Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.
судей Винниковой Н.В., Давыдовой В.Е.
при секретаре Немеровец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Челябинского транспортного прокурора к администрации муниципального образования "город Челябинск" с апелляционной жалобой администрации города Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда города от 20 февраля 2013 года, дополнительное решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 29 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Шпилевую Е.Л., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Южно-Уральская железная дорога Лычагина А.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Челябинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Челябинск" (с учетом уточнений л.д. 52-54) о признании котельной, расположенной в поселке Чурилово города Челябинска и тепловых сетей от данной котельной до жилых домов под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске бесхозяйным имуществом; обязании администрацию города Челябинска принять в муниципальную собственность бесхозяйное недвижимое имущество - котельную в поселке Чурилово города Челябинска и тепловые сети от данной котельной до жилых домов под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске.
В обоснование иска указано, что жилые дома под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске отапливаются от котельной, расположенной в поселке Чурилово города Челябинска. Указанные дома приняты в муниципальную собственность, тогда как тепловые сети и котельная, предназначенные для подачи тепловой энергии в указанные жилые дома собственника не имеют. Учитывая, что котельная и тепловые
1
сети, указанные в иске являются инфраструктурой муниципальных жилых домов, данное имущество подлежит включению в муниципальную собственность.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Отто Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Челябинска Антонов Д.А., действующий на основании доверенности (л.д. 64), в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что Челябинский транспортный прокурор является ненадлежащим истцом, поскольку в данном случае фактически представляет интересы филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Южно-Уральская железная дорога (далее по тексту ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога). Имущество принадлежит ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога. Истцом не представлены доказательства существования в натуре котельной и тепловых сетей от данной котельной до жилых домов под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске, спорные объекты не индивидуализированы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Красина Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.65), в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Суду представлено мнение на иск, в котором указано, что законодательством предусмотрен особый порядок признания вещи бесхозяйной и права муниципальной собственности на данную вещь. В данном случае прокурор не в праве самостоятельно обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц, не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц либо угрозы возникновения неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц. Не представлены доказательства существования в натуре спорных объектов, объекты не индивидуализированы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога Лычагин А.И., действующий на основании доверенности (л.д.30), в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом принято решение, которым на администрацию муниципального образования "город Челябинск" возложена обязанность направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет
2
бесхозяйственного имущества - котельной и тепловых сетей от котельной до жилых домов, расположенных по адресам: город Челябинск, улица *** дома 1,2, 12 "а" (74-79).
Дополнительным решением Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 29 марта 2013 года котельная и тепловые сети от котельной до жилых домов, расположенных по адресам: город Челябинск, улица *** дома 1, 2, 12 "а" признаны бесхозяйным имуществом; на администрацию муниципального образования "город Челябинск" возложена обязанность принять в муниципальную собственность котельную и тепловые сети к домам под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Челябинска просит решение и дополнительное решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что прокурор не уполномочен предъявлять настоящий иск, поскольку полномочия на проведение проверок исполнения законодательства в области теплоснабжения за транспортной прокуратурой не закреплены. Надлежащим истцом по делу является Челябинская дистанция гражданских сооружений ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога. Прокурором не представлено доказательств возникновения либо угрозы возникновения неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц. Спорное имущество нельзя считать бесхозяйным, поскольку и котельная и тепловые сети и жилые дома под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске созданы правопредшественником ОАО "РЖД", впоследствии названные жилые дома были переданы в муниципальную собственность, котельная и тепловые сети остались в собственности ОАО "РЖД". Прокурором не представлены доказательства существования в натуре котельной и тепловых сетей от котельной до жилых домов под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске, спорные объекты не индивидуализированы. Администрация города Челябинска не наделена полномочиями на ведение учета бесхозяйных недвижимых вещей.
Представитель ответчика администрации города Челябинска, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав прокурора Шпилевую Е.Л., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
3
спора, филиала ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога Лычагина А.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, дополнительное решение суда подлежащим частичной отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует и доказательств обратного суду не представлено, что жилые дома под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске находятся в муниципальной собственности. На территории поселка Чурилово, расположенного в Тракторозаводском районе города Челябинска расположена котельная, предназначенная для подачи тепловой энергии в жилые дома под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске. Подача тепловой энергии от данной котельной к жилым домам под номерами 1,2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске осуществляется через тепловые сети длинной ориентировочно 70 м, диаметром 50 мм.
Данные обстоятельства подтверждаются справками филиала ОАО "РЖД" от 11 октября 2012 года N 2487, от 08 октября 2012 года N 2438, от 25 мая 2012 года N НТО 1916, согласно которым котельная и теплотрасса от котельной ориентировочной длиной 70 м и диаметром 50 мм, расположенные на станции Чурилово города Челябинска на балансе Челябинской дистанции гражданских сооружений не числятся (л.д. 6, 9, 12); ответами Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Челябинска от 08 июня 2012 года N 2241-УЖКХ, от 09 декабря 2011 года N 4426-УЖКХ о том, что прием электрокотельной, расположенной по улице *** в городе Челябинске в муниципальную собственность нецелесообразен, поскольку котельная не соответствует требованиям строительных норм и правил, требуются значительные затраты на ее реконструкцию (л.д. 17, 18).
Так же установлено, что котельная, предназначенная для подачи тепловой энергии в жилые дома под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске и тепловые сети от данной котельной к указанным жилым домам в частной, федеральной, муниципальной собственности, собственности Челябинской области не находятся, что подтверждено уведомлениями Управления Росреестра по Челябинской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на данное имущество (л.д. 66, 155), справками Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области о том, что указанное имущество
4
на техническом учете не состоит (л.д. 128, 129), выписками из реестра федеральной, муниципальной собственности, собственности Челябинской области об отсутствии в реестрах сведений о данном имуществе (л.д. 130,134,135,137,139,140,141,143,156,158-159).
Принимая решение о возложении на администрацию муниципального образования "город Челябинск" обязанность направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйственного имущества котельную и тепловые сети от котельной до жилых домов, расположенных по адресам: город Челябинск, улица *** дома 1, 2, 12 "а" и дополнительное решение о признании данного имущества бесхозяйным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку собственник данного имущества не установлен, данное имущество является бесхозяйным.
С такими выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в связи с несоответствием данного вывода фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель филиала ОАО "РЖД" Южно-Уральская железная дорога Лычагин А.И. пояснил, что жилые дома под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске и инфраструктура к ним (тепловые сети, котельная) возведены за счет средств и силами Южно-Уральской железной дорогой в ориентировочно в 1968 году. Указанные жилые дома приняты в муниципальную собственность.
Данные обстоятельства подтверждены техническими паспортами на указанные жилые дома, из которых следует, что первичная инвентаризация жилых домов под номерами 1 и 12 "а" по улице *** в городе Челябинске проведена в ноябре 1983 года, дома под номерами 1, 2, 12 "а" по улице *** в городе Челябинске имеют центральное отопление (л.д. 160-187).
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность
5
городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к названному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 (действовавшего на момент утверждения распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемое в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД") указано, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Утвержденный план приватизации является решением о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N235).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 1155-р "О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2003 год" имущественный комплекс Федерального государственного унитарного предприятия "Южно-Уральская железная дорога" Министерства путей сообщения
6
Российской Федерации (далее по тексту ФГУП "Южно-Уральская железная дорога" МПС РФ) включен в план приватизации федерального имущества.
В соответствии с законом Российской Федерации от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" создан единый хозяйствующий субъект Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в его уставной капитал внесено, в том числе, имущество ФГУП "Южно-Уральская железная дорога МПС РФ".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со статьями 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта создано Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Во исполнение пункта 7 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации совместным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 апреля 2004 года N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (Приложение N 1 к Распоряжению).
В соответствии с Приложением N 1 к названному распоряжению в числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность Челябинской области, среди прочих жилых домов указаны жилые дома под номерами 1,2,12 "а" по улице *** в поселке Чурилово города Челябинска, после перечня жилых домов указано, что передаче в муниципальную собственность Челябинской области подлежат и инженерные сооружения и коммуникации к жилым домам, в том числе, сети теплоснабжения протяженностью 835 м (л.д. 148-151).
Учитывая приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные выше тепловые сети и здание котельной,
7
являющиеся объектами коммунально-бытового назначения, входившие в имущественный комплекс приватизируемого предприятия - ФГУП "Южно-Уральская железная дорога" МПС РФ, подлежат передаче в муниципальную собственность и на органы местного самоуправления возлагается обязанность по их принятию, которая не обусловлена никакими обстоятельствами. Обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность правильно возложена на ответчика -администрацию города Челябинска, как на лицо, обладающее соответствующими полномочиями согласно статье 36 Устава города Челябинска.
Таким образом, дополнительное решение суда о возложении на администрацию города Челябинска обязанности по принятию в муниципальную собственность спорного имущества является правильным, поскольку соответствует приведенным нормам права. Вывод суда о том, что спорное имущество является бесхозяйным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам права, следовательно, решение суда о постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного, а так же дополнительное решение суда в части признания спорного имущества бесхозяйным подлежат отмене с вынесением по нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации города Челябинска о том, что транспортный прокурор города Челябинска является ненадлежащим истцом, не состоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, Челябинский транспортный прокурор указывает на то, иск подан в интересах неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает, что в случае ненадлежащего использования спорного имущества, отсутствия должного контроля за его техническим состоянием со стороны собственника, может возникнуть
8
угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем считает, что иск подан надлежащим истцом.
Предъявляя настоящий иск, Челябинский транспортный прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", для предупреждения причинения вреда значительному числу граждан. Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основанным на фактических обстоятельствах дела.
Учитывая, что обязанность по принятию спорных объектов в муниципальную собственность не обусловлена никакими обстоятельствами, отсутствие технического описания объектов не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Челябинска обязанности по принятию данного имущества в муниципальную собственность. Кроме того, судом учтена социальная значимость объектов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации города Челябинска об отсутствии доказательств существования спорных объектов в натуре, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку доказательства существования объектов суду представлены, тогда как доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 20 февраля 2013 года об обязании администрацию муниципального образования "город Челябинск" направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозяйного имущества - котельной и тепловых сетей от котельной до жилых домов, расположенных по адресам: город Челябинск, улица ***, дома 1, 2, 12 "а", дополнительное решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 29 марта 2013 года о признании бесхозяйным имуществом - котельную и тепловые сети от котельной до жилых домов, расположенных по адресам: город Челябинск, улица ***, дома 1,2, 12 "а" - отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
9
В остальной части дополнительное решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 29 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.