Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
Председательствующего Ермаковой Г.В.,
судей Бадлуевой Е.Б. и Оглоблиной М.П.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования к администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" о признании незаконными действия администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" по назначению Гритчиной О.П. на должность помощника главы Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение", о возложении обязанности на администрацию Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе,
по апелляционной жалобе и дополнений к ней администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение"
на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июля 2013 года по данному гражданскому делу,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства органами местного самоуправления в сфере прохождения муниципальной службы выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе в администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение".
Прокурор полагает, что для замещения должности муниципальной службы "помощник главы", относящейся к категории младших должностей, необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Однако должность помощника главы Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение" занимает Гритчина О.П., которая не имеет профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Таким образом, допуск к замещению муниципальной службы лица, не имеющего необходимого уровня образования, напрямую затрагивает интересы муниципального образования, так как деятельность муниципального служащего, не обладающего необходимым уровнем знаний способна привести к дестабилизации работы администрации муниципального образования.
Кроме того, прием на работу лица, не имеющего соответствующего уровня образования, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, препятствуя поступлению на службу гражданам, имеющим профессиональное образование, отвечающее необходимым квалификационным требованиям, которые могли претендовать на замещение муниципальной службы, таким образом, ограничивая их право на поступление на муниципальную службу.
Прокурор просил суд признать незаконными действия администрации Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение" по назначению Гритчиной О.П. на должность помощника главы Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение", возложить обязанность на администрацию Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение" устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июля 2013 года заявление Тайшетского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования удовлетворено.
Суд признал незаконными действия администрации Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение" по назначению Гритчиной О.П. на должность помощника главы Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение". На администрацию Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение" возложена обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе.
На решение суда главой администрации Бирюсинского городского поселения подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Тайшетского межрайонного прокурора отказать. В обоснование своих доводов указывает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, ссылаясь на то, что в решении не указано, какие именно действия должна совершить администрация Бирюсинского МО по устранению нарушения законодательства о муниципальной службе. По мнению заявителя, суд не учел положения пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ".
Также заявитель указывает на допущенную судом дискриминацию в отношении Гритчиной О.П., которой препятствуют в замещении должности муниципальной службы, ссылаясь на отсутствие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
В представленных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Гритчина О.П. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена "дата изъята", что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. ... ).
Заслушав доклад судьи, объяснения главы администрации Сучковой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Скоробогатовой Н.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ) определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Статьей 8 этого же Федерального закона установлена классификация должностей по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы).
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются в том числе к уровню профессионального образования. Указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (части 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Статьей 5 названного акта закреплено положение о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством в том числе единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.
Такая же норма содержится в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно статье 12 поименованного Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются актами государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Под государственным органом в данном случае подразумевается наниматель, сторона трудового договора (контракта).
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (в ред. от 15.07.2013) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.09.2007 N 34/2/3-СЗ) для замещения должностей муниципальной службы в Иркутской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В органах местного самоуправления городских поселений с численностью населения менее 10000 человек при замещении старших и младших должностей муниципальной службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, без предъявления требования к стажу, необходимо знание Конституции РФ, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования и иных муниципальных нормативных правовых актов применительно к осуществлению соответствующих должностных обязанностей.
Законом Иркутской области от 15.10.2007 N 89-оз (в ред. от 27.06.2012) "О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношений должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" должность помощника главы городского поселения отнесена к младшим должностям муниципальной службы. Согласно постановлению администрации Бирюсинского городского поселения N 342 от 12.10.2012 "Об утверждении перечня наименований должностей муниципальной службы администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" должность помощника главы относится к категории младших должностей муниципальной службы, образованных для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих соответствующие муниципальные должности администрации муниципального образования.
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что при принятии на работу Гритчиной О.П. на основании распоряжения о приеме на работу от "дата изъята" на должность муниципальной службы администрации Бирюсинского городского поселения - "помощник главы" допущены нарушения норм закона, выразившиеся в том, что Гритчина О.П. принята на должность без соблюдения квалификационных требований к уровню профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Между тем, как установлено материалами дела Гритчина О.П. окончила полный курс СПТУ с получением среднего образования по профессии машинист кранов по управлению башенными самоходными, мостовыми и козловыми кранами пятого разряда, что подтверждается дипломом "номер изъят". Согласно представленной в судебное заседание справки НОУ ВПО "номер изъят", Гритчина О.П. является студентом 1-го курса НОУ ВПО по специальности правоведение. Начало обучения - "дата изъята", срок окончания обучения - "дата изъята".
Разрешая спор, руководствуясь положениями норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что замещение Гритчиной О.П. младшей должности муниципальной службы произведено с нарушением квалификационных требований, при этом исходил из того, что для замещения муниципальной должности помощника главы Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение", относящейся к категории младших должностей муниципальной службы, необходимо наличие среднего профессионального образования. Гритчина О.П., назначенная на должность помощника главы Бирюсинского МО "Бирюсинское городское поселение", этим квалификационным требованиям не отвечает.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Из смысла приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а требования к направлению профессионального образования, соответствующего специфике деятельности органа местного самоуправления, а также обязанностям по замещаемой муниципальной должности, то есть к специализации, - правовыми актами органов местного самоуправления, выступающих стороной в трудовом договоре (контракте).
Между тем администрацией Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" доказательства определения органом местного самоуправления требований к направлению профессионального образования, соответствующего специфике деятельности органа местного самоуправления, а также обязанностям по замещаемой муниципальной должности помощника главы не представлены.
Из анализа должностной инструкции помощника главы Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" следует, что помощник главы, обеспечивая полномочия лиц, замещающих соответствующие муниципальные должности осуществляет организацию работы постоянных комитетов Думы МО, подготовку проектов плана работы и плана заседаний Думы МО, оформление проектов постановлений и распоряжений главы и проектов решений Думы, ведение переписки с организациями, контроля за исполнением устных обращений граждан и организаций, составление налоговых отчетов Думы, участие в работе постоянных комиссий думы, ведение кадровой работы, ведение реестра муниципальных служащих и работы по военнообязанным, проведение аттестации, квалификационных экзаменов на присвоение классных чинов муниципальным служащим, организацию проверки сведений о доходах, имуществе муниципальных служащих, организацию проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальных служащих, созданию резерва кадров. Доказательства соответствия уровня профессионального образования Гритчиной О.П. специфике деятельности муниципального образования "Бирюсинское городское поселение", а также должностным обязанностям в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении разъяснений Верховного Суда РФ, допущенную судом дискриминацию в отношении Гритчиной О.П., не могут служить основанием для отмены судебного решения. Специфика муниципальной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий муниципальных органов предопределяет их особый правовой статус. Регламентируя правовое положение муниципальных служащих, порядок поступления на муниципальную службу и её прохождения, законодатель вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, включая квалификационные требования к уровню профессионального образования при замещении должностей муниципальной службы.
Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования муниципальной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня её отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, не может рассматриваться как нарушение гарантированного Конституцией РФ права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признавая действия по назначению Гритчиной О.П. на должность незаконными, суд не указал какие действия должна совершить администрация, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. В силу статьи 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец.
В силу части 1 статьи 258 ГПК суд, признав заявление прокурора о признании незаконными действия администрации по назначению на должность помощника главы обоснованным, принял решение об обязанности органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение законодательства о муниципальной службе.
Срок для устранения нарушения законодательства о муниципальной службе судом не определен, что позволит администрации муниципального образования принять соответствующие меры по устранению нарушения законодательства в необходимый ей срок.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы с учётом дополнений к ней по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июля 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.Ермакова
Судьи
М.П. Оглоблина
Е.Б. Бадлуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.