Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И..
судей коллегии Мочаловой Н.В., Зотиной Е.Г.,
при секретаре Ракчеевой М.В.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО г. Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
Признать решение комиссии о включении Салиховой ФИО16 в стаж муниципальной службы муниципальным служащим Администрации МО г. Ноябрьск периодов трудовой деятельности от 16 декабря 2011 года, приказ Департамента финансов Администрации МО г. Ноябрьск N199 от 29 декабря 2011 года "О включении в стаж муниципальной службы муниципальному служащему департамента финансов Администрации города Ноябрьск иных периодов трудовой деятельности", постановление Администрации МО г. Ноябрьск от 13 февраля 2012 года NП-129 "Об установлении пенсии за выслугу лет Салиховой ФИО17" незаконными.
Признать за Салиховой ФИО18 право на пенсию за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы в размере 19 лет 10 месяцев 5 дней.
Обязать Администрацию МО г. Ноябрьск установить Салиховой ФИО19 пенсию за выслугу лет с 20 января 2012 года исходя из стажа муниципальной службы в размере 19 лет 10 месяцев 5 дней.
Заслушав доклад судьи суда Мочаловой Н.В., заключение прокурора Давыдовой Л.А., полагавшей решение законным и обоснованным, представителя администрации МО г. Ноябрьск Калмурзаева М.Т., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ноябрьск обратился в суд в интересах Салиховой P.P. с иском к Администрации МО г. Ноябрьск и Департаменту финансов Администрации МО г. Ноябрьск о признании решений комиссии по установлению иных периодов трудовой деятельности для включения в стаж муниципальной службы муниципальным служащим Администрации МО г. Ноябрьск незаконными и признании права на пенсионное обеспечение.
В обоснование иска указано, что Салихова P.P. обратилась в Администрацию МО г. Ноябрьск с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периодов работы с 18 июля 1984 года по 29 февраля 1988 года в должности инженера в службе организации труда, технического нормирования и заработной платы Управления механизированных работ треста "Ноябрьскнефтедорстройремонт", с 15 июля 1992 года по 11 февраля 1996 года в должности ведущего экономиста планово-экономического отдела Управления технологического транспорта N8.
Решением комиссии по установлению иных периодов трудовой деятельности для включения в стаж муниципальной службы муниципальным служащим Администрации МО г. Ноябрьск от 16 декабря 2011 года истцу установлен период для включения в стаж муниципальной службы, дающий право для дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет, с 18 июля 1984 года по 27 сентября 1984 года в тресте "Ноябрьскнефтедорстройремонт" в должности инженера в службе и организации труда, технического нормирования и заработной платы два месяца девять дней. Приказом Департамента финансов Администрации МО г. Ноябрьск N199 от 29 декабря 2011 года в стаж муниципальной службы, дающий право для установления пенсии за выслугу лет, истцу по состоянию на 16 декабря 2011 года включены 2 месяца 9 дней.
22 августа 2012 года Салихова P.P. повторно обратилась в Администрацию МО г. Ноябрьск с заявлением о включении в стаж муниципальной службы тех же периодов работы. В рассмотрении указанного заявления истцу было отказано, поскольку на момент подачи заявления она муниципальным служащим Администрации МО г. Ноябрьск не являлась. Постановлением Администрации МО г. Ноябрьск от 13 февраля 2012 года NП-129 Салиховой P.P. установлена пенсия за выслугу лет, как имеющей стаж муниципальной службы 15 лет 16 дней с 20 января 2012 года в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составила "данные изъяты" рубля.
Истец указал, что постановление Администрации МО г. Ноябрьск NП-905 от 27 июня 2011 года, в соответствии с которым в случае обращения муниципального служащего, не имеющего пятнадцатилетнего стажа муниципальной службы, в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включается недостающие 15 лет стажа из периодов трудовой деятельности, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, и которым руководствовался ответчик, отказав истцу, содержит необоснованное ограничение объёма прав муниципальных служащих в части включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии по выслуге лет недостающего до пятнадцати лет стажа периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях. Неверное толкование закона ответчиками привело к ограничению прав истца.
Просил признать незаконными решение комиссии по установлению иных периодов трудовой деятельности для включения в стаж муниципальной службы муниципальным служащим Администрации МО г. Ноябрьск от 16 декабря 2011 года, приказ Департамента финансов Администрации МО г. Ноябрьск от 29 декабря 2011 года N199 "О включении в стаж муниципальной службы муниципальному служащему Департамента финансов Администрации МО г. Ноябрьск иных периодов трудовой деятельности", постановление Администрации МО г. Ноябрьск от 13 февраля 2012 года NП-129 "Об установлении пенсии за выслугу лет Салиховой Р.Р." и признать за истцом право на пенсионное обеспечение с 20 января 2012 года, исходя из стажа муниципальной службы в размере 19 лет 10 месяцев 5 дней, возложить на ответчика Администрацию МО г. Ноябрьск обязанность установить пенсию за выслугу лет с 20 января 2013 года исходя из стажа муниципальной службы в размере 19 лет 10 месяцев 5 дней.
Прокурор Докийчук Е.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила включить периоды работы истца продолжительностью 3 года 07 месяцев 11 дней в Управлении механизированных работ треста "Ноябрьскнефтедорстройремонт" в должности инженера в службе организации труда, технического нормирования и заработной платы и 1 год 4 месяца 19 дней в Управлении технологического транспорта N8 в должности ведущего экономиста планово-экономического отдела, всего 5 лет, указала, что к спорным правоотношениям не может быть применён предусмотренный статьёй 392 Трудового кодекса РФ срок исковой давности, поскольку в данном случае правоотношения связаны с социальным обеспечением истца.
В судебном заседании истец Салихова Р.Р. участия не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, на иске настаивала.
Представители ответчика Департамента финансов Администрации МО г. Ноябрьск Барышева Е.В., Сутулова П.В. в судебном заседании исковые требования не признали, приводили доводы, которые сводятся к законности их действий.
Представитель ответчика Администрации МО г. Ноябрьск Калмурзаев М.Т.в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, приводил доводы о законности действий ответчика.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель администрации МО г. Ноябрьск Каплюк Е.Г., в апелляционной жалобе просила решение отменить, принять новое решение об отказе в иске, указала, что суд вышел за пределы исковых требований, т.к. предметом иска не являлось признание нормы права в постановлении администрации г. Ноябрьск от 27.06.2011 года N П-905 противоречащей законодательству. Однако суд признал данную норму противоречащей законодательству и распространил её действие на правоотношения, сложившиеся до внесения изменений в постановление, т.е. применил норму права, не действующую на день вынесения решения. Факт нарушения оспариваемым актом прав и интересов истца не доказан. Отказ в рассмотрении повторного обращения истца с заявлением после её увольнения законный, т.к. она уже не являлась муниципальным служащим. Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя засчитывать в стаж муниципальной службы иные периоды деятельности истца.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе в ЯНАО" не содержит порядка исчисления стажа муниципальной службы, однако, частью 2 статьи 14 указанного закона установлено, что исчисление стажа муниципальной службы в автономном округе и зачёт в него иных периодов отдельных должностей производится в порядке, предусмотренном для государственных гражданских служащих автономного округа.
Частью 3 статьи 45 Закона ЯНАО от 29 марта 2005 года N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе ЯНАО" определено, что порядок исчисления стажа гражданской службы и зачёта в него иных периодов замещения должностей устанавливается Указом Президента Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ 19 ноября 2007 года N 1532.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ N 1532"Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ" в стаж гражданской службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации.
Постановлением Администрации ЯНАО от 05 марта 2009 года N 85-А "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы периодов замещения отдельных должностей для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа" установлено, что в стаж государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) для назначения пенсии за выслугу лет на основании решения представителя нанимателя могут быть включены периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) Ямало-Ненецкого автономного округа для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Как следует из материалов дела, истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком Департаментом финансов Администрации МО г. Ноябрьск с 25 февраля 1997 года по 30 декабря 2011 года в различных должностях.
Рассмотрение вопросов по исчислению стажа муниципальной службы осуществляется комиссией создаваемой в порядке, установленном муниципальным правовым актом, а именно Положением комиссии по установлению иных периодов деятельности для включения в стаж муниципальной службы муниципальным служащим администрации г. Ноябрьска, утвержденным постановлением администрации от 27.06.2011 года N 905 (далее Положение).
Истец обратилась с заявлением о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, приложив соответствующие документы. Решением комиссии от 16.12.2011 года и изданным на его основания приказом от 29.12.2011 года истцу в стаж муниципальной службы включено 2 месяца 9 дней, общий стаж муниципальной службы истца составил 15 лет 16 дней, при этом комиссия руководствовалась Положением.
Так в соответствии с пунктом 1.5 Положения обратиться в комиссию с заявлением о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности руководителей и специалистов в организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, вправе: муниципальные служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет, но не выплачивается в связи с замещением должности муниципальной службы; муниципальные служащие, которым назначена трудовая пенсия по старости, не имеющие 15-летнего стажа муниципальной службы, обязательного для назначения пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, Указом Президента РФ N 1532 каких-либо ограничений для категорий гражданских служащих, которые вправе обратиться в соответствующую комиссию, не установлено.
Абзацем 2 пункта 1.5 Положения установлено, что в случае обращения муниципального служащего, которому назначена трудовая пенсия по старости, не имеющего 15-летнего стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включается недостающий до 15 лет стаж из периодов иной трудовой деятельности, необходимых для установления пенсии за выслугу лет.
Из смысла указанной нормы Положения следует, что в случае наличия у муниципального служащего периодов работы, которые по решению комиссии могут быть включены в общую продолжительность муниципальной службы, в стаж муниципальной службы включается только период, недостающий до 15-летнего (минимального) стажа муниципальной службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет.
При этом Указ Президента РФ N 1532 в части ограничения продолжительности периода иной трудовой деятельности, который по решению комиссии может быть включён в стаж муниципального служащего, устанавливает только общий размер такого периода - 5 лет.
Таким образом, ни Указ Президента РФ N 1532, ни иные федеральные нормативные правовые акты или нормативные правовые акты ЯНАО не содержат ограничений во включении в стаж государством периодов иной трудовой деятельности, которые достигают до 15 летнего стажа государственной службы, в случае наличия у гражданского служащего периода иной деятельности, который может быть приравнен к общему стажу госслужбы.
Суд пришел к обоснованному выводу, что Положение содержит необоснованное ограничение объема прав истца в части включения в стаж муниципальной службы и не соответствует действующему законодательству, что повлияло на пенсионные права истца.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств нарушения прав истца несостоятельны, поскольку при включении истцу периодов работы в размере, предусмотренным федеральным и окружным законодательством, стаж муниципальной службы истца составил 19 лет 10 месяцев 05 дней, что повлияло на размер её пенсии в сторону увеличения.
Довод жалобы о выходе суда за пределы исковых требований также являются несостоятельными, т.к. суд не выносил решение о признании нормы права противоречащей законодательству, а решая вопрос о восстановлении нарушенных прав гражданина, пришел к обоснованному выводу, что нарушение прав имело место в связи с применением нормы права, противоречащей федеральному закону, и применил ту норму права, которой необходимо руководствоваться. При этом суд разрешил те требования, которые были заявлены истцом.
Довод жалобы, что суд применил норму права, которая на момент вынесения решения не существовала, придав ей обратную силу, подлежит отклонению, т.к. постановление NП-905 от 27 июня 2011 года на момент принятия решения об отказе в зачете периодов деятельности истца являлось действующим, поскольку не отменялось и его действие не было приостановлено. Вместе с тем, оно не соответствовало действующему законодательству, суд применил норму права, подлежащую применению. Однако после внесения изменений в данное постановление решение, ограничивающее права истца, пересмотрено не было в нарушение положений ст. 39 Конституции РФ.
Довод жалобы об отсутствии в законодательстве обязанности работодателя включать в стаж муниципальной службы иные периоды деятельности несостоятелен, поскольку права гражданина на пенсионное обеспечение не могут быть поставлены в зависимость от желания или нежелания работодателя включать их в стаж, дающий право на пенсию, истец имела право на включение в стаж 5 лет муниципальной службы, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, следовательно, работодатель обязан был включить данные периоды в соответствии с действующим законодательством, указанным выше.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях на иск и в ходе судебного заседания, и не нашли подтверждения, данным доводам дана правовая оценка судом первой инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна. Судья Н.В.Мочалова
Секретарь суда Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.