Апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2013 N 11-31848/13
Судья: Жолудова Т.В.
Дело N 11-31848/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2013 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Мызниковой Н.В., Климовой С.В.
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., дело по апелляционной жалобе Вильковской Е.И. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Вильковской Е.И. к ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" об установлении и выплате надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - отказать",
установила:
Вильковская Е.И. обратилась в суд с иском к ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" об установлении и выплате надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.
Свои требования Вильковская Е.И. мотивировала тем, что с 01.03.2010 года осуществляет трудовую деятельность в организации ответчика в должности медицинской сестры, с момента приема на работу к ответчику, имеет право на установление надбавки за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%. После обращения в Министерство здравоохранения Московской области с 18.10.2012 года указанная надбавка была установлена, однако перерасчет заработной платы с 01.03.2010 года по 17.10.2012 года не произведен, в связи с чем просит обязать ответчика установить и выплатить надбавку за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения за период с 01.03.2010 года по 17.10.2012 года в размере 30% должностного оклада.
Истец Вильковская Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционной жалобе истец Вильковская Е.И.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Вильковской Е.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как было установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказом N ** от ***.2010 года Вильковская Е.И. была принята на работу в ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" на должность медицинской сестры процедурной с 01.03.2010 года. При приеме на работу, сторонами заключен трудовой договор N*** от ***.2010, согласно которому истцу установлен оклад в размере *** рубля.
До поступления на работу в учреждение ответчика, согласно данным трудовой книжки Вильковская Е.И. осуществляла следующую трудовую деятельность: с 07.07.1981 года по 30.11.1981 года работала в Детской городской поликлиники N37 в должности участковой медсестры, с 03.12.1981 по 30.11.1985 года - в городской больнице N 11 в должности медицинской сестры, с 30.03.1986 года МСЧ поликлиники аэропорта Шереметьево, с 01.09.1994 - 26.11.2003 года - ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" в должностях: медицинской сестры, медицинского регистратора; с 21.01.2010 года по 09.02.2010 года - клиническая больница N 119 ФМБА, в должности медицинской сестры.
На обращение истца об установлении надбавки за непрерывный стаж работы, ответчиком было отказано в ответе от 03.10.2012 года N 602, в связи с отсутствием необходимого непрерывного стажа работы в учреждениях здравоохранения и разъяснено, что данный вопрос может быть в индивидуальном порядке рассмотрен Министерством здравоохранения с учетом мнения Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения.
Основываясь на решении Министерства здравоохранения Московской области, которое полагало возможным сохранить стаж непрерывной работы Вильковской Е.И. и осуществить выплату надбавки, с 18.10.2012 года ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" ей назначена и выплачивается надбавка за непрерывный стаж работы в размере 30%.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о выплате надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения с момента трудоустройства истца к ответчику, суд первой инстанции правомерно сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения данного иска.
Так, до 01.12.2008 г. действовало Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15.10.1999 N 377, которое применялось при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, к которым относились лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в "Номенклатуру учреждений здравоохранения", утверждаемую Минздравом России.
Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена действующим Приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2005 N 627, и предусматривает только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Указанное Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15.10.1999 N 377, предусматривало установление надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (п. 6.1.) всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в подпунктах 6.1.1 - 6.1.3 Положения, в размере 20 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада (п. 6.1.4.).
Пункт 6.2. указанного Положения устанавливал порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок, и предусматривал, что в стаж работы не засчитывается и прерывает его: время работы в учреждениях, организациях и предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем разделе Положения (п. 6.2.4.).
В то же время п. 6.2.2.1 Положения предусматривал, что стаж работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, при отсутствии во время перерыва другой работы, не позднее одного месяца, в том числе, со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, а также из предприятий и организаций (структурных подразделений) независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке функции учреждений здравоохранения, при условии, если указанным периодам работы непосредственно предшествовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.
МСЧ ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" не является государственным и муниципальным учреждением здравоохранения и не входит в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2005 N 627, действующего в настоящее время, условия, указанные в п. 6.2.2.1 отсутствуют, в связи с чем является верным вывод суда о том, что стаж непрерывной работы истца для установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения при поступлении на работу в 1994 г. в МСЧ ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" прервался и исчисляется заново с 21.01.2010 г., т.е. со дня приема на работу в Клиническую больницу N 119 ФМБА как учреждение здравоохранения, предусмотренное Номенклатурой учреждений здравоохранения, в указанном учреждении истец проработала менее месяца, в связи с чем необходимого стажа для установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения не имела.
В то же время, Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения от 15.10.1999 N 377, утратило силу с 01.12.2008 на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2008 N 598н в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583.
Как указано выше, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 ввело с 01.12.2008 новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялось на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений; в п. 9 указанного Постановления указано, что федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвития РФ необходимо утвердить условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимых с 01.12.2008.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, которые предусматривают в качестве выплаты стимулирующего характера выплату за стаж непрерывной работы (выслугу лет) и устанавливают, что при введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Таким образом, указанные нормативные акты применяются к федеральным бюджетным, автономным и казенным учреждениям, а также к федеральным государственным органам, гражданскому персоналу воинских частей и учреждений (подразделений) федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, к которым ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского", являющийся государственным бюджетным учреждением здравоохранения Московской области, не относится. Кроме того, указанные нормативные акты не определяют условия и порядок исчисления стажа для назначения надбавки за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, было принято постановление Правительства города Москвы от 25.08.2009 N 809-ПП "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы на основе единой тарифной ставки", которым в целях сохранения в городе Москве действующей системы оплаты труда установлено, что государственные учреждения города Москвы при определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований до утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих применяют тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 1 декабря 2008 г. устанавливаются разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке, уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и требования к квалификации по разрядам оплаты; такие разряды оплаты труда установлены этим постановлением, а также определено, что размеры доплат и надбавок стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяются учреждениями самостоятельно в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
При таких данных, с 01.12.2008 нормативный акт, непосредственно регулирующий условия и порядок установления надбавки за непрерывный стаж работы, и являющийся основанием для ее первоначального установления в учреждениях здравоохранения г. Москвы, отсутствует, а вопрос определения размер доплат и надбавок стимулирующего характера разрешается учреждениями самостоятельно.
При таких данных, правовых оснований, основанных на действующих нормативных актах, для установления Вильковской Е.И. надбавки за продолжительность непрерывного стажа работы в учреждениях здравоохранения с учетом ее стажа работы с 1994 г. в МСЧ ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" не имеется, на локальные акты ответчика или условия трудового договора, истец не ссылается.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового пора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также правильно исходил из пропуска истцом установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд, о котором заявлено ответчиком, поскольку за разрешением трудового спора о взыскании невыплаченной надбавки за период с 01 марта 2010 года по 17 октября 2012 года истец обратился в суд только 06 мая 2013 года.
При этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, препятствовавших своевременному обращению в суд за защитой нарушенных прав, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доводы жалобы аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и которым дана соответствующая правовая оценка.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вильковской Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.