Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Нестеровой Л.В., Ярадаева А.В., при секретаре Зайцеве И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к администрации Козловского района Чувашской Республики о возложении обязанности, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 21 июня 2013 года, которым постановлено обязать администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения: Баланово-Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево-Пиндиково-Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга-Янтиково протяженностью 2,34 км, Волга-Еметкино протяженностью 1,23 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга-Марпосад-Октябрьское-Козловка-Осинкино протяженностью 1,55 км, Козловка-Сятракасы-Солдыбаево-Картлуево протяженностью 5,25 км, Волга-Ягунькино-Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево-Криуши протяженностью 4,92 км;
- поставить на технический учет следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения: Волга-В.Анчиково протяженностью 2,9 км, Волга-Уразметево-Казаково протяженностью 1 км, Воробьевка-Курочкино протяженностью 0,76 км, Волга-Решетниково протяженностью 2,05 км, Баланово-Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево-Пиндиково-Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга-Бишево-подъезд к д. Еметкино (ул. 50 лет Победы) протяженностью 0,51 км, Волга-Янтиково протяженностью 2,34 км, Айдарово-Шималахово-А. Базары протяженностью 0,6 км, Волга-Н. Тюрлема-Ст. Тюрлема протяженностью 3,45 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга-Козловка-В.Курган протяженностью 5,85 км, Волга-К. Починок протяженностью 3,85 км, Волга-Масловка-Альменево протяженностью 9,35 км, Волга-Чешлама протяженностью 5,8 км, Волга-Ягунькино-М. Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево-Криуши протяженностью 4,92 км, Вурманкасы-Гришкино протяженностью 3,39 км, Волга-В. Байгулово протяженностью 6 км.
- отказать в удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Козловского района Чувашской Республики.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики, в котором просил обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести в установленном законом порядке паспортизацию в отношении следующих автомобильных дорог: Волга - Уразметево-Казаково протяженностью 1,5 км, Воробьевка - Курочкино протяженностью 0,76 км, Баланово - Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево - Пиндиково - Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга - Козловка - В.Курган-школа N2 протяженностью 0,575 км, Волга - Козловка - В.Курган - Слободка протяженностью 3,2 км, Волга - Янтиково протяженностью 2,34 км, Волга - Еметкино протяженностью 1,23 км, Волга - Н. Тюрлема-Ст. Тюрлема протяженностью 3,45 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга -Козловка - В.Курган протяженностью 5,85 км, Козловка - К. Починок протяженностью 3,85 км, Волга - Марпосад - Октябрьское - Козловка - Осинкино протяженностью 1,55 км, Козловка-Сятракасы - Солдыбаево - Картлуево протяженностью 5,25 км, Волга - Ягунькино - М. Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево - Криуши протяженностью 4,92 км, а также поставить на технический учет следующие автомобильные дороги: Волга - В.Анчиково протяженностью 2,9 км, Волга - Уразметево - Казаково протяженностью 1,5 км, Воробьевка-Курочкино протяженностью 0,76 км, Волга-Решетниково протяженностью 2,05 км, Баланово - Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево - Пиндиково-Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга - Бишево-подъезд к д. Еметкино (ул. 50 лет Победы) протяженностью 0,51 км, Волга-Янтиково протяженностью 2,34 км, Айдарово - Шималахово - А.Базары протяженностью 0,6 км, Волга - Н.Тюрлема - Ст.Тюрлема протяженностью 3,45 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга - Козловка-В. Курган протяженностью 5,85 км, Козловка - К. Починок протяженностью 3,85 км, Волга -Масловка - Альменево протяженностью 9,35 км, Волга-Чешлама протяженностью 5,8 км, Волга - Ягунькино - М.Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево - Криуши протяженностью 4,92 км, Вурманкасы - Гришкино протяженностью 3,39 км, Волга - В. Байгулово протяженностью 6 км.
Заявленные требования прокурор мотивировал следующими обстоятельствами.
В ходе прокурорской проверки на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения в данной сфере правового регулирования, допускаемые органами местного самоуправления, а именно администрацией Козловского района Чувашской Республики. В соответствии с положениями п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 года N150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Однако администрация Козловского района Чувашской Республики не выполнила обязанность по техническому учету и паспортизации названных в исковом заявлении автомобильных дорог, что свидетельствует о ненадлежащей организации органом местного самоуправления дорожной деятельности и делает невозможным осуществление должного контроля за обеспечением безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог местного значения. Между тем безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах Козловского района Чувашской Республики затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании 21 июня 2013 года прокурор Платонов Д.Х. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Никитин И.Н. и Рожков И.В., представляя интересы администрации Козловского района Чувашской Республики, возражали против иска прокурора и пояснили, что действующее законодательство не возлагает на администрацию муниципального района обязанность по осуществлению технического учета и паспортизации автомобильных дорог; на администрацию района возложена лишь обязанность по содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения; нормы названных прокурором в исковом заявлении ведомственных строительных норм не применимы для определения полномочий органа местного самоуправления.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП " ... " Кадикина С.А. пояснила, что предприятие согласится с усмотрением суда по спору.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано администрацией Козловского района Чувашской Республики. В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Выслушав объяснения прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п.12 ст.3 указанного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно частям 1, 2, 3 ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" было предусмотрено, что в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Изданием приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" признан утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 160, а согласно подп.4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402, в состав прочих работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Эта Классификация распространяется на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерацию, и устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской федерации от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Обязанность администрации муниципального района как исполнительно- распорядительного органа публичного образования по осуществлению работ по паспортизации дорог, находящихся в собственности муниципального образовании, также следует из ст.210 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Что касается довода апелляционной жалобы о необоснованном применении судом ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", такое утверждение неверно, поскольку указанный нормативный акт не отменен, является действующим, факт отсутствия приведения его в соответствие с действующим законодательством не влияет на обязанность соответствующих субъектов соблюдать установленные в нем требования, которые не противоречат нормативным актам, принятым позднее.
Таким образом, вышеприведенные суждения опровергают доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на администрацию муниципального района обязанность по осуществлению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Поскольку автомобильные дороги, перечисленные в исковом заявлении прокурора, отнесены администрацией Козловского района Чувашской Республики в соответствующем перечне к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в Козловском районе, и ответчиком не оспаривается факт отсутствия технического паспорта на 9 автомобильных дорог из перечисленных в перечне (автомобильные дороги: Баланово -Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево - Пиндиково - Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга - Янтиково протяженностью 2,34 км, Волга - Еметкино протяженностью 1,23 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга - Марпосад-Октябрьское - Козловка - Осинкино протяженностью 1,55 км, Козловка - Сятракасы -Солдыбаево - Картлуево протяженностью 5,25 км, Волга - Ягунькино - Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево - Криуши протяженностью 4,92 км), является обоснованным решение суда первой инстанции в части обязания органа местного самоуправления осуществить паспортизацию этих дорог.
Что касается решения суда первой инстанции в части возложения на орган местного самоуправления обязанности по постановке на технический учет автомобильных дорог местного значения, судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Так, поставив перед судом вопрос о возложении на орган местного самоуправления обязанности по постановке на технический учет автомобильных дорог местного значения, прокурор в исковом заявлении не привел надлежащего обоснования, что конкретно следует понимать под обязанностью органа местного самоуправления по постановке автомобильных дорог общего пользования местного значения на технический учет. Указанный дефект искового заявления не был устранен и в ходе рассмотрения и разрешения дела по существу в суде первой инстанции. Судебная коллегия полагает, что в такой ситуации у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований считать, что в суд заявлено требование о возложении обязанности, отнесенной законодателем к полномочиям органа местного самоуправления.
Руководствуясь изложенным, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Отменить решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 21 июня 2013 года в части возложения на администрацию Козловского района Чувашской Республики обязанности поставить на технический учет автомобильные дороги общего пользования местного значения и принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в иске прокурора Козловского района Чувашской Республики к администрации Козловского района Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на технический учет следующие автомобильные дороги: Волга- В.Анчиково протяженностью 2,9 км, Волга-Уразметево-Казаково протяженностью 1,5 км, Воробьевка-Курочкино протяженностью 0,76 км, Волга-Решетниково протяженностью 2,05 км, Баланово-Илебары протяженностью 2,78 км, Токташево-Пиндиково-Новородионовка протяженностью 4,34 км, Волга-Бишево-подъезд к д. Еметкино (ул. 50 лет Победы) протяженностью 0,51 км, Волга-Янтиково протяженностью 2,34 км, Айдарово-Шималахово-А. Базары протяженностью 0,6 км, Волга-Н. Тюрлема-Ст. Тюрлема протяженностью 3,45 км, обход г. Козловка протяженностью 1,4 км, Волга-Козловка-В. Курган протяженностью 5,85 км, Козловка-К. Починок протяженностью 3,85 км, Волга-Масловка-Альменево протяженностью 9,35 км, Волга-Чешлама протяженностью 5,8 км, Волга-Ягунькино-М. Карачево протяженностью 5,4 км, Карамышево-Криуши протяженностью 4,92 км, Вурманкасы-Гришкино протяженностью 3,39 км, Волга-В. Байгулово протяженностью 6 км.
2. Оставить без удовлетворения апелляционную жалобу администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 21 июня 2013 года в остальной части.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.