Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Бартенева Ю.И. и Песковой Ж.А.
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования в городе Саратове, по апелляционной жалобе комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 22 июля 2013 года, которым на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по осуществлению паспортизации расположенных в городе Саратове автомобильных дорог общего пользования по улице 2-й Кольцевой проезд (протяженностью 284 м), по улице Челюскинцев между улицами им. Рахова и им. Горького А.М. (протяженностью 947,2 м), по улице 2-й ремонтный проезд (протяженностью 242 м), по улице 2-й Магнитный проезд (протяженностью 1243 м) в срок до 01.09.2014 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения прокурора, полагавшего, что основания для отмены или изменения состоявшегося решения суда отсутствуют, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация МО "Город Саратов"), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования в городе Саратове по улице 2-й Кольцевой проезд (протяженностью 284 м), по улице Челюскинцев между улицами им. Рахова и им. Горького А.М. (протяженностью 947,2 м), по улице 2-й ремонтный проезд (протяженностью 242 м), по улице 2-й Магнитный проезд (протяженностью 1243 м). Указанные требования были объединены в одно производство. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Ведомственных строительных норм ВСН 183 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования". Было установлено, что в отношении указанных выше автомобильных дорог не произведена техническая паспортизация.
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, оформляется он для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования "Город Саратов" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор просил обязать администрацию МО "Город Саратов" и комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" произвести паспортизацию данных автомобильных дорог в срок до 01 сентября 2013 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет правового обеспечения администрации МО "Город Саратов" выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленного требования отказать. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц и влияния факта отсутствия паспорта дороги на безопасность дорожного движения. Полагает, что ссылка истца на Ведомственные строительные нормы ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденные 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, противоречит нормативным актам, действующим на момент рассмотрения дела. Согласно приказу Минтранса РФ от 12.11.2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию дорог общего пользования" паспортизация не относится к обязательным видам работ, а входит в прочие работы по содержанию дорог, так как не оказывает негативного влияния на безопасность дорожного движения. Указывает, что тендерные мероприятия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог будут проведены после выделения ассигнований из бюджета МО "Город Саратов".
От первого заместителя прокурора Кировского района г. Саратова поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которой он просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков: администрации МО "Город Саратов" и комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов", извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Ранее проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку автомобильные дороги по улице 2-й Кольцевой проезд (протяженностью 284 м), по улице Челюскинцев между улицами им. Рахова и им. Горького А.М. (протяженностью 947,2 м), по улице 2-й ремонтный проезд (протяженностью 242 м), по улице 2-й Магнитный проезд (протяженностью 1243 м) расположены в городе Саратове в границах муниципального образования "Город Саратов", являются автомобильными дорогами общего пользования и собственностью муниципального образования "Город Саратов", распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова включены в Перечень муниципальных автомобильных дорог, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 9-10, 13-14, 27-28, 31-32, 44-45, 48, 60-61, 64-65), судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что паспортизацию данных автомобильных дорог должна осуществлять именно администрация МО "Город Саратов".
Факт отсутствия технических паспортов на указанные в заявлении прокурора автомобильные дороги ответчиками не оспаривался.
С учётом перечисленных выше обстоятельств, нашедших подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование прокурора г. Саратова и возложил на администрацию МО "Город Саратов" обязанность произвести паспортизацию вышеуказанных автомобильных дорог в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов в срок до 01.09.2014 года.
Срок проведения администрацией МО "Город Саратов" паспортизации автомобильных дорог определен судом первой инстанции исходя из условий разумности.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.