Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 03 сентября 2013 года гражданское дело по иску к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Кургана Курганской области", о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2013 года, которым постановлено:
В исковых требованиях к ГКУ "Центр занятости населения", о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 12 июля 2013 года постановлено:
Исправить описки в решении Курганского городского суда от 27.05.2013 года по гражданскому делу по иску Кузьминова В.А. к ГКУ "Центр занятости населения", Слесаренко С.И. о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
В тексте резолютивной части мотивированного и не мотивированного решения Правильно читать:
"В исковых требованиях к ГКУ "Центр занятости населения", о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., объяснения истца Кузьминова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" , ответчика Слесаренко С.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьминов В.А. обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к Слесаренко С.И. о выплате пособия по безработице в минимальном размере, взыскании компенсации морального вреда. В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, просил обязать Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" (далее - ГКУ ЦЗН города Кургана) присвоить статус безработного, выплатить пособие по безработице в минимальном размере 850 руб. с в течение последующих 6 месяцев, взыскать с директора ГКУ ЦЗН города Кургана Слесаренко С.И. компенсацию морального вреда в размере руб. В обоснование заявленных требований указывал, что с являлся безработным, состоял на учете в ГКУ ЦЗН города Кургана и регулярно получал минимальное пособие по безработице в размере 850 руб. , встав на учет, ему было выдано регистрационное удостоверение безработного гражданина и присвоен статус безработного, но без выплаты минимального пособия. Обратившись к директору ГКУ ЦЗН города Кургана Слесаренко С.И. с вопросом о назначении пособия по безработице согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 812 от 12.10.2010 "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2011 год", получил отказ, мотивированный тем, что необходимо предоставить ряд документов, в том числе справку о среднем заработке за три месяца с последнего места работы. Указал, что предоставить вышеуказанную справку не представляется возможным в виду того, что предприятие Общество с ограниченной ответственностью "" (далее - ООО "") ликвидировано, государственный архив не располагает документами по личному составу ООО "". Считал, что неправомерными действиями директора ГКУ ЦЗН города Кургана Слесаренко С.И. ему был причинен материальный и моральный вред, выразившийся в нарушенном спокойствии, ухудшении состояния здоровья, который он оценивает в руб.
Истец Кузьминов В.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ГКУ ЦЗН города Кургана , действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не соглашалась, поясняла, что статус безработного истцу присвоен не был, так как из указанного в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Правилах регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 перечня документов, истцом не была предоставлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Ссылку истца о том, что в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, лицам неработающим год и более назначается пособие по безработице в минимальном размере и без предоставления справки о среднем заработке, считали не состоятельной. Кроме того, считали неправомерной ссылку истца на Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 812, так как данное Постановление определяет размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2011, в то время как в иске ставится вопрос о взыскании пособия по безработице за 2013. Считали также необоснованной ссылку истца на ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку данная норма определяет размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан, тогда как истец таковым не признан. Действия ГКУ ЦЗН города Кургана не нарушают действующее законодательство о занятости населения, а, следовательно, не нарушают личные неимущественные и иные права истца. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик Слесаренко С.И. в судебном заседании с иском не соглашался, пояснял, что его действия основаны на законе.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кузьминов В.А. просит решение суда отменить и принять решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно указывает, что ответчик имел возможность истребовать справку о среднем заработке за три месяца 2006 года, которая находится с в его архиве. Указал, что размер минимального пособия за период с по составляет руб.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГКУ ЦЗН города Кургана просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения, как постановленное в соответствии с законом.
Истец Кузьминов В.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГКУ ЦЗН города Кургана против доводов апелляционной жалобы возражала.
Ответчик Слесаренко С.И. в суде апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец Кузьминов В.А. был уволен из ООО "" в связи с сокращением штата (л.д. 8).
В период с по , с по , с по истец был зарегистрирован в ГКУ ЦЗН города Кургана в качестве безработного.
он вновь обратился в ГКУ ЦЗН города Кургана и был поставлен на учет как ищущий подходящую работу (л.д. 12-13, 14).Статус безработного истцу присвоен не был.
истец обратился к директору ГКУ СЗН города Кургана Слесаренко С.И. с заявлением о назначении ему пособия по безработице в минимальном размере (л.д. 9).
Ответом от Кузьминову В.А. было отказано в назначении пособия по безработице в виду непредоставления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (л.д. 10).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 133-ФЗ от 28.07.2012) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 (далее Правила), регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.
При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени истцом справка о средней заработной плате не представлена, возможность получения указанной справки, и приобщения ее в соответствии с законом к заявлению о признании его безработным истцом не утрачена.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, по следующим основаниям.
Как следует из пояснений истца, признавалось представителем ответчика в судебном заседании, подтверждено выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от , ООО "" ликвидировано по решению учредителей.
Архивной справкой государственного казенного учреждения государственного архива по личному составу Курганской области от подтверждено, что сведения по личному составу ООО "" в архиве отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о невозможности предоставления истцом справки о среднем заработке при обращении к ответчику .
В силу п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице, а в соответствии с п. 2 названной статьи пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Как следует из материалов дела, истец имел длительный перерыв (более одного года) в трудовой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2012 N 1031 "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2013 год", равно как и постановлением Правительства Российской Федерации N 888 от 03.11.2011, минимальная величина пособия по безработице на 2013 год была установлена в размере 850 руб.
В силу ст. 31 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Согласно п. 4 ст. 31 вышеуказанного закона, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Истец не относится к категории граждан, которые в силу п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными.
В силу п. 6 Правил, государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Требования указанных правил ответчиком не исполнены.
Поскольку справка о средней заработной плате истцом не представлена по независящим от него обстоятельствам (в связи с ликвидацией предприятия, где он осуществлял трудовую деятельность и отсутствием документов по личному составу ликвидированного предприятия в архиве области), судебная коллегия находит требования истца о возложении на ГКУ ЦЗН города Кургана обязанности признать Кузьминова В.А. безработным с назначением государственного пособия по безработице с в размере 850 руб. на срок 6 месяцев обоснованными и подлежащими удовлетворению, решение суда об отказе в удовлетворении иска в данной части подлежащим отмене.
Принадлежащие гражданину личные неимущественные права и другие нематериальные блага защищаются законом (ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину от рождения другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда ответчиком Слесаренко С.И., а также доказательств подтверждающих его виновные действия.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в данной части, поскольку участие Слесаренко С.И. в данных правоотношениях не носит автономного характера, обусловлено исполнением им обязанностей руководителя ГКУ ЦЗН города Кургана, то есть лица, действующего от имени данного учреждения. Соответственно, в этих правоотношениях Слесаренко С.И. не выступает самостоятельным субъектом и не является по ним надлежащим ответчиком.
Аргументированных доводов, влияющих на правомерность выводов суда первой инстанции в данной части требований, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2013 года в части отказа в иске к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" о возложении обязанности по присвоению статуса безработного и выплате пособия по безработице с отменить, исковые требования в данной части удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" признать безработным, назначить с пособие по безработице в размере 850 рублей на срок 6 месяцев.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.В. Аврамова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.