Постановление Челябинского областного суда от 11 июня 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу Бестаевой В.О. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Аргаяшского района Челябинской области от 11 января 2013 г. и решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 25 марта 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Бестаевой В.О.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 11 января 2013 г. директор ООО "Уральская Строительная Компания" Бестаева В.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 4 ООО рублей с конфискацией алкогольной продукции в количестве 106 бутылок.
Решением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 23 марта 2013г. указанное выше постановление оставлено без изменения.
В жалобе Бестаевой В.О., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Согласно ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размер? от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с положениями п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2
2
настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В силу ст.10.2 Закона N 171-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного;.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, кд прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что Бестаева В.О., являясь директором ООО "Уральская Строительная Компания", в магазине,
3
расположенном по адресу: *****, допустила розничную продажу следующей алкогольной продукции: водка "Белая береза", емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 23.12.2011г., производитель ООО "Чайка", в количестве 25 бутылок; водка особая "Сибирская береза", емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 22.04.2012г., производитель ООО "Березка", в количестве 12 бутылок; водка особая "Сибирская береза", емк. 0,5 л., креп 40%, дата розлива 21.01.2011г., производитель ООО "Балтика", в количестве 20 бутылок; водка "Лабиринт", емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 26.12.2011г., производитель ООО ЛВЗ "Серпуховский", в количестве 20 бутылок; водка "Пристань", емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 21.01.2011г., производитель ООО "Балтика", в количестве 2D бутылок; водка "Старорусская", емк. 0, 25 л., креп. 40%, дата розлива 15.01.2012г., производитель ООО "АТК", в количестве 57 бутылок; вино специальное "Портвейн 777", емк. 1,5 л., креп. 18%, дата розлива 15.12.2011г., производитель ООО СПС "РКПТ", в количестве 8 бутылок без надлежаще оформленных товарно - транспортных документов, без справки к товарно -транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а именно: отсутствуют товаросопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции (товарно - транспортные накладные, разделы А и Б справок к товарно -транспортным накладным), в нарушение п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171- ФЗ. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Факт совершения директором ООО "Уральская Строительная Компания" административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 декабря 2012г. N 04-06/663-УСК/ТСД/дл, копией протокола осмотра от 29 ноября 2012г. N04-06/663- УСК, копией протокола ареста от 29.11.2012г. N 04-06/663-УСК, копиями ценников на изъятую алкогольную продукцию.
Доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения Бестаевой В.О. к административной ответственности не нашли своего подтверждения.
На основании приказа N 663 от 28 ноября 2012г. Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу проведены контрольные мероприятия в магазине, расположенном по адресу: ***** (л.д. 5-6).
В соответствии с приказом N 663 от 28 ноября 2012г. проверке подлежало соблюдение организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции на территории Аргаяшского муниципального района Челябинской области, требований, установленных приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 "Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за
4
исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Проведение контрольных мероприятий в период с 29 ноября 2012г. по 30 ноября 2012г. поручено сотрудникам Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (л.д. 5-6).
По результатам проверки составлен акт контрольного мероприятия N 04-06/663 -УСК от 29 ноября 2012г., в котором зафиксировано, что в ходе осмотра витрин с алкогольной продукцией нарушения требований, установленных приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 "Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов", не установлено.
Вместе с тем в ходе осмотра торгового зала магазина, в котором осуществляет свою деятельность ООО "Уральская Строительная Компания", установлено, что в магазине слева от входа в торговый зал, на полках -витринах с ценниками находится алкогольная продукция, принадлежащая ООО "Уральская Строительная Компания", маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки (л.д. 12-15).
На момент проведения осмотра ООО "Уральская Строительная Компания" товарно - сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995г. N 171 - ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", не представило.
Согласно протоколу ареста N 04-06/663 - УСК от 29 ноября 2012г. в помещении магазина, в котором осуществляет деятельность ООО "Уральская Строительная Компания", в присутствии директора ООО "Уральская Строительная Компания" Бестаевой В.О. изъята алкогольная продукция в количестве 106 бутылок (л.д. 21-23), также изъяты ценники, согласно которым данная продукция принадлежит ООО "Уральская Строительная Компания".
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе основания для проведения плановых и внеплановых проверок установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294- ФЗ).
Согласно ч.З ст. 1 Закона N 294- ФЗ положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля
5
(надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с ч.4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Как следует из материалов дела, ООО "Уральская Строительная Компания" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции от 06 ноября 2012г. N 1143/207, выданную Министерством сельского хозяйства Челябинской области, сроком действия с 28 января 2012г. по 27 января 2013г. (л.д. 26).
Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В силу ст. 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя: лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее также - обязательные требования).
Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
6
запрашивать у организации, индивидуального предпринимателя на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать объекты и проводить обследования используемых организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности помещений, зданий, сооружений, технических устройств (автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции, технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения), оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательные материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
В соответствии со ст. 23.1 Закона N 171 - ФЗ под государственным надзором за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного федерального органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее -государственный надзор) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проверке соблюдения ООО "Уральская Строительная Компания" требований, установленных приказом N 663 от 28 ноября 2012г.
7
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу, установлен факг продажи алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с признаками подделки, в связи с чем в отношении ООО "Уральская Строительная Компания" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. На момент проведения осмотра, а также в ходе административного расследования ООО "Уральская Строительная Компания" товарно - сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, не представило.
Решением Учредителя о создании ООО "Уральская Строительная Компания" N 1 от 20 мая 2009г. Бестаева В.О. назначена на должность директора ООО "Уральская Строительная Компания" (л.д. 36), она же является единственным учредителем указанного общества (л.д. 31-35).
По результатам проверки 07 декабря 2012г. начальником отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу в отношении директора ООО "Уральская Строительная Компания" Бестаевой В.О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. Доводы жалобы о том, что протокол составлен неуполномоченным на то лицом, не нашли своего подтверждения.
Утверждение в жалобе об отсутствии доказательств уведомления ООО "Уральская Строительная Компания" о проведении проверки опровергается материалами дела, так как до начала контрольных мероприятий директор ООО "Уральская Строительная Компания" Бестаева В.О. с приказом N 663 от 28 ноября 2012г. "О проведении контрольных мероприятий на территории Аргаяшского муниципального района Челябинской области" ознакомлена, о чем свидетельствует подпись Бестаевой В.О. в указанном приказе (л.д.5).
Доводы жалобы о том, что ООО "Уральская Строительная Компания" собственником алкогольной продукции не является, были предметом проверки судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В судебных постановлениях приведены надлежащие мотивы, по которым приняты одни доказательства, а другие, в том числе показания Бестаевой В.О., свидетеля С.О.Г., отвергнуты.
Ходатайство Бестаевой В.О. и ее защитника Людиновских Н.В. о вызове в качестве свидетеля Ш.И.Г., оставлено без удовлетворения, о чем имеется мотивированное определение, занесенное в протокол судебного заседания (л.д. 116 - оборот). Необходимости в допросе Ш.И.Г. у судьи районного суда не имелось. Представленные в дело доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Бестаевой В.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
8
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.7, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, назначено оно в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Аргаяшского района Челябинской области от 11 января 2013г. и решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 25 марта 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Бестаевой В.О. оставить без изменения, а жалобу Бестаевой В.О. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.