Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей Медведевой Д.С., Киселева Г.В.,
с участием прокурора Каледина А.Е.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителю Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютина Д.Л.
на решение Пятигорского городского суда от 31 июля 2013 года
по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Пятигорска, возложении обязанности по вынесению на местность границ первой, второй, третьей зон округа санитарной (горносанитарной) охраны, оповещению физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, обозначению границ первой, второй, третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны специальными информационными знаками,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Пятигорска, возложении обязанности по вынесению на местность границ первой, второй, третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, оповещению физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, обозначению границ первой, второй, третьей зоны округа санитарной (горносанитарной) охраны специальными информационными знаками.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Пятигорска требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. В результате проверки установлено, что администрацией города Пятигорска границы первой, второй, третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорска, в нарушение требований закона, до настоящего времени на местность не вынесены, оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны не произведено, первая, вторая, третья зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Пятигорск специальными информационными знаками не обозначены. Непринятие администрацией города-курорта Пятигорска мер к вынесению на местность границ первой, второй, третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, оповещению физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, обозначению зон специальными информационными знаками, может повлечь использование земельных участков в границах первой, второй, третьей зон округа санитарной (горно - санитарной) охраны без учета ограничений осуществления хозяйственной и иной деятельности, установленных для указанных зон и территорий, оказать негативное воздействие на природные комплексы и экологическое состояние особо охраняемой природной территории города - курорта федерального значения Пятигорск в целом, что повлечет в свою очередь нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Сослался на п. 21 постановления правительства РФ от 07.12.1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", в соответствии с которым вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации города - курорта Пятигорска, выразившееся в невынесении на местность границ первой, второй, третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, неоповещении физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, и не обозначении первой, второй, третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны специальными информационными знаками;
- возложить на администрацию города Пятигорска обязанность в срок не позднее 01.09.2013 г. произвести работы по вынесению на местность установленных границ первой, второй, третьей зон округа санитарной (горносанитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорска в границах муниципального образования городского округа Пятигорска;
- возложить на администрацию города Пятигорска обязанность в срок не позднее 01.09.2013 г. произвести работы по оповещению физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из трех зон округа санитарной (горно - санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорска в границах муниципального образования городского округа Пятигорска;
- возложить на администрацию города Пятигорска обязанность в срок не позднее 01.09.2013 обозначить границы первой, второй, третьей зон округа санитарной (горно - санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорска специальными информационными знаками в границах муниципального образования городского округа Железноводска.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 21 июля 2013 года в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Мотивирует тем, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что границы округа горно - санитарной охраны до настоящего времени не утверждены, отсутствуют сведения о границах как самого округа, так и 1, 2 и 3 зон, координаты характерных точек границ зон в установленной системе координат не определены. Полагает обжалуемое решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Ссылается на то, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуи, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" границы округа санитарной охраны (считающегося в силу ч.3 ст.22 Закона N 26-ФЗ, округом горно-санитарной охраны) курорта Пятигорск, в том числе границы 1,2 и 3 зон округа, установлены по определенным точкам.
В возражениях на апелляционное представление представитель администрации г.Пятигорска Осипян П.А. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, а доводы апелляционного представления без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав прокурора Каледина А.Е., поддержавшего доводы представления, представителей Администрации города-курорта Пятигорска Маркаряна Д.М. и Иванову А.В., считавших решение суда обоснованным, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении и возражениях на него, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В пункте 2 статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее -Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ) и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗКРФ).
Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 14 от 17.01.2006 года "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", город Пятигорск признан курортом федерального значения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 26 - ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ и статьей 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Согласно п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ, границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. В соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года N1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
В соответствии с п.п. 11, 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Для утверждения границ округа горно-санитарной охраны необходимо произвести следующие мероприятия: разработка проекта округа горносанитарной охраны, согласование проекта округа горно-санитарной охраны и утверждение границы и режима округа горно-санитарной охраны.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определён Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства".
Пункт 2 данных Правил указывает, что установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
В соответствии с п.3 Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
При этом, в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что органы государственной власти, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из вышеуказанного следует, что определение границ и зон, координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат является обязательствами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" определены границы I, II и III зон санитарной охраны курорта Пятигорска. Однако координаты характерных точек границ указанных зон, ни в какой, в том числе в установленной системе координат, не определены.
Правительством Российской Федерации координаты характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат не определены.
На местность выносятся утвержденные в законном порядке границы округа. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N1425 границы и режим округа и зон утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время документ, утвержденный Правительством Российской Федерации по данному вопросу отсутствует.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", на которое сослался прокурор в обоснование требований, предусматривает мероприятия по вынесению на местность установленных границ округа горно-санитарной охраны, но не границ первой, второй, третьей зон.
А как следует из вышеприведенного внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, которая совпадает с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон ( п.15 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425). Из материалов дела следует, что сведения о третьей зоне в государственный кадастр недвижимости не внесены.
По изложенным основаниям, определить границу округа санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта Пятигорска не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, когда тем правовым актом, на который заявитель сослался в обоснование своих требований, предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по вынесению на местность границ округов санитарной (горно-санитарной охраны), но не предусмотрена обязанность по вынесению границ зон, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований к удовлетворению требований прокурора.
Доводы представления о факте внесения сведений в ГКН о границах первой и второй зоны, наличия сведений о границах зон, содержащихся в Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300, в силу выше изложенного не влекут отмену судебного решения.
По изложенным мотивам решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по изложенным в апелляционном представлении доводам не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютина Д.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.