Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 23 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Пелевиной Н.В., Ивановой О.А.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Малышева Льва на решение Чухломского районного суда от 14 августа 2013 г., которым удовлетворены исковые требования прокурора Солигаличского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП Малышеву Льву об обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, законодательства в сфере окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления в срок до 01 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения представителя Малышева Л. - Жарова Н.Б., прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солигаличского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Малышеву Л. о возложении обязанности в срок до 01 октября 2013 г. устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности: руководителю и ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по пожарно-техническому минимуму; провести обучение мерам пожарной безопасности лиц, допущенных к работе; обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в производственном помещении, в местах открытого хранения материалов; определить категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон по ПУЭ для складских и производственных (котельная, кухня, склады) помещений (зданий); устранить в производственном помещении наличие встроенных помещений из горючих материалов; устранить складирование древесных пиломатериалов в противопожарных расстояниях между зданиями; обеспечить очистку до грунта мест, отведенных под штабели, от травяного покрова, горючего мусора, либо покрыть слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.; обеспечить территорию и помещения огнетушителями согласно нормам оснащения, установленным п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме". Устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления: обеспечить защиту поверхности временно хранящихся на открытых площадках отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров в соответствии с требованиями п.3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г. (укрытие брезентом, оборудование навеса и т.п.); обеспечить временное хранение отходов, хранящихся на открытых площадках, на площадках, имеющих поверхности из искусственных водопроницаемых и химически стойких покрытий в соответствии с требованиями указанного выше п.3.7; по периметру открытых площадок, на которых осуществляется временное хранение отходов, обеспечить наличие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с требованиями указанного выше п.3.7.
В обоснование требований указал, что в период с 07 июня 2013 г. по 17 июня 2013 г. прокуратурой Солигаличского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности и в сфере охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления ИП Малышевым Л. В ходе проверки установлено, что ИП Малышевым Л. осуществляется деятельность по распиловке и строганию древесины в цехе лесопиления, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: 44:20:101601:2 по адресу: "адрес", д.Горка. В результате указанной деятельности образуются отходы производства (горбыль, древесные опилки). Также ИП Малышев Л. осуществляет прием отходов производства (сбор) в виде горбыля от других хозяйствующих субъектов. Указанные отходы временно складируются (накапливаются) на открытых площадках без тары (навалом, насыпью). В дальнейшем отходы в виде горбыля используются для производства технологической щепы, отходы в виде древесных опилок по мере накопления вывозятся для размещения на полигон. В ходе проверки установлено, что ИП Малышевым Л. при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) не соблюдаются требования п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03: поверхность временно хранящихся на открытых площадках отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; временное хранение отходов на открытых площадках осуществляется непосредственно на почве, поверхности площадок не имеют искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий; по периметру открытых площадок, на которых осуществляется временное хранение отходов, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Допущенными ИП Малышевым Л. нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами, наносится вред окружающей среде, чем нарушаются права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Также в ходе проверки установлено, что при осуществлении указанной хозяйственной деятельности ИП Малышевым Л. не соблюдаются требования пожарной безопасности, выявлены следующие нарушения: руководитель и ответственные лица по пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму; лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности; в производственном помещении, в местах открытого хранения материалов не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон по ПЭУ для складских и производственных помещений (зданий); в производственном помещении устроены встроенные помещения из горючих материалов; осуществляется использование противопожарных расстояний между зданиями для складирования древесных пиломатериалов; не обеспечена своевременная очистка объекта от горючих отходов; не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования от пыли, стружки и горючих отходов; места, отведенные под штабели не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора, либо не покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см; территория и помещения не обеспечены огнетушителями согласно нормам оснащения, единственный огнетушитель ОВП-10 не перезаряжен. Учитывая, что персональный состав и численность работников, работающих у ИП Малышева Л., в ходе осуществления его хозяйственной деятельности может изменяться, нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ИП Малышев Л., создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Вышеуказанным решением на ИП Малышева Л. возложена обязанность в срок до 01 октября 2013 г. устранить нарушения законодательства:
в сфере пожарной безопасности:
- руководителю и ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по пожарно-техническому минимуму,
- провести обучение мерам пожарной безопасности лиц, допущенных к работе,
- обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в производственном помещении, в местах открытого хранения материалов,
- определить категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон по ПУЭ для складских и производственных (котельная, кухня, склады) помещений (зданий),
- устранить в производственном помещении наличие встроенных помещений из горючих материалов,
- устранить складирование древесных пиломатериалов в противопожарных расстояниях между зданиями,
- обеспечить очистку до грунта мест, отведенных под штабели, от травяного покрова, горючего мусора, либо покрыть слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.,
- обеспечить территорию и помещения огнетушителями согласно нормам оснащения, установленным п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме";
в сфере охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления:
- обеспечить защиту поверхности временно хранящихся на открытых площадках отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров в соответствии с требованиями п.3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г. (укрытие брезентом, оборудование навеса и т.п.),
- обеспечить временное хранение отходов, хранящихся на открытых площадках, на площадках, имеющих поверхности из искусственных водопроницаемых и химически стойких покрытий в соответствии с требованиями п.3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Главным государственными санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.,
- по периметру открытых площадок, на которых осуществляется временное хранение отходов, обеспечить наличие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с требованиями п.3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.
С ИП Малышева Льва взыскана государственная пошлина в сумме 200 руб. в доход бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области.
В апелляционной жалобе ИП Малышев Л. считает незаконным и необоснованным решение суда в части нарушения им законодательства в сфере охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, просит решение суда в указанной части отменить. Указывает, что в исковом заявлении под отходами производства и потребления подразумевается горбыль и опилки. Отмечает, что опилки действительно являются отходами лесопильного производства, они находятся на территории цеха лесопиления в момент переработки древесины, что является неотъемлемой частью цикла переработки, а затем по окончанию рабочей смены отвозятся на места, предназначенные для их складирования за пределами цеха лесопиления. Полагает, что именно к этим местам и должны применяться требования п.3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва". Утверждает, что горбыль, находящийся на территории цеха лесопиления, является не отходами, а продукцией лесопильного производства, что подтверждается ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное: термины, определения от 01.01.1989 г.", согласно которому горбыль является продукцией лесопиления, в п.32 дано его определение. Также существует ГОСТ на горбыль деловой хвойных и лиственных пород, данные документы представлены суду и подтверждают, что горбыль не является отходами лесопильного производства. Отмечает, что согласно Классификатору видов отходов, являющемуся приложением к приказу МПР РФ России от 30 июля 2003 г. N663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02 декабря 2002 г. N786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", отходами являются отходы горбыля - код 171 102 00 01 00 5. Считает необоснованной ссылку прокурора на классификационный каталог отходов, утвержденный Министерством природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. N786, так как в 2003 г. в данный классификационный каталог были внесены дополнения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Солигаличского района Костромской области Урожаева Т.Б. считает решение суда законным и обоснованным.
Ответчик Малышев Л. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом N89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в результате осуществления индивидуальным предпринимателем Малышевым Л. производственной деятельности образуются отходы: горбыль, щепа, стружка и опилки, которые в соответствии с приказом Министерства Природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. N786 "Об утверждении федерального классификатора каталога отходов" относятся к древесным отходам - код 1 7000000 00 00 0, при этом отходы горбыля, щепы, стружки и опилок относятся к 5 классу опасности.
При временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) Малышевым Л. не соблюдаются требования п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03: поверхность временно хранящихся на открытых площадках отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; временное хранение отходов на открытых площадках осуществляется непосредственно на почве, поверхности площадок не имеют искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий; по периметру открытых площадок, на которых осуществляется временное хранение отходов, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что подтверждено актом обследования с приложенными схемой и фототаблицами от 07 июня 2013 г., проведенного помощником прокурора района с участием вр.и.о. начальника территориального надзора надзорной деятельности Солигаличского района и главного специалиста, эколога отдела по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Солигаличского муниципального района.
Из материалов дела также следует, что при осуществлении производственной деятельности ответчиком не соблюдаются требования пожарной безопасности: руководитель и ответственные лица за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму, лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, в производственном помещении, в местах открытого хранения материалов не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон по ПУЭ для складских и производственных помещений (зданий), в производственном помещении устроены встроенные помещения из горючих материалов, территория и помещения не обеспечены огнетушителями согласно нормам оснащения, единственный огнетушитель ОВП-10 не перезаряжен, осуществляется использование противопожарных расстояний между зданиями для складирования древесных пиломатериалов, не обеспечена своевременная очистка объекта от горючих отходов, не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования от пыли, стружки и горючих отходов, места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора, либо не покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см
Установив указанные обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, суд счел доказанным факт осуществления ответчиком деятельности с нарушениями требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности и в сфере охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления. При этом суд обоснованно исходил из того, что в связи с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами наносится вред окружающей среде, чем нарушаются права, гарантированные Конституцией РФ, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не допущено нарушение требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, поскольку указанные в данном пункте требования должны применяться к местам, предназначенным для их складирования за пределами цеха лесопиления, несостоятельны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
ИП Малышев Л. на территории цеха лесопиления складирует и хранит отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела. Кроме того, как видно из материалов дела и не оспаривалось ответчиком и его представителем, ИП Малышев Л. также осуществляет прием отходов производства в виде горбыля от других хозяйствующих субъектов.
Действия ответчика правомерно отнесены судом первой инстанции к накоплению отходов.
Следовательно, ИП Малышев Л., в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Федерального закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрены условия, которые необходимо соблюдать именно при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.
Таким образом, в случае временного размещения отходов на такого рода площадках юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны соблюдать требования, установленные указанным положением СанПин.
Доводы представителя Малышева Л. - Жарова Н.Б. о том, что отходы горбыля относятся к 5 классу опасности, что свидетельствует о том, что они являются практически безопасными, не может повлиять на сделанные судом выводы, поскольку к обращению с загрязняющими веществами - отходами производства и потребления, к которым относятся и отходы горбыля, применяются санитарные правила и нормы (СанПиН), устанавливающие санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, в данном случае "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03".
Доводы апелляционной жалобы о том, что горбыль не является отходами, что суд необоснованно сослался на классификационный каталог отходов, утвержденный МПР РФ от 02 декабря 2002 года, несостоятельны. Отходы, образующиеся в результате деревообработки, входят в перечень Федеральный классификационный каталог отходов. Согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" в данный перечень входят отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины за номером 1711020001005 (введен Приказом МПР РФ от 30 июля 2003 года N 663), на что обоснованно сослался суд в решении.
Доводы о том, что горбыль является продукцией лесопиления, а отходами являются отходы горбыля, что свидетельствует о незаконности принятого решения, необоснованны, поскольку для некоторых видов продукции и отходов, зарегистрированных соответственно в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) и Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), существует полная идентичность, в частности при сопоставлении кодов отходов ОКП "5392112 горбыль" и ФККО "1711020001005 отходы горбыля", рассматриваемых в качестве вторичных материальных ресурсов (п. 4.6, таблица А.1 Приложения А "ГОСТ Р 54096-2010 Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции", введенного в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 года N 759-ст).
Как было указано выше, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. В связи с этим ИП Малышев Л. при обращении с отходами в силу ст. 11 данного Федерального закона обязан соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Доводы представителя Малышева Л. - Жарова Н.Б. о том, что судом необоснованно фактически принято признание иска ответчиком в части требований прокурора об устранении нарушений требований в сфере пожарной безопасности, в то время как представитель Малышева Л. - Смирнова О.А. не имела соответствующих полномочий, не являются основанием к отмене решения. Как видно из материалов дела и решения суда, данных о том, что судом в указанной части было принято признание иска ответчиком, не имеется. Действительно, представитель Малышева Л. - Смирнова О.А. с исковыми требованиями в указанной части согласилась. Однако в мотивировочной части решения указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда; законы, которыми руководствовался суд, в то время как в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Факт нарушения ИП Малышева Л. при осуществлении производственной деятельности требований пожарной безопасности подтверждается актом обследования от 07 июня 2013 года, схемой к нему и фототаблицей. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству Малышеву Л. было разъяснено, что в обоснование своих возражений, он вправе представить доказательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представителем Малышева Л. - Смирновой О.А., как указано выше, нарушение Малышевым Л. требований в сфере пожарной безопасности не оспаривалось. Ни Малышев Л., ни его представитель каких-либо доказательств, подтверждающих возражения Малышева Л. относительно требований прокурора, в суд не представили. Не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих возражения Малышева Л. и опровергающих представленные прокурором доказательства, и в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения в части возложения на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности не имеется, поскольку факт нарушений данных требований нашел подтверждение в судебном заседании.
Доводы представителя Малышева Л. - Жарова Н.Б. о том, что дело в части требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, подведомственно арбитражному суду, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению, при этом прокурор не вправе был обращаться в суд с указанными выше требованиями, несостоятельны.
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Арбитражно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможность обращения с иском прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц (ст.ст. 40, 50, 52 АПК РФ). Поскольку требование прокурора, обратившегося в суд с заявлением в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, было заявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности; об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, то дело подведомственно суду общей юрисдикции.
Доводы Жарова Н.Б. о том, что прокурор выбрал ненадлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц, несостоятельны, так как выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца, в данном случае - прокурора. При этом, поскольку ответчик при осуществлении хозяйственной деятельности не выполняет требования законодательства, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, учитывая, что статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право, вопрос о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона, в данном случае не свидетельствует о ненадлежащем способе защиты гражданских прав.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чухломского районного суда от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малышева Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.