Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Абакумовой Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 февраля 2013 года гражданское дело по иску Нестерова А.В. к администрации Кетовского района Курганской области об отмене решения межведомственной комиссии, предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе Нестерова А.В. на решение Кетовского районного суда Курганской области от 21 ноября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Нестерова к администрации Кетовского района Курганской области об отмене решения межведомственной комиссии, предоставлении земельного участка, отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, объяснения истца Нестерова А.В., его представителя Ботова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нестеров А.В. обратился в суд с иском к администрации Кетовского района Курганской области об отмене решения межведомственной комиссии, предоставлении земельного участка. В обоснование иска указывал, что он обратился в администрацию Кетовского района Курганской области с просьбой предоставить ему земельный участок, площадью 1 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, в , граничащий с земельным участком с кадастровым номером расположенным по адресу: . Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района Курганской области от в предоставлении земельного участка ему было отказано с указанием на то, что до настоящего времени не утверждены границы земельного участка пос. Придорожный. Ссылаясь на положения ст.ст. 29, 34, п. 4 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", просил отменить вышеуказанное решение межведомственной комиссии, обязать администрацию Кетовского района предоставить ему для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, площадью 1 000 кв.м., в , граничащий с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: . В дальнейшем исковые требования уточнил, просил отменить решение межведомственной комиссии вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района об отказе в предоставлении ему истребуемого земельного участка, обязать администрацию Кетовского района предоставить ему для введения личного подсобного хозяйства свободный земельный участок площадью 1 000 кв.м., расположенный в Кетовском районе, граничащий с земельным участком с кадастровым номером , находящимся по адресу: с границей, проходящей вповоротных точках 10,11,12,13,14,15, а именно: от поворотной точки 13 в сторону поворотной точки 15 на рассмотрении 30 м, от поворотной точки 13 в сторону поворотной точки 10 на расстоянии 33,3 м; в юго-восточном направлении на расстоянии 30 м параллельно стороне, проходящей через поворотные точки 13-15; в северо-восточном направлении на расстоянии 33,3 м параллельно стороне, проходящей через поворотные точки 13-10.
В судебном заседании истец Нестеров А.В., его представитель на заявленных требованиях настаивали, просили их удовлетворить, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Кетовского района Курганской области Южакова О.В. в судебном заседании с иском не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать. Пояснила, что до настоящего времени границы земельного участка пос. Придорожный не установлены.
Представитель третьего лица администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области - Бессонова Н.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать, поддержала позицию представителя администрации Кетовского района Курганской области.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ГКУ "Курганское лесничество" - Меньщикова Г.Ф. с иском не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать. Пояснила, что земельный участок, который истец просит ему предоставить, входит в состав земель лесного фонда, находится в государственной собственности и в соответствии с действующим законодательством не подлежит предоставлению гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ООО "Ника", о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Нестеров А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что спорный земельный участок входит в кадастровый квартал Полагает, что поскольку кадастровый квартал состоит на кадастровом учете в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то перед его постановкой на кадастровый учет были проведены работы по межеванию и согласованию местоположения границ со смежными землепользователями, данных о том, что в данном квартале находятся земли лесного фонда или земли другого целевого назначения, имеющие другого собственника в Управлении Росреестра по Курганской области не значится. Полагает, что межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района после поступления его заявления о предоставлении земельного участка и до рассмотрения дела в суде должна была провести инженерные работы по установлению местоположения испрашиваемого земельного участка на местности. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что через кадастровый квартал проходит часть квартала земель лесного фонда, поскольку согласно плана участка земель лесного фонда, предоставленного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, принятого судом в качестве доказательства, конфигурация кадастрового квартала не совпадает с конфигурацией квартала , что говорит о том, что данные кварталы не являются смежными. Считает, что судом первой инстанции также было необоснованно отказано ему в удовлетворении ходатайства об истребовании из Федеральной кадастровой палаты Россреестра по Курганской области описания границ территории с кадастровым номером . Полагает, что именно в данном описании границ земельного участка имеются сведения о том, граничит или нет кадастровый квартал с землями лесного фонда. Кроме того полагает, что судом необоснованно сделана ссылка на муниципальный контракт от 10.08.2011 г. по определению границ п. Придорожный, поскольку в соответствии с 1.5 данного контракта срок работ определен в 110 дней, соответственно 11.12.2011 работы по муниципальному контракту завершены и утвержден генеральный план п. Придорожный.
Представителем третьего лица - администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области представлены возражения на апелляционную жалобу Нестерова А.В., которые сводятся к законности и обоснованности судебного решения.
В суде апелляционной инстанции истец Нестеров А.В., его представитель Ботов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика администрации Кетовского района Курганской области, представители третьих лиц администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО "Ника", Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ГКУ "Курганское лесничество" о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из материалов дела усматривается, что Нестеров А.В. обратился в администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: , граничащего с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: .
решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района Нестерову А.В. отказано в удовлетворении его заявления, со ссылкой на то, что границы пос. Придорожный Кетовского района Курганской области не установлены.
В силу ч.1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", предусматриваются особенности перевода земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ " О введении в действия Лесного кодекса Российской Федерации", земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В ст. 11 указанного Федерального закона предусматриваются особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.
Из плана лесонасаждений Кетовского лесничества усматривается, что испрашиваемый Нестеровым А.В. земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 138 выдел 1, 7 Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ "Курганское лесничество".
администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области поручила ФГУП "Уралоэрогеодезия" разработать Проект генерального плана и Правила землепользования и застройки Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, что подтверждено протоколом конкурсной комиссии от .
между администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области и ООО "Ника" заключен договор подряда на проведение межевых работ пос. Придорожный, расположенного в границах муниципального образования Кетовский сельсовет.
распоряжением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области утвержден акт выбора участка земель лесного фонда от общей площадью 26,5 га, испрашиваемого администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в границах Курганского лесничества Кетовского участкового лесничества Кетовского мастерского участка.
Из акта выбора участка земель лесного фонда, прилагаемого к нему плана земель лесного фонда следует, что спорный земельный участок, испрашиваемый Нестеровым А.В., расположен в защитных лесах лесопарковой зоны и в случае перевода запрашиваемого администрацией Кетовского сельсовета земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, и расширения за счет данных земель границ пос. Придорожный, основная часть спорного земельного участка останется в составе земель лесного фонда и в границы населенного пункта не войдет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации Кетовского района Курганской области права на предоставление истцу Нестерову А.В. спорного земельного участка, поскольку спорный земельный участок, занят деревьями, и кустарниками, относящимися к защитным лесам лесопарковой зоны, что подтверждается планом лесонасаждений Кетовского лесничества Кетовского лесхоза и не оспаривалось истцом, на момент подачи заявления Нестеровым А.В. и рассмотрения дела судом границы пос. Придорожный Кетовского района Курганской области не установлены, в связи с чем невозможно определить какая часть испрашиваемого земельного участка однозначно перейдет в категорию земель поселений, а какая часть испрашиваемого земельного участка останется в категории земель лесного фонда.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание ссылки Нестерова А.В. на положение требований ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данная статья предусматривает предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Доказательств, подтверждающих, что истребуемый истцом земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, в материалах дела не имеется, истцом в заседание судебной коллегии также не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 данного Федерального закона гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Из материалов дела усматривается, что истец Нестеров А.В. зарегистрирован по адресу: , таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, поскольку истец зарегистрирован на территории г. Кургана, то земельный участок может быть ему предоставлен в соответствии с ч. 4 ст. 3 указанного Закона, то есть при наличии свободных земельных участков.
Поскольку на момент рассмотрения дела идет процедура установления границ земель п.Придорожный Кетовского района, то сделать вывод о наличии или отсутствии свободных земельных участков, расположенных на землях данного поселения, не представляется возможным.
Довод апелляционной жалобы о том, что кадастровый квартал, в который, по мнению истца, входит испрашиваемый земельный участок, имеет кадастровый номер , поэтому испрашиваемый земельный участок расположен на землях п.Придорожный, является несостоятельным.
Как следует из акта выбора участка земель лесного фонда от , испрашиваемого администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в границах Курганского лесничества Кетовского участкового лесничества Кетовского мастерского участка, утвержденного распоряжением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области , прилагаемого к нему плана, выкопировки квартала 138 из плана лесоустройства и плана лесонасаждений Кетовского лесничества Кетовского лесхоза, показаний представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, данных в судебном заседании суда первой инстанции, испрашиваемый земельный участок хотя и расположен в п. Придорожный, но не входит в его границы, поэтому не относится к землям поселения.
Доказательств, подтверждающих факт включения указанного земельного участка в границы п. Придорожный Кетовского района на день рассмотрения дела, материалы дела не содержат, истцом в судебное заседание апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что на момент обращения истца к Администрации Кетовского района Курганской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка оснований для предоставления Нестерову А.В. данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства у ответчика не было, поэтому решение межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района Курганской области от об отказе в предоставлении земельного участка Нестерову А.В. законно и обоснованно, оснований для отмены данного решения не имеется, также не имеется оснований для предоставления истцу испрашиваемого земельного участка на день рассмотрения дела в суде, поскольку до настоящего времени не утверждены границы земельного участка пос. Придорожный Кетовского района Курганской области, не изменен статус земель( не переведены из земель лесного фонда в земли поселений), на которых располагается испрашиваемый земельный участок.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определён круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная оценка представленных сторонами доказательств. Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестерова - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.