Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Попова В.А.,
судей
Загорской О.В., Мекеровой С.Р.,
при секретаре
Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
апелляционным жалобам ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ
на решение Будённовского городского суда СК от 22 апреля 2013 года
по иску Акимова Ю.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений МО РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГКУ Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Акимов Ю.О. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Минобороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГКУ Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, в котором просил:
признать за ним право собственности на ... квартиру, расположенную по адресу: ... в порядке приватизации;
прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
В обоснование своих требований указал, что является гражданином РФ и проживает в государственной квартире по адресу: ...
Данная квартира ему предоставлена на условиях социального найма Министерством обороны РФ через уполномоченный орган - Будённовскую квартирно-эксплуатационную часть района (КЭЧ), как военнослужащему Вооружённых Сил, что подтверждается выданным ему ордером 13.10.1995 года N955, согласно которому спорная квартира служебной не является.
В настоящее время в квартире проживает Акимов Ю.О., бывшая супруга с дочерью были сняты с регистрационного учета. Никаких претензий Акимова Л.П. и её дочь Сибирёва Ю.С. по данной квартире не имеют и членами семьи не являются.
Данное жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Министерства Обороны РФ.
17 декабря 2010 года приказом Министра обороны РФ принято решение о реорганизации в форме присоединения в соответствии с которым к ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ перешли все права и обязанности ФГУ "Будённовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ.
Таким образом, правопреемником Будённовской КЭЧ района является ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Обратился в уполномоченные органы Министерства обороны РФ с заявлениями, в которых просил передать ему в собственность в порядке приватизации квартиру, в которой проживает на условиях социального найма. Однако его обращение осталось без должного внимания.
Ранее Акимов Ю.О. в приватизации не участвовал и другого жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеет.
Полагает, что его право на получение квартиры в собственность в порядке приватизации нарушено.
Решением Буденновского городского суда СК от 22 апреля 2013 года иск Акимова Ю.О. удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, в апелляционных жалобах ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ считают его незаконным и необоснованным, указывают, что судом не учтено, что Постановлением главы г.Буденновска N494-п от 05.07.2004 года указанная квартира признана служебной. Данное постановление не отменено и не признано недействительным. Решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Снятие статуса закрытого военного городка не меняет статус служебной квартиры
Судом не учтены положения ст.92 ЖК РФ, согласно которым служебные жилые помещения в любом случае относятся к специализированному жилищному фонду и не подлежат отчуждению.
Кроме того, ни Министерством обороны РФ ни ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ решение о приватизации спорной квартиры не принималось.
В связи с этим занимаемая истцом квартира, как служебное жилье, в силу ст.4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежит приватизации.
Просят обжалуемое решение суда отменить, постановив новое решение об отказе в иске.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327? ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
Согласно копии послужного списка Акимов Ю.О. проходил военную службу в период с 31.08.1988 года по 24.11.1997 года. Досрочно уволен с военной службы в запас по п."а" ч.2 ст.49 в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа командира 58 Армии от 12.02.1998 года, исключен из списков личного состава 487 отдельного вертолетного полка (боевого и управления) с 23.04.1998 года.
Согласно ордеру N955 от 13.10.1995 года, выданному КЭЧ Буденновского района Северо-Кавказского военного округа Акимову Ю.О. на состав семьи: жена - Акимова Лидия Павловна, дочь - Сибирева Юлия Сергеевна, мать - Акимова Анастасия Ефимовна, предоставлена ... квартира ...
13.10.1995 года между Акимовым Ю.О. и Будённовским домоуправлением в лице начальника Д.У. Буденновской КЭЧ заключен договор на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг.
Согласно выписке из домовой книги от 06.02.2013 года N2859, выданной Буденовский РЭР Ставропольского филиала ОАО "Славянка", в квартире N27 микрорайона "Северный",9 в г.Будённовске постоянно зарегистрирован: Акимов Юрий Олегович.
Справкой о составе семьи от 11.02.2013 года подтверждается, что Акимов Ю.О. зарегистрирован по адресу г.Буденновск, микрорайон "Северный",9,кв.27, иные члены семьи, зарегистрированные по данному адресу отсутствуют.
Акимова А.Е.(в связи со смертью), Акимова Л.П., Сибирева Ю.С. сняты с регистрационного учета.
Материалами дела подтверждается, что истец иного жилья в собственности не имеет, ранее право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал.
Квартира N27 в микр."Северный",9 в г.Будённовске является федеральным имуществом, находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В указанный перечень включены и военные городки N6 и N12, расположенные в г.Будённовске Ставропольского края.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 N1470-р военные городки N6 и N12 г.Буденновска исключены из перечня закрытых военных городков.
Разрешая заявленные требования Акимова Ю.О., руководствуясь положениями п.6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.ст.7,92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, признав установленным, что решения об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду в установленном порядке не принималось и государственная регистрация такого решения не осуществлялась, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, и постановил вышеуказанное решение.
Соглашаясь с вышеуказанным выводом суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этого вывода доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, надуманные и направленные на затягивание судебного процесса и переоценку представленных доказательств, а так же считает необходимым указать следующее.
Согласно ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Так в соответствии с данными нормами закона, право истцов на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется один раз. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При этом специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у истца права на приватизацию спорной квартиры в связи с отнесением этой квартиры на основании Постановления главы г.Буденновска Ставропольского края N494-п от 05.07.2004 года к категории служебных жилых помещений, не влекут отмены судебного решения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст.105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число служебных в установленном законом порядке на момент обеспечения истца жильем либо предоставления этого жилого помещения Акимову Ю.О. в качестве служебного на период его службы, в материалах дела не представлено.
Сведений о том, что в ордере N955 от 13.10.1995 года, выданном КЭЧ Буденновского района Северо-Кавказского военного округа Акимову Ю.О. имелось указание о статусе предоставленной квартиры, как служебной, апеллянтами не представлено.
Ордер в установленном законном порядке не оспорен и в силу ст.51 Жилищного кодекса РСФСР подтверждает факт заключения договора найма жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.15 Закона РФ от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, на момент предоставления жилого помещения выслуга лет Акимова Ю.О. в календарном исчислении составляла более 5 лет.
Следовательно, исходя из положений приведенной выше нормы действовавшего законодательства, истец имел право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору жилищного найма.
Учитывая, что на момент представления истцу жилого помещения оно в число служебных в установленном законом порядке не включено, служебный ордер истцу Акимову Ю.О. не выдавался, к числу лиц, имеющих право на получение служебного жилья истец не отнесен, последующее включение в 2004 году указанной квартиры в категорию служебных, не повлекло за собой изменение объема прав истца и членов его семьи, вселенных на тот момент в эту квартиру на условиях жилищного найма на основании договора на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг, а изменение статуса жилого помещение ущемило право истца на приватизацию занимаемого им жилого помещения по договору найма.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, статус закрытого военного городка утрачен, ранее право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истца возникло право на приватизацию спорной квартиры, которое во внесудебном порядке он реализовать не может.
Судебная коллегия находит, что доводы жалоб по существу сводятся к несогласию заявителей с оценкой имеющихся в деле доказательств. Однако данные доводы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст.ст.12,56,67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих и об их неправильности, а также могущих повлиять на суждение суда первой инстанции, апеллянтами не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Бремя доказывания между сторонами распределено судом верно, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.