилых помещений. ФГКУ "Сибирское ТУИО" является ненадлежащим ответчиком, так как полномочиями по распоряжению спорным имуществом не обладает.
Лица, участвующие в деле, о слушании дела в апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. 120-128).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Зыкина Б.С., Зыкиной Т.Ф. Фейлер С.П., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту Закон о приватизации), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Так в соответствии с данными нормами закона, право истцов на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется один раз. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При этом, специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 19.03.1987 года КЭЧ Омского района Сибирского военного округа МО СССР на имя Зыкина Б.С. был выдан ордер N *** на право занятия трех комнат, жилой площадью 43,5 кв.м., в квартире N ***. Ордер выдан на состав семьи, состоящей из: Зыкиной Т.Ф. (супруга), Зыкиной Н.Б. (дочь), Зыкиной И.Б. (дочь) и Зыкина А.Б. (сын). /л.д. 6/.
Из копии лицевого счета от 01.03.2013 следует, что в квартире N *** постоянно зарегистрированы и проживают в настоящее время пять человек: основной наниматель - Зыкин Б.С. (дата регистрации - 02.06.1984 года), Зыкина Т.Ф. - супруга (дата регистрации - 02.06.1984 года), Зыкина Н.Б. - дочь (дата регистрации - 02.02.1994 года), Зыкин А.Б. - сын (дата регистрации - 30.05.2001 года) и Зыкина Е.О., *** года рождения, - внучка (дата регистрации - 29.05.2009 года). /л.д. 41/.
Из материалов дела следует, что квартира N *** в реестрах федерального, муниципального имущества и в Едином банке объектов собственности Омской области не значится. /л.д. 20, 21, 22/.
Согласно справкам ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 05.02.2013 года квартира N *** под арестом, запретом и другим обременением не состоит, право собственности на квартиру не оформлено. /л.д. 13, 14/.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: ***. /л.д. 28/.
Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, не представлено.
Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит.
Статья 11 Закона о приватизации предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из представленных в материалы дела справок ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 12.02.2013 года следует, что истцы Зыкин Б.С., Зыкина Т.Ф. и Зыкина Е.О. не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения. /л.д. 38-40/.
Таким образом, данные обстоятельства опровергают доводы жалобы о принадлежности спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, исключающей приватизацию такого жилого помещения.
Согласно положениям ст. 8 Закона о приватизации, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования Зыкина Б.С., Зыкиной Т.Ф., Зыкиной Е.О. о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ***, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
Кроме того, судом установлено, что данное жилое помещение может выступать объектом приватизации, истцы в него вселились законно, проживают в спорном жилом помещении, в нем зарегистрированы, другого жилья не имеют и не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
Все решения по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 принимает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1888 от 23.12.2010 года утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым определены основные задачи и функции указанного Департамента.
Ссылка в жалобе о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан; что данные полномочия имеются у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ правового значения для разрешения дела не имеет, поскольку указанный Департамент является ответчиком по данному делу, был надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, однако своих возражений относительно предъявленного иска ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
Факт отсутствия у апеллянта полномочий на заключение с истцами договора о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации не может быть принят во внимание, поскольку надлежащий ответчик к участию в деле привлечен.
Поскольку в приведенных выше нормативных актах предусмотрено право на приватизацию истцами жилого помещения, переданного им на законных основаниях на основании ордера, то оно должно быть реализовано, в том числе и путем вынесения судебного решения.
Доводы подателя жалобы о невозможности ознакомления с материалами дела, основанием к отмене судебного акта не являются.
Доказательств, позволяющих суду апелляционной инстанции сделать вывод о невозможности приватизации квартиры, ответчиками не представлено.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции на основании ст.2, 6, 7 Закона о приватизации, установив наличие у истцов права на приватизацию, обоснованно признал за истцами право собственности по 1/3 доли в праве собственности за каждым в порядке приватизации на квартиру N ***.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены решения суда коллегия судей не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.