Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Костомукшского городского округа, Г. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Костомукша в интересах муниципального образования "Костомукшский городской округ" к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по прекращению трудового договора с ( ... )
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костомукши в интересах муниципального образования "Костомукшский городской округ" обратился в суд с иском к администрации Костомукшского городского округа (далее по тексту - администрация КГО) о возложении обязанности по прекращению трудового договора с ( ... ) Г. по тем мотивам, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях и некоммерческих организациях на территории Костомукшского городского округа установлено, что ХХ.ХХ.ХХ главой администрации КГО заключен трудовой договор с Г. на должность ( ... ) с ХХ.ХХ.ХХ В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" (далее по тексту - Устав) к исключительной компетенции Совета Костомукшского городского округа (далее по тексту - Совет КГО) относится согласование кандидатур для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора). Кандидатура Г. не проходила согласование Совета КГО на должность ( ... ) ХХ.ХХ.ХХ в адрес главы Костомукшского городского округа прокурором внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях и некоммерческих организациях. Во исполнение требований прокурора администрацией КГО ХХ.ХХ.ХХ на заседание Совета КГО представлен проект решения о согласовании кандидатуры Г. на должность ( ... ) однако кандидатура Г. не была согласована. Несмотря на это Г. продолжает исполнять обязанности ( ... )", что нарушает действующее трудовое законодательство и муниципальные нормативные правовые акты. Непринятие мер со стороны администрации КГО по прекращению трудового договора с ( ... )" Г. нарушает интересы муниципального образования "Костомукшский городской округ", так как указанная кандидатура руководителя муниципального предприятия не прошла обязательного согласования Совета КГО. В связи с чем прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Костомукшский городской округ" прекратить трудовой договор с руководителем ( ... ) ХХ.ХХ.ХХ, заключенный с Г., в соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2013г. исковые требования прокурора г. Костомукша удовлетворены. Суд обязал администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Г., по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласны администрация Костомукшского городского округа третье лицо Г.
В апелляционной жалобе глава администрации Костомукшского городского округа Л. просит отменить решение суда, т.к. считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Полагает, что в нарушении ч. 3 ст. 131 ГПК РФ прокурор не указал, какие конкретно интересы МО "Костомукшский городской округ" были нарушены при заключении трудового договора с Г., как с ( ... ) какой закон или нормативный правовой акт предусматривает способы защиты этих интересов. Полагает, что права МО "Костомукшский городской округ" не были нарушены, в связи с чем у прокурора не имелось оснований для обращения с иском в защиту муниципального образования. Указывает, что п. 5 ч. 1 ст. 26 Устава МО "Костомукшского городского округа" к исключительной компетенции Совета КГО относит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; пунктом 23 указанной статьи согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора) отнесено к исключительной компетенции Совета КГО. Однако принятие решений по вышеуказанным вопросам относится к разным сферам компетенции Совета и полномочия, предусмотренные п. 5 не включают в себя полномочия, предусмотренные п. 23 Устава МО "Костомукшского городского округа". Если вопрос
назначения на должность руководителей муниципальных унитарных предприятий является составной частью владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, то данные вопросы в соответствии с п. 3 ст. 35 Устава МО "Костомукшский городской округ" относятся к компетенции администрации. Если же вопросы назначения на указанную должность относятся к определению порядка управления и распоряжения имуществом, то данные вопросы находятся в компетенции Совета КГО. Судом первой инстанции не дана оценка данным обстоятельствам. Полагает, что глава администрации правомерно заключил трудовой договор с Г., как с исполняющим обязанности руководителя муниципального унитарного предприятия, на момент заключения данного договора нарушений трудового законодательства не допущено, в связи с чем, отсутствуют основания для расторжения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Администрация не оспаривает того, что сложилась практика согласования кандидатур руководителей муниципальных учреждений и предприятий. Однако данное Положение является единственным правовым актом, на основании которого можно было бы прекратить трудовой договор с исполняющим обязанности руководителя ( ... ) Г., поскольку иными правовыми актами, как федерального законодательства, так и муниципального, не предусмотрено обязательное расторжение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения в случае несогласования его кандидатуры на постоянную должность представительным органом муниципального образования. В этой связи требование прокурора и вывод суда об обязательном расторжении в данном случае трудового договора с Г. считает не основанным на законе. Отсутствие правового акта, регулирующего данный вопрос, как альтернативу расторжению трудового договора привело к повторному вынесению на сессию Совета КГО кандидатуры исполняющего обязанности руководителя для его согласования на постоянную должность. Кроме того, считает, что суд не учел, что обстоятельств, исключающих продолжение Г. работы, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, не имеется, доказательств существования указанных обстоятельств, предусмотренных иными федеральными законами, а также указания какими именно, в оспариваемом решении не приведено. Указывает, что Федеральный закон от 14 ноября 2001г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусматривает никаких согласований при назначении на должность директора предприятия, данный порядок закрепляется в уставе предприятия, однако Уставом ( ... ) такое согласование не предусмотрено. Считает, что глава администрации Костомукшского городского округа не обязан согласовывать назначение руководителей муниципальных унитарных предприятий с кем-либо в силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей право главы администрации муниципального образования руководить администрацией на принципах единоначалия. Вмешательство представительного органа в назначение, а равно освобождение от должности подчинённых и подотчётных главе администрации должностных лиц в виде согласования (либо несогласования) не соответствует этим принципам. Кроме того, в вышеуказанном Федеральном законе предусмотрена компетенция представительных органов относительно муниципальных унитарных предприятий - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации этих предприятий, а также установление тарифов на услуги (п.6 ч.10 ст. 37).
В апелляционной жалобе третье лицо Г. считает решение суда незаконным и необоснованным, нарушающим федеральное законодательство и его права, в связи с чем просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В апелляционной жалобе приводит те же мотивы, которые изложены в апелляционной жалобе администрации Костомукшского городского округа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика- глава администрации Костомукшского городского округа Л. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что кандидатуру Г. вновь выносили на согласование на сессию, однако сессия не состоялась.
Третье лицо Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Г.- А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Г. и в апелляционной жалобе администрации Костомукшского городского округа. Полагал, что пункт относительно согласования для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий внесен в Устав МО "Костомукшского городского округа" в нарушение Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Считал, что при принятии решения судом не учтены ст.ст. 16,18 и 35 указанного Федерального закона.
Прокурор К. возражал в отношении доводов, изложенных в апелляционных жалобах, пояснил, что положение Устава МО "Костомукшского городского округа" относительно порядка согласования для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий не оспорено, действует, поэтому должно применяться. Просил учесть, что на сессии ХХ.ХХ.ХХ решение о согласовании кандидатуры Г. на должность ( ... ) не принято.
Представитель третьего лица Совета Костомукшского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав объяснения представителя ответчика- Главы администрации Костомукшского городского округа Л., представителя третьего лица Г.- А., прокурора К., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют наравне с общепризнанными принципами, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
На основании ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
П. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" предусмотрено согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ХХ.ХХ.ХХ между администрацией Костомукшского городского округа и Г., ( ... ) года рождения, заключен трудовой договор, согласно которому Г., имеющий ( ... ) образование, ( ... ), ранее работавший ( ... ), назначен на должность ( ... )" с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ХХ.ХХ.ХХ администрацией Костомукшского городского округа издано соответствующее распоряжение (л.д. 147). Распоряжением администрации КГО N от ХХ.ХХ.ХХ внесены изменения в вышеуказанное распоряжение в части срока назначения Г. на должность с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ
ХХ.ХХ.ХХ глава Костомукшского городского округа обратился в прокуратуру г. Костомукша с заявлением о нарушении главой администрации Костомукшского городского округа п. 23 ч.1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ", указывая, что до назначения на должность Г. не прошел обязательной процедуры согласования Советом КГО.
В ходе проведенной проверки по данному факту прокурором г. Костомукша главе муниципального образования "Костомукшский городской округ" внесено представление об устранении указанного нарушения.
Указанное представление было рассмотрено, в повестку дня очередного ХIХ заседания Совета КГО II созыва был включен вопрос о рассмотрении проекта решения "О согласовании кандидатуры ( ... ) Г.".
Из выписки N протокола ХIХ заседания Совета Костомукшского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ следует, что решение о согласовании кандидатуры Г. для назначения на должность ( ... ) не принято, поскольку из 14 присутствующих депутатов голосовали "за"-9, против -5, воздержался-0.
ХХ.ХХ.ХХ распоряжением главы Костомукшского городского округа N дано указание и.о. главы администрации Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора с ( ... ) Г., однако это распоряжение не исполнено.
ХХ.ХХ.ХХ прокурор г. Костомукша обратился в суд с иском к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по прекращению трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ с руководителем ( ... ) Г. по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Удовлетворяя заявленные прокурором г. Костомукша исковые требования и обязывая администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Г., по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции указал, что назначение Г. на должность ( ... ) произведено администрацией Костомукшского городского округа с нарушением п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" без согласования Советом КГО. Прекращение действия трудового договора с Г. по п. 11 ч.1 ст. 77 ТК РФ не запрещает работодателю предложить Г. другую работу в этом же предприятии с учетом его квалификации, опыта работы.
Однако судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами.
Ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Согласно ст. 67 Трудового кодекса РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
В силу ч. 2 ст. 275 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое). При этом указанный в данной норме перечень соответствующих процедур не является исчерпывающим ("и другое").
Вместе с тем, как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
На основании п. 1, п. 2 ст. 114 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
В силу п. 2 статьи 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
На основании п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устав унитарного предприятия должен содержать порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава Муниципального образования "Костомукшский городской округ" Совет Костомукшского городского округа осуществляет согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора).
В администрации Костомукшского городского округа и в Совете Костомукшского городского округа отсутствует Положение "О порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий и учреждений".
П.п. 7 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В соответствии с абз. 7 ст. 9 названного Федерального закона, непосредственный порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами должны быть предусмотрены в уставе предприятия.
На основании п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устав унитарного предприятия должен содержать порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1.5, п. 6.1.7 Устава ( ... ) учредителем и органом, осуществляющим полномочия собственника имущества предприятия, является администрация Костомукшского городского округа, которая назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор.
Уставом ( ... ) не предусмотрено предварительное согласование кандидатуры для назначения на должность руководителя предприятия.
В соответствии с п. 13 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Костомукшского городского округа" от ХХ.ХХ.ХХ к компетенции администрации Костомукшского городского округа в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом относится, в том числе, заключение трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений. (л.д.118).
Согласно п. 11 ч.1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
П. 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Обязывая администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Г., по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не указал, в соответствии с какими нормативными актами исключается возможность продолжения Г. работы в соответствии с заключенным с ним администрацией муниципального образования "Костомукшский городской округ" трудовым договором от ХХ.ХХ.ХХ, а также не привел мотивы, по которым работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Кроме того, в апелляционных жалобах глава администрации Костомукшского городского округа и третье лицо Г. ссылались на то, что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ прокурор не указал, в чем заключается нарушение прав МО "Костомукшский городской округ" при заключении администрацией Костомукшского городского округа трудового договора с Г., как с ( ... )
В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ суд первой инстанции не привел в обоснование доказательства, на которых основаны выводы об этих обстоятельствах.
Возражений относительно наличия у Г. необходимых для занятия должности ( ... ) профессиональных или иных качеств не представлено.
Оценив все указанные доказательства в их совокупности, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, о том, что имеются основания для расторжения заключенного администрацией Костомукшского городского округа с Г. трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем находит решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора подлежащим отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2013 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение об отказе прокурору г. Костомукша в удовлетворении иска об обязании администрации Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Г., по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.