Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 07 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора: Николаевой С.Н.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2013 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации К. на решение Советского районного суда г. Брянска от 31 мая 2013 года по делу по иску прокурора Володарского района г. Брянска к Брянской городской администрации, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в суд с иском к Брянской городской администрации о понуждении произвести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Слесарной в г. Брянске и привести его в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до 1 ноября 2012 года, ссылаясь на то, что проверкой прокуратуры Володарского района совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Брянску было установлено, что дорожное покрытие на ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска не соответствует указанным требованиям государственного стандарта, что не обеспечивает безопасность дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. На ответчика, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, т.е. обязанность по содержанию автомобильных дорог в Володарском районе г. Брянска.
По ходатайству Брянской городской администрации к участию в деле соответчиком привлечен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
В уточненных исковых требованиях прокурор Володарского района г. Брянска просил суд обязать ответчиков в срок до 1 ноября 2013 года произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Слесарной в г. Брянске, а именно: восстановить асфальтобетонное покрытие; ликвидировать повреждения дорожного покрытия (колеи, ямы, выбоины, просадки, отклонение крышек люков относительно покрытия); восстановить пешеходные переходы, произвести ремонт тротуаров и пешеходных дорожек, нанести постоянную разметку после проведения капитального ремонта.
В судебном заседании помощник прокурора Володарского района г. Брянска Х. уточненное исковое заявление поддержала.
Представитель Брянской городской администрации, комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации А. иск не признал, суду пояснил, что истцом не представлено доказательств того, что заявленные в иске работы по ремонту дорожного покрытия по ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска относятся к капитальному ремонту автомобильной дороги. Указанные работы могут быть выполнены в ходе текущего содержания автомобильной дороги. Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации с Муниципальным унитарным специализированным ремонтно-строительным предприятием Володарского района г. Брянска заключен муниципальный контракт N 0127300013112001575-123266 на выполнение в 2013 г. работ по текущему содержанию улично-дорожной сети в Володарском районе г. Брянска, к которой, в том числе, относится ул. Слесарная. В связи с этим полагает, что ответчиками надлежащим образом исполнены возложенные на них обязанности в области дорожной деятельности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц ОГИБДД УМВД по г. Брянску, МБУ "Центр организации дорожного движения г. Брянска".
Решением Советского районного суда г. Брянска от 31 мая 2013 года исковые требования прокурора Володарского района г. Брянска удовлетворены частично.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию и комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в срок до 1 ноября 2013 года произвести капитальный ремонт дорожного покрытия на улице Слесарной в г. Брянске: ликвидировать повреждения дорожного покрытия (колеи, ямы, выбоины, просадки, отклонение крышек люков относительно покрытия). В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобепредставительБрянской городской администрации К. просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в 2013 г. между комитетом по ЖКХ БГА и МУ специализированное ремонтно-строительное предприятие Володарского района г.Брянска был заключен Муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию объектов улично-дорожной сети в Володарском районе г. Брянска. Приложением 2 к постановлению Брянской городской администрации от 30.12.2010г. утвержден Перечень объектов улично-дорожной сети г. Брянска, подлежащих содержанию и ремонту в соответствии с условиями Контракта, в указанный Перечень включена, в том числе ул. Слесарная. Следовательно, заключенный муниципальный контракт является подтверждением того факта, что текущим содержанием автомобильной дороги по указанным улицам в 2012 г. занимается МУ специализированное ремонтно-строительное предприятие Володарского района г.Брянска. Считает, что Брянская городская администрация и комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в соответствии с возложенными полномочиями надлежащим образом выполнили обязанность по заключению муниципальных контрактов на текущее содержание объектов улично-дорожной сети.
На доводы апелляционной жалобы были принесены возражения помощником прокурора Володарского района г. Брянска Х., которая просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ОГИБДД УМВД России по г. Брянску по доверенности Д. на доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокуратурой Володарского района г. Брянска совместно с ОГИБДД УВД по г. Брянску, Управлением государственного автодорожного надзора была проведена проверка надлежащего состояния автомобильных дорог и надлежащего содержания улично-дорожной сети.
Согласно акту обследования эксплуатационного состояния участка дороги по ул. Слесарная в г. Брянске от пересечения с ул. Димитрова до пересечения с улицей Мичурина от 14 мая 2012 года на указанном участке дороги наблюдается повреждение дорожного покрытия в виде глубоких ям, выбоин просадок глубиной от 20 до 40 см., отклонение крышек люков относительно покрытия более 5 см, что не соответствует п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93; наблюдается отклонение крышек люков относительно уровня покрытия более 2,0 см., что не соответствует требованиям п. 3.1.10. ГОСТ Р 50597-93.
Как видно из материалов дела, на 2012 год между комитетом по ЖКХ и Брянской городской администрации и МУ "Специализированное ремонтно-строительное предприятие" Володарского района был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети в Володарском районе г. Брянска до 30.12.2012 года.
Между тем, в ходе повторного обследования эксплуатационного состояния участка дороги в г. Брянске по ул. Слесарной, начиная с начала улицы от пересечения с ул. Димитрова до пересечения с ул. Мичурина (справка от 10 апреля 2013 года л.д. 98) установлены те же нарушения ГОСТа.
Ответчики по делу не опровергли выводы и обстоятельства, изложенные в акте проверки от 14 мая 2012 года и в справке обследования от 10 апреля 2013 года.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см (пункт 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно ст. ст. 3,13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в границах городского поселения.
В соответствии с требованиями ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Осуществление безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.44 Устава г. Брянска, городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом г.Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Брянска; формирование и размещение муниципального заказа (ст.45).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 г. N 403, утверждено Положение о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, осуществляющим проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Одной из основных задач Комитета, согласно Положению, является организация содержания и ремонт автомобильных дорог общего пользования
Пунктом 3.1. Положения предусмотрено, что комитет осуществляет функции муниципального заказчика по реконструкции и капитальному ремонту жилищно - коммунального хозяйства за счет бюджетных средств.
Таким образом, в силу закона, Устава г. Брянска, положения о городском комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрацииобязанности по организации содержания и ремонту автомобильных дорог общего пользования возложены на Брянскую городскую администрацию и комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации ... В целях исполнения указанных обязанностей администрации предоставлены полномочия по заключению договоров на содержание дорог, выделяются денежные средства.
Поскольку автомобильная дорога по ул. Слесарная в Володарском районе г. Брянска относится к автомобильным дорогам местного значения и расположена в границах муниципального образования г. Брянск, следовательно, Брянская городская администрация обязана обеспечивать надлежащее состояние данной дороги, соответствующее государственным стандартам.
При таких обстоятельствах, судом сделан обоснованный вывод о том, что обязанности по организации содержания и ремонту автомобильных дорог общего пользования возложены на Брянскую городскую администрацию и комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
Существующее состояние дорожного покрытия названой улицы создает угрозу безопасности движения, способно повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью людей, увеличивает риск аварийной ситуации в городе, не отвечает, требованиям по сохранению жизни, здоровья населения, затрагивает и нарушает права неопределенного круга лиц - населения Володарского района г.Брянска.
Согласно частям 1,3 ст. 17 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года N 160 (раздел N 2 п. 9 подп. 2 абзац "ж") при капитальном ремонте проводятся работы (по дорожным одеждам) по переустройству дорожной одеждына участках образования колей глубиной более 45 мм с удалением одного или нескольких нестабильных слоев основания.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводуо частичном удовлетворении заявленных прокурором требований о понуждении ответчиков ликвидировать повреждения дорожного покрытия (колеи, ямы, выбоины, просадки, отклонение крышек люков относительно покрытия) по ул. Слесарной в г. Брянске.
Между тем, судебная коллегия находит неверным вывод суда о необходимости провести капитальный ремонт дороги.
В силу п. 3 общего положения Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" перечень участков и автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями.
Поскольку прокурором диагностика не проводилась и не представлено иных доказательств, свидетельствующих о том, какой вид ремонта требуется произвести в отношении автодороги по ул. Слесарной, судебная коллегия вывод суда о необходимости проведения капитального ремонта дороги находит преждевременным. По этим же основаниям неверным является вывод о том, что указанные прокурором работы по восстановлению пешеходных переходов, ремонту тротуаров и пешеходных дорожек относятся к работам по ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог.
В этой связи решение суда в части, которой исковые требования прокурора удовлетворены, подлежит изменению, с изложением резолютивной части в следующей редакции : признать бездействие Брянской городской администрации по ремонту автомобильной дороги по ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска незаконным. Обязать Брянскую городскую администрацию и комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах своей компетенции привести автомобильную дорогу по ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Решение суда в части, которой прокурору отказано в удовлетворении исковых требований не подлежит отмене по тем основаниям, что в деле отсутствуют акты обследования состояния автодороги на ул. Слесарной, в которых было бы указано на отсутствие пешеходных дорожек, переходов и тротуаров или их ненадлежащее состояние. Следовательно, эти недостатки автодороги прокурором не выявлены и не зафиксированы.
Доводы апелляционной жалобы о том, чтокомитет по ЖКХ Брянской городской администрации в соответствии со своими полномочиями надлежащим образом выполнили обязанность по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему содержанию объектов улично-дорожной сети в Володарском районе г. Брянска, не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие контракта в отсутствие должного контроля за его выполнением со стороны муниципального заказчика не обеспечивает целей содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 31 мая 2013 года в части, которой отказано в удовлетворении исковых требований прокурора, оставить без изменения.
В остальной части решение суда изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: признать бездействие Брянской городской администрации по ремонту автомобильной дороги по ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска незаконным. Обязать Брянскую городскую администрацию и комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пределах своей компетенции привести автомобильную дорогу по ул. Слесарной в Володарском районе г. Брянска в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения."
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда И.М. ФРОЛОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.