Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Пономаревой А.В.,
при секретаре Утробине А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 02 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее именуется Минстрой) на решение Глазовского районного суда от 25 июня 2013 года, которым исковое заявление М.Ю.С. к Минстрою УР удовлетворено; М.В.П., 02.03.2007 г.р., признана членом семьи М.Ю.С.; возложена обязанность на Минстрой рассчитать размер социальной выплаты М.Ю.С. с учетом всех членов семьи: супруги М.А.К, сына М.П.Ю., внучки М.В.П.;
заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., заслушав объяснения представителя Минстроя УР Третьяковой А.В. (доверенность от 01.02.2013 года N01-02/11юр, сроком действия 3 года), поддержавшей доводы жалобы; возражения истца М.Ю.С. его представителя А.Т.Н. (по устному заявлению), третьего лица Михайловой А.К., не согласившихся с доводами жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Ю.С. обратился в суд с иском к ответчикам Администрации г.Глазова, Минстрою УР, М.П.Ю.., действующему от имени несовершеннолетней М.В.П.., с требованиями о признании внучки М.В.П. членом семьи истца, ссылаясь на то, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение государственного жилищного сертификата в соответствие с федеральной целевой программой. В связи с предоставлением жилищного сертификата возник спор о круге членов его семьи. Просит признать внучку членом семьи, поскольку истец с сыном и внучкой проживают единой семьёй, имеют совместный бюджет, ведут общее хозяйство.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Ответчик М.П.Ю.., действующий от имени несовершеннолетней дочери М.В.П., иск признал.
Представитель ответчика Администрации г.Глазова в суд не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель ответчика Минстроя УР в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных участников процесса.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик Минстрой УР просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, указывая н то, что выводы суда основаны на недопустимых доказательствах, не доказаны. Внучка истца может быть признана членом семьи истца в том случае, если не имеет трудоспособных родителей и находится на иждивении у истца в соответствии с положениями пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N14. Суд в нарушение ст.28 ГК РФ, ч.5 ст.37 ГПК РФ не привлек к участию в деле в качестве представителя несовершеннолетней М.В.П. её мать М.М.В. Суд не учёл, что место жительства ребенка определено с матерью по решению мирового судьи.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что М.Ю.С. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году и в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 имеет право на получение мер социальной поддержки.
С 31.12.2009 года М.Ю.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации г.Глазова, что следует из справки от 21.05.2013 года.
М.Ю.С. проживает и зарегистрирован по месту жительства в двухкомнатной квартире общей площадью 47,7 кв.м., жилой 28,3 кв.м., расположенной по адресу: "адрес", с 06.01.1983 года.
Указанное жилое помещение находится в общей совместной собственности истца М.Ю.С.., его супруги М.А.К., дочери М.И.Ю. сына М.П.Ю. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 01.02.1993 года.
Совместно с М.Ю.С. в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства супруга М.А.К с 06.01.1983 года, сын М.П.Ю. с мая 2000 года, внучка М.В.П.., 02.03.2007 г.р., с 19.03.2007 года.
С 23.05.2005 года по 16.08.2010 года в жилом помещении также была зарегистрирована по месту жительства сноха М.М.В.
Родителями М.В.П. являются М.М.В. и М.П.Ю..
08.10.2010 года брак между М.П.Ю. и М.М.В. прекращен на основании решения мирового судьи о расторжении брака.
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, сторонами не оспариваются.
При разрешении спора суд 1 инстанции правильно руководствовался положениями ст.31 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"; разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в Постановлении от 02.07.2009 года 314 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" о том, кто относится к членам семьи собственника.
Согласно п.5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"( ... ).
Согласно п.12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).
Согласно п.13 социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил;
норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п.13).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. (п.16).
Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.(п.16.1).
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет. (п.16.2).
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил:
постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке; (п.17).
Выдачу сертификатов осуществляют:
в) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты). (п.18 Правил).
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением определенных документов (п.19 Правил).
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. (п.21).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.(п.24).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. (п.26 Правил).
Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что численность семьи гражданина влияет на размер социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Разрешая спор, суд 1 инстанции пришёл к выводу о том, что М.В.П. является внучкой истца М.Ю.С. и проживает совместно с истцом и своим отцом М.П.Ю. по адресу: "адрес" куда вселена с рождения и проживает в качестве члена семьи собственника. Все проживающие в квартире ведут совместное хозяйство и являются членами одной семьи.
Данные обстоятельства установлены из объяснений участников процесса, подтверждаются письменными доказательствами о родственных отношениях, о регистрации по месту жительства, а также показаниями свидетеля О.И.О. и третьего лица М.А.К. Оснований не принимать данные сведения, полученные из указанных источников, в качестве доказательства у суда не имеется, поэтому требования истца удовлетворены правомерно. То обстоятельство, что М-вы являются родственниками, членами одной семьи, не свидетельствует о недопустимости их объяснений в качестве доказательств.
Доказательств, опровергающих факт совместного проживания и ведения общего хозяйства М.Ю.С. и М.П.Ю. с дочерью М.В.П., ответчиками не представлено.
Доводы жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле мать ребенка М.М.В. не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку интересы несовершеннолетнего ребенка представлял её отец, родители ребенка обладают равными правами. Действующее законодательство не обязывает привлекать к участию в деле обоих законных представителей.
Доводы о том, что место жительства ребенка определено с матерью, не опровергают факт проживания ребенка совместно с отцом и истцом в жилом помещении по адресу: "адрес"
Доводы о неправильном применении норм материального права, регулирующих вопросы о членах семьи собственника, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данные доводы основаны на ином, неправильном толковании норм материального права и разъяснении Пленума Верховного суда РФ N14 от 02.07.2009 года.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, способных повлиять на существо принятого по делу решения, и не подлежит удовлетворению.
Оснований для отмены принятого решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, и принятия иного решения по делу судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 июня 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.