Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Задорневой Н. П.,
судей Савина А. Н., Осиповой И. Г.,
с участием секретаря Николаевой С. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жилищно-строительного кооператива "Алмаз", поданной его полномочным представителем - председателем правления Емановым С.И., на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 13 мая 2013 года
по исковому заявлению прокурора г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц к жилищно-строительному кооперативу "Алмаз" г. Лермонтова о возложении обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями,
заслушав доклад судьи Задорневой Н. П.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Лермонтова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЖСК "Алмаз" о возложении обязанности раскрыть в 30-дневный срок на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информацию о деятельности кооператива в сфере управления многоквартирным домом по ул. ... г. Лермонтова, а именно: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В обоснование своих требований прокурор сослался на вывяленное в результате проведенной проверки неисполнение ответчиком требований Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в силу п. 2 которого организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе, ТСЖ, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731, в частности, путем ее опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в нарушение требований названного Стандарта ЖСК "Алмаз" не разместил ни на одном официальном сайте сети Интернет информацию о своей деятельности в сфере управления многоквартирным домом по ул. ... г. Лермонтова, чем нарушены права граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг на получение достоверной информации об управлении указанным многоквартирным домом, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в этом доме, о порядке и условиях их предоставления, о стоимости данных работ и услуг, ценах (тарифах) на коммунальные услуги.
Обжалуемым решением Лермонтовского городского суда от 13 мая 2013 года исковые требования прокурора г. Лермонтова удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрыть информацию о деятельности ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова в сфере управления многоквартирным жилым домом по ул. ... г. Лермонтова в соответствии с п. п. 3, 5(1) Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а именно:
раскрыть на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору жилищно-строительного кооператива:
- сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.stvgkh.ru);
- сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого кооператив осуществляют свою деятельность (www.lermsk.ru), следующую информацию:
- общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Этим же решением в бюджет муниципального образования г. Лермонтова с ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова взыскана государственная пошлина в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова - председатель правления Еманов С. И. просит состоявшееся по делу решение суда отменить, ссылаясь на необоснованное отнесение ЖСК "Алмаз", являющегося некоммерческой организацией, к управляющей организации. Суд не принял во внимание, что ЖСК "Алмаз" никогда не заключал ни с одной организацией письменного договора управления в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, а, следовательно, не является управляющей организацией. Суд не учел, что ЖСК "Алмаз" занимается удовлетворением потребностей граждан в эксплуатации и управлении недвижимостью, относящейся к общей долевой собственности граждан. Понятия "управляющая организация" и "управление недвижимостью, относящейся к общей долевой собственности граждан" имеют разное толкование. Судом проигнорированы доводы кооператива, изложенные в возражениях на иск прокурора. Считает необоснованным указание в обжалуемом решении на нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ N 731 от 23.09.2010 года, п. п. 3, 5(1) Стандарта и на то, что ЖСК "Алмаз" не исполняется обязанность по опубликованию информации, подлежащей раскрытию на официальном сайте в сети Интернет, поскольку в материалах дела имеются документы, подтверждающие обратное. Суд не дал оценки тому, что при обращении в администрацию г. Лермонтова с просьбой разместить на общегородском официальном сайте: www.lermsk.ru ссылку на сайт www.lerm-almaz.ru, был поучен ответ, в котором сообщалось, что ссылка на официальный сайт ЖСК "Алмаз" размещена на официальном портале органов местного самоуправления г. Лермонтова www.lermsk.ru по адресу: раздел Предприятия ЖКХ и тарифы, подраздел ТСЖ. Помимо размещения объявлений на информационных стендах и на сайтах www.lermsk.ru и www.reformagkh.ru, по решению Правления ЖСК "Алмаз" создан свой интернет-сайт: www.lerm-almaz.ru, где размещается необходимая для членов ЖСК "Алмаз" информация, о чем были проинформированы работники прокуратуры. Никаким Федеральным законом, в том числе, и постановлением Правительства РФ N 731 от 23.09.2010 года не установлен запрет на размещение информации в сети Интернет о деятельности ЖСК путем размещения ссылок на официальных утвержденных сайтах. Суд не учел, что в тексте указания Прокуратуры Ставропольского края от 07.04.2011 года N 45/7 "О принятии дополнительных мер по обеспечению законности в сфере жилищно-коммунального комплекса" ничего не сказано о раскрытии или нераскрытии информации жилищно-строительными кооперативами и принятии каких-либо мер к ЖСК. В п. 12 решения межведомственного совещания в г. Ставрополе от 24.12.2012 года указано на то, что прокурорам необходимо провести проверки совместно с Инспекцией (видимо жилищной) исполнения законодательства об обязательном раскрытии информации. Из материалов же дела, исследованных в судебном заседании, видно, что прокуратурой г. Лермонтова проводилась проверка без участия Жилищной инспекции и без уведомления о запланированной проверке и, соответственно, без участия проверяемой стороны - ЖСК "Алмаз".
В возражениях на апелляционную жалобу и. о. прокурора г. Лермонтова Ганночка Ю. В. считает принятое по делу решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав прокурора Ледовскую Н. В., полагавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
Как следует из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Прокурором г. Лермонтова заявлены требования об исполнении ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова предусмотренной ч. ч. 2.2, 10 ст. 161 ЖК РФ обязанности и указано правовое обоснование указанных требований со ссылкой на конкретное нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием доступа к информации.
Так, в соответствии с ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Как усматривается из содержания Устава ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова, утвержденного на общем собрании 10.01.2000 года, и установлено судом первой инстанции, управление многоквартирным домом по ул. Волкова, 14/1 г. Лермонтова, в том числе, обеспечение его собственников коммунальными услугами, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества дома, осуществляется ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова, который был создан по инициативе индивидуальных владельцев квартир и нежилых помещений данного дома. При этом кооператив принял на себя обязательство выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию и ремонту мест общего пользования в доме, заключать договоры с предприятиями, производить своевременную оплату их услуг и пр.
В силу требований ст. 9 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" действие раздела VIII "Управление многоквартирными домами" Жилищного кодекса РФ распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова не является управляющей организацией и на него не распространяются требования об исполнении обязанностей, возложенных действующим законодательством на управляющую организацию, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждённым Правительством РФ.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям, приведенным в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ N 731 от 23.09.2010 года, управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели её получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде (п. 5 (1) указанного Стандарта).
Суд первой инстанции, установив факт неисполнения ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова требований Стандарта раскрытия информации, выразившийся в нераскрытии информации о своей деятельности и не всеми возможными способами, что подтверждается материалами дела, обоснованно возложил на ответчика обязанность в полном объеме раскрыть информацию о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору кооператива: сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.stvgkh.ru); сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого кооператив осуществляет свою деятельность (www.lermsk.ru).
По мнению судебной коллегии, раскрытие информации о своей деятельности ответчик должен был произвести всеми указанными в пунктах 1-3, 5 (1) Стандарта раскрытия информации способами, поскольку только таким образом максимально возможному количеству заинтересованных лиц гарантируется возможность нахождения и получения интересующей их информации о деятельности ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о проведении прокурорской проверки без участия жилищной инспекции и без участия проверяемой стороны - ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова для настоящего спора правового значения не имеют, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вынесенное по делу решение суда не противоречит требованиям материального и процессуального закона, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении. Все выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении подробно аргументированы с приведением соответствующих мотивов и со ссылкой на конкретные правовые нормы и доказательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку не привели и не могли привести к неправильному разрешению спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК "Алмаз" г. Лермонтова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.