Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 02 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Б. Г.В.
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04 апреля 2012 года по заявлению Ш. А. Д. о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю по нарушению государственного учета при ведении Единого реестра государственного кадастра и обязательстве внести изменения в государственном кадастре недвижимости,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Ш. А.Д. обратился в суд с исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" при ведении Единого реестра государственного кадастра, в части указания категории земель земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул. " ... " " ... " в городе " ... " " ... "края и возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" внести изменения в государственном кадастре недвижимости в земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул. " ... ", " ... " в городе " ... " " ... "края, в части отнесения земельного участка к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
В ходе рассмотрения Ш. А.Д. уточнил требования, указав, что ему на праве собственности принадлежат нежилые здания, строения и сооружения: нежилое здание " ... ", литер " ... " " ... ", литер " ... " " ... "" ... ", литер " ... " " ... "" ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "" ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... " " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... ", " ... ", литер " ... "; " ... "N " ... " в нежилом здании, литер " ... ", расположенные на земельном участке с кадастровым номером " ... "по ул. " ... ", " ... " в городе " ... ", " ... " края.
" ... "" ... " " ... " года в филиале Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю получен кадастровый паспорт на земельный участок под принадлежащими ему зданиями и сооружениями с кадастровым номером " ... ". Так, в кадастровом паспорте на земельный участок указана категория земель - земли населенных пунктов. Однако данный земельный участок расположен на территории города " ... ", входящего в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, являющегося федеральным курортом, а, следовательно, и категория земель данного земельного участка должна быть указана - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Так Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы КМВ. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации -КМВ является федеральным курортом. В п.п. 2, 3 ст. 32 Закона N 33-ФЗ и ст. 1 Закона N 26-ФЗ, указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, согласно п.4 ст. 32 Закона N 33-ФЗ и п.2 ст. 16 Закона N 26-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, распложенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" от 09.07.1985 N 300. В силу указанных норм, земельный участок расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г. Пятигорска. По смыслу ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земли поселений могут одновременно относится и к землям особо охраняемых природных территорий, и в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
" ... " обращался в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет и приведении в соответствии с действующим законодательством сведений о категории земельного участка. Однако в ответе от " ... " " ... " " ... " N" ... "во внесении изменений ему отказано по причине того что отсутствуют основания для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером " ... "
Таким образом, своим бездействием ответчик нарушает действующее законодательство РФ, права и свободы Ш. А.Д., и создаёт препятствия к осуществлению его прав и законных интересов.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04 апреля 2012 года заявленные требования Ш. А. Д. - удовлетворены. Признано незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" по нарушению государственного учета при ведении Единого реестра государственного кадастра, в части: указазания категории земель земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул. " ... ", " ... " в городе " ... "" ... " края. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" возложена обязанность внести изменения в государственном кадастре недвижимости в земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул. " ... " " ... " в городе " ... " " ... "края, в части внесения земельного участка к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений СК Б. Г.В. просит решение суда отменить. Полагает, что вынесенное решение незаконное и необоснованное.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю", в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства имущественных отношений СК Б. Г.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя заявителя Ш. М.П., полагавшего решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Из материалов дела видно, что Ш. А. Д. на праве собственности принадлежат " ... "здания, строения и сооружения: " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... "" ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... "" ... ", литер " ... "; " ... ", литер " ... ";, литер " ... "; " ... ", литер " ... " " ... ", литер " ... "; " ... "N " ... "в нежилом здании, литер " ... ", расположенные на земельном участке с кадастровым номером " ... "по ул. " ... ", " ... " в городе " ... ", " ... " края.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... "." ... "." ... "года.
Ш. А.Д. в Филиале Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю был получен кадастровый паспорт на земельный участок под принадлежащими ему зданиями и сооружениями с кадастровым номером " ... "В кадастровом паспорте на земельный участок указана категория земель -земли населенных пунктов.
" ... "." ... "" ... " года Ш. А.Д. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет и приведении в соответствии с действующим законодательством сведений о категории земельного участка - указать земли особо охраняемых территорий и объектов.
Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю N" ... "от " ... "." ... "." ... " года Ш. А.Д. отказано во внесении изменений с указанием на отсутствие оснований для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером " ... ", рекомендовано обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Удовлетворяя требования Ш.А.Д., суд исходил из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы КМВ. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - КМВ является федеральным курортом. В п.п. 2, 3 ст. 32 Закона N 33-ФЗ и ст. 1 Закона N 26-ФЗ, указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, согласно п.4 ст. 32 Закона N 33-ФЗ и п.2 ст. 16 Закона N 26-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, распложенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" от 09.07.1985 N 300.
В силу указанных норм, земельный участок расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г. Пятигорска и входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, и с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
При вынесении решения суд учел доводы представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, согласно которым филиал не наделен полномочиями по внесению изменений в указании категорий земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края, по собственной инициативе, в связи с отсутствием соответствующего нормативно-правового регулирования, в связи с чем права и законные интересы Ш. А.Д., могут быть восстановлены только посредством судебного признания нарушения и обязании привести в соответствие сведения ГКН на земельный участок с кадастровым номером " ... "с требованиями действующего земельного законодательства Российской Федерации. А так же то обстоятельство, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю считает доводы заявителя обоснованными и соответствующими действующему законодательству РФ.
С учетом изложенного, суд на законных основаниях пришел к выводу об обоснованности требований заявителя и удовлетворил требования о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" по нарушению государственного учета при ведении Единого реестра государственного кадастра, в части указания категории земель земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул. " ... ", " ... " в городе " ... "" ... " края и обязательстве внести изменения в государственном кадастре недвижимости в земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенного по ул" ... ", " ... " в городе " ... " " ... " края, в части отнесения земельного участка к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Довод жалобы представителя Министерства имущественных отношений СК Б. Г.В. о нарушении их прав не привлечением к участию в деле несостоятелен, поскольку вправе разрешить вопрос о нарушении прав самостоятельным обращением в суд.
Не влечет отмену решения суда и довод о том, что перевод земель из одной категории в другую должен быть осуществлен в установленном законом порядке, так как не указан иной порядок, отличный от изложенного в выводах суда.
Доводами апелляционной жалобы приведённые выводы суда первой инстанции не опровергнуты.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.