Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вольского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Антоновой Г.Е. к министерству здравоохранения Саратовской области, муниципальному учреждению здравоохранения (далее - МУЗ) "Вольская центральная районная больница" о возложении обязанности предоставить лекарственные средства, по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18.07.2013 года, которым постановлено:
"Обязать министерство здравоохранения Саратовской области предоставить Антоновой Г.Е. лекарственный препарат "В".
В удовлетворении исковых требований Вольского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Антоновой Г.Е. к МУЗ "Вольская центральная районная больница" о возложении обязанности по предоставлению лекарственных средств отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя министерства здравоохранения Саратовской области Е., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решения суда законным и обоснованным,исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах Антоновой Г.Е., обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований указал, что Антонова Г.Е. является ... Лечащим врачом ей выданы льготные рецепты на лекарственные препараты "В", "М". В министерство здравоохранения Саратовской области лечебным учреждением заявка на указанные препараты направлялась. Однако министерство Антонову Г.Е. данными препаратами не обеспечило. Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении Антоновой Г.Е. жизненно необходимыми лекарственными средствами, нарушило право истца на получение социальных услуг, создало угрозу её жизни и здоровью.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части возложения на министерство здравоохранения Саратовской области обязанности обеспечить Антонову Г.Е. лекарственным препаратом "М". Определением от 18.07.2013 года районный суд принял отказ прокурора от указанной части исковых требований.
Рассмотрев заявленные требования в оставшейся части, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что министерство осуществляет закупку лекарственных препаратов в соответствии с заявками медицинских организаций и обоснования на закупку главного внештатного специалиста нефролога Саратовской области, однако лекарственный препарат "Ц" в заявку МУЗ "Вольская центральная районная больница" не включило, обоснование не предоставило. Кроме того, министерство не имеет правовых оснований на закупку препарата "В", поскольку размещение заказов на поставку лекарственных средств осуществляется по международным непатентованным наименованиям. Международным непатентованным наименованием лекарственного препарата "В" является " "данные изъяты"". Аптечные учреждения обеспечены лекарственными препаратами "данные изъяты" в виде препарата под торговым наименованием "Л".
В возражениях на апелляционную жалобу Антонова Г.Е. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии истец Антонова Г.Е., представители третьих лиц, извещённые о месте и времени слушания дела, не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 69 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьями 4.1, 6.1 Федерального закона 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной помощи в части организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи, лекарственнымипрепаратами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского значения.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 годаN 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный порядок установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно пункту 2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.03.2005 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптеке рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов, регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение).
По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в ФОР. Все обращения аптечных организаций по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются, анализируются в ФОР (пункт 1.14).
В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в ФО, которая организует поставку в субъект Российской Федерации в срок до 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечной организации. Информация о возможности поставки необходимых лекарственных средств направляется в аптечную организацию (пункт 1.15).
В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечную организацию в течение не более 6 рабочих дней (пункт 1.16).
Если ФО не имеет возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечную организацию. Руководитель аптечной организации предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам не выше цен, зарегистрированных Росздравнадзором, с учетом установленной предельной торговой надбавки для данного субъекта Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (с учетом срока, предусмотренного в пункте 1.16) (пункт 1.17).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации и невозможности синонимической замены аптека доводит информацию до ФОР, которая в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, ФО и ЛПУ для принятия мер по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечной организации врач ЛПУ решает вопрос о замене на имеющееся аналогичное лекарственное средство и в случае необходимости выписывает новый рецепт (пункт 1.18).
Финансирование дополнительного лекарственного обеспечения является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии со статьями 2 и 6 Закона Саратовской области от 02.12.1999 года N 60-ЗСО "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" бесплатное лекарственное обеспечение оказывается гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Согласно Приложению N 1 постановления Правительства Саратовской области от 01.11.2007 года N 386-П "Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области" министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. К функциям министерства относится организация в пределах компетенции деятельности всех юридических и физических лиц, участвующих в обеспечении лекарственными средствами граждан, проживающих на территории Саратовской области, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или на льготных условиях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
В соответствии с пунктом 8 указанного выше Приложения N 1 министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции, в том числе, по разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; планированию и осуществлению мер по охране здоровья граждан; разработка мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Из пункта 79 постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2012 года N 817-П "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" следует, что министерство здравоохранения Саратовской области: осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами бесплатно за счет средств областного бюджета (далее - льготное лекарственное обеспечение); координирует деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящихся в муниципальной собственности медицинских и аптечных организаций, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения; информирует население по вопросам льготного лекарственного обеспечения; осуществляет контроль льготного лекарственного обеспечения; утверждает порядок формирования и сроки представления органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление управления в сфере здравоохранения, заявок на организацию закупок лекарственных препаратов и перечни медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан и врачей (фельдшеров), которым предоставлено право выписки рецептов для льготного лекарственного обеспечения; организует в установленном порядке размещение заказов на закупки лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения; рассматривает обращения и жалобы граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2006 годаN 106-П. В соответствии с указанным Порядком бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством.
Указанные категории граждан обеспечиваются льготными лекарственными препаратами через аптечные учреждения при предоставлении рецепта в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 годаN 785 "О порядке отпуска лекарственных средств".
Выписка рецептов на льготные лекарственные средства осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2005 годаN 601, и Перечнем лекарственных средств; утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального поддержки области от 30.12.2005 годаN 682, по международным непатентованным (или торговым) наименованиям. Закупка лекарственных средств, предназначенных для льготного отпуска категориям граждан, указанным в пунктах 2, 3 настоящего Порядка, осуществляется министерством здравоохранения области за счет средств областного бюджета. Фармацевтические организации, являющиеся поставщиками предназначенных для льготного отпуска лекарственных средств, определяются по итогам конкурса, проводимого министерством здравоохранения области. Министерство здравоохранения области заключает с аптечными учреждениями договоры на предоставление услуг по осуществлению отпуска льготных лекарственных средств. Аптечные учреждения, с которыми заключены договоры, направляют в министерство здравоохранения области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, реестры льготных лекарственных средств, отпущенных по рецептам, согласно приложению к настоящему Порядку. Министерство здравоохранения области в соответствии с заключенными договорами и на основании представленных реестров производит перечисление денежных средств аптечным учреждениям за оказанные услуги по осуществлению отпуска льготных лекарственных средств. Контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием средств областного бюджета на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в Саратовской области осуществляется министерством здравоохранения Саратовской области.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Антонова Г.Е. относится к числу лиц, имеющих право на получение социальной помощи, является ... Состоит на учете в МУЗ " В" с диагнозом ...
По сведениям отделения ... Антоновой Г.Е рекомендован лекарственный препарат"В", на лекарственный препарат "Л" у Антоновой Г.Е. имеется аллергическая реакция.
24.01.2013 года, 28.02.2013 года, 20.03.2013 года лечащий врач выписала Антоновой Г.Е. рецепты на получение лекарственного препарата "В".
14.09.2012 года МУЗ "Вольская центральная районная больница" направило в министерство здравоохранения Саратовской области заявку на лекарственные средства об организации для ОНЛС отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на январь-сентябрь 2013 года в рамках выделенной квоты, в которой значится лекарственный препарат "данные изъяты"
Наименование данного препарата указано по международному непатентованному наименованию (МНН), торговыми наименованиями названного препарата являются "В" и "Л".
"данные изъяты" входит в Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённый приказом Миздравсоцразвития Российской Федерации от 18.09.2006 года N 665.
При обращении Антоновой Г.Е. в аптечное учреждение ей было отказано в выдаче лекарственного препарата "В" в виду его отсутствия.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии незаконного бездействия министерства здравоохранения Саратовской области, возложении на него обязанности обеспечить Антонову Г.Е. лекарственным препаратом "В".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Министерство здравоохранения Саратовской области не исполнило свою обязанность по обеспечению Антоновой Г.Е. жизненно необходимым ей лекарственным препаратом, что повлекло нарушение прав истца, гарантированных Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", создало угрозу её жизни и здоровью.
Довод жалобы о незаконности удовлетворения судом требований прокурора о возложении на министерство здравоохранения Саратовской области обязанности предоставить Антоновой Г.Е. лекарственный препарат "Ц" (торговое наименование лекарственного препарата - "М"), не может быть предметом обсуждения, поскольку в ходе рассмотрения дела прокурор отказался от указанных исковых требований, данный отказ принят судом.
Довод жалобы об отсутствии у министерства здравоохранения Саратовской области правовых оснований на закупку препарата "В" не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Приказом министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области от 09.02.2006 годаN 127 утвержден Порядок организации работы ЛПУ по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан имеющих право на льготное получение лекарственных средств, по условиям которого участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач) фельдшер осматривает пациента, назначает терапию лекарственными средствами, предусмотренными утвержденным Перечнем лекарственных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно указанному Порядку в исключительных случаях, при индивидуальной непереносимости, выписка лекарственного препарата осуществляется не по международному непатентованному, а по торговому наименованию.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация для проведения открытого конкурса на размещение заказа не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 34 названного Федерального закона установлено, что в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для их переоценки не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.