Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шигаповой С.В., судей Загайновой А.Ф., Зариповой Ю.С. при секретаре Шагеевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Металлургического района г. Челябинска на решение Металлургического районного суда города Челябинска от 24 апреля 2013 года по исковому заявлению ХИСМАТУЛЛИНОЙ В.Х. к администрации Металлургического района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет, признании участником подпрограммы, обязании включить в список участников подпрограммы, выдать государственный жилищный сертификат,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хисматуллина В.Х. обратилась в суд с иском к администрации Металлургического района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153; о возложении обязанности на администрацию Металлургического района г. Челябинска включить ее в список участников данной подпрограммы; о возложении обязанности на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области выдать государственный жилищный сертификат на одного человека в порядке очереди согласно дате постановки на учет, указывая, что является добровольно выехавшей из с. Муслюмово в 2001 г., на основании договора коммерческого найма проживает и зарегистрирована по месту
2
пребывания в комнате по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****- ****, иного жилья в собственности и по договору социального найма не имеет, в связи с чем, является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, как пострадавшая в результате сбросов радиоактивных отходов в реку Теча на основании Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 - 1 от 15.05.1991 г. В июле 2012 г. она обратилась в администрацию Металлургического района г. Челябинска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, включении в сводный список граждан- получателей государственного жилищного сертификата, получила отказ, поскольку обращение последовало после 01 марта 2005 г. Полагает отказ незаконным, так как Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 г. N 17-П норма о периоде обращения за постановкой на учет лиц, пострадавших от аварий на Чернобыльской АЭС, на ПО "Маяк", признана неконституционной (л.д. 3, 40).
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 24 октября 2012 г. в удовлетворении исковых требований Хисматуллиной В.Х. отказано (л.д. 66-69).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда данное решение оставлено без изменения (л.д. 95-100).
Определением Металлургического районного суда г. Челябинска от 03 апреля 2013 г. вышеуказанное решение отменено для пересмотра по новым обстоятельствам (л.д. 148-149).
В судебном заседании Хисматуллина В.Х. и ее представитель Кутепова Н.Л. заявленные требования поддержали, указали, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 г. N 3-П п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 - 1 от 15.05.1991 г. признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Представители администрации Металлургического района г. Челябинска, Министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области участия в судебном заседании не принимали при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
3
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных Хисматуллиной В.Х. требований: признал Хисматуллину В.Х. нуждающейся в жилых помещениях, обязать администрацию Металлургического района г. Челябинска поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с момента обращения - 26 июля 2012 года; признал Хисматуллину В.Х. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", реализуемой в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153; обязал администрацию Металлургического района г. Челябинска включить Хисматуллину В.Х. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы", реализуемой в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153; обязал Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области выдать Хисматуллиной В.Х. государственный жилищный сертификат на одного человека в порядке очереди согласно дате постановки на учет.
В апелляционной жалобе администрации Металлургического района просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к администрации Металлургического района, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд не принял во внимание, что согласно ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" добровольно выехавшие граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года, могут быть приняты на учет на общих основаниях и в порядке очередности. Кроме того указывает, что заявителем не подтверждено место жительства в Металлургическом районе г. Челябинска, а подтверждено лишь место ее пребывания. Считают, что снявшись с регистрационного учета из квартиры своего отца, истица намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения Хисматуллиной В.Х., ее представителя Кутеповой Н.Л., судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
4
Как следует из материалов дела, Хисматуллина В.Р. является добровольно выехавшей из населенного пункта Муслюмово в 2001 году, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В период с 07 мая 2003 года по 10 июля 2012 года Хисматуллина В.Х. была зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****- ****, общей площадью **** кв.м., принадлежащей на праве собственности ее отцу Хисматуллину Х.М. на основании договора купли-продажи от 25.11.1998 года. Также в данной квартире зарегистрированы: отец истицы Хисматуллин Х.М., мать Хисматуллина С.Г., сестра Хисматуллина А.Х., брат Хисматуллин Р.Х., 2009 года рождения
С 12.07.2012 года по 12.07.2013 года истица зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает в квартире, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****- ****, принадлежащей на праве собственности Баркину Ю.С., с которым Хисматуллиной В.Х. заключен договор аренды.
Жилых помещений на праве собственности или праве пользования Хисматуллина В.Р. не имеет.
26 июля 2012 года Хисматуллина В.Х. обратилась к главе администрации Металлургического района г. Челябинска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в сводный список программы обеспечения жильем граждан, пострадавших в результате деятельности ПО "Маяк".
Письмом администрации Металлургического района г. Челябинска от 10 августа 2012 года N Х-775 на обращение Хисматуллиной В.Х. отказано со ссылкой на ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан данной категории производится в отношении лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Указано, что иные добровольно выехавшие граждане могут быть взяты на учет на общих основаниях, установленных жилищным законодательством РФ, и обеспечены жильем в порядке очередности. Рассмотреть вопрос о
5
принятии на учет без проверки существенного положения не представляется возможным. Малоимущие граждане могут быть приняты на учет по месту своего жительства, в Металлургическом районе г. Челябинска подтверждено только место пребывания.
Разрешая исковые требования Хисматуллиной В.Х., суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года (далее Закон N 1244- 1 от 15.05.1991 г.) гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года указанным лицам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 года N 3-П п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 - 1 от 15 мая 1991 г. признан не соответствующим Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещении всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условии граждан, пострадавших от аварии на ПО "Маяк"
6
реализуются в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050.
При этом формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы").
Согласно п.п. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно применив вышеуказанные положения закона, а также положения п. 18, 24 Правил, регулирующих порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и выдачи сертификатов, оценив обстоятельства дела в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованным выводам, что Хисматуллина В.Х., являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального
7
найма, а также собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, имеет право на обеспечение жильем путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Доводы жалобы о том, что снявшись с регистрационного учета из квартиры своего отца, истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, несостоятельны и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Из материалов дела следует, что в квартире, принадлежащей отцу истицы, последняя фактически проживала до 2008 года, выехала добровольно в связи с началом самостоятельной жизни, ремонтом квартиры и рождением брата. До июля 2012 года проживала на съемной квартире по ул. ****, 10 июля 2012 года снялась с регистрационного учета по месту жительства родителей, с 12 июля 2012 года на основании договора аренды проживает и зарегистрирована по месту пребывания в кв. **** дома **** по ул. ****.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что снятие с регистрационного учета в квартире, принадлежащей отцу истицы, не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку переезд Хисматуллиной В.Х. был вызван уважительными причинами -сложившимися жизненными обстоятельствами: рождением брата, которому была выделена занимаемая ей комната, невозможностью проживания в одной комнате с сестрой, началом самостоятельной жизни, в связи с чем положения статьи 53 Жилищного кодекса РФ о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий к ней применены быть не могут.
Кроме того, доказательств того, что истица намерено ухудшила свои жилищные условия, то есть умышленно совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ таких доказательств суду не представлено.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
8
Ссылка ответчика на то, что истицей не подтверждено место жительства в Металлургическом районе г. Челябинска, а подтверждено лишь место ее пребывания, несостоятельна.
Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Хисматуллина В.Х. с июля 2012 года постоянно проживает по ул. ****, то есть в Металлургическом районе, доказательств иного материалы дела не содержат. Таким образом, фактическим местом жительства истицы на момент подачи заявления является адрес: ул. ****, ****- ****, по которому она была зарегистрирована, как по месту пребывания.
Доводы жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права и неправильной оценке обстоятельств, имеющих значения для дела, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям. Обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Металлургического районного суда города Челябинска от 24 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Металлургического района г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.