Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, муниципального общеобразовательного учреждения- Саккуловская средняя общеобразовательная школа, апелляционное представление прокурора Сосновского района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 11 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к муниципальному общеобразовательному учреждению "Саккуловская средняя общеобразовательная школа" об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, выслушав прокурора Копцову О.В., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения) в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к муниципальному общеобразовательному учреждению- Саккуловская средняя общеобразовательная школа (далее МОУ, Школа) о возложении обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы к новому 2013-2014 учебному году за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведения прокурорской проверки обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда государственных бюджетных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы установлено, что учащиеся МОУ Саккуловская СОШ не в полной мере обеспечены бесплатными учебниками, а именно: 1 класс обеспечен бесплатными учебниками на 60 %, 2 класс- на 70 %, 5 класс -на 48 %, 6 класс -на 57 %, 7 класс- на 53 %, 8 класс -на 30 %, 9 класс -на 11 %, 10,11 классы-на 40 %.
1
Полагает, что не полная обеспеченность учебниками нарушает права несовершеннолетних на общедоступность и бесплатность основного общего образования, гарантированного Конституцией РФ и предоставляемого государством.
Поскольку исходя из положений действующего законодательства, в том числе, Закона "Об образовании", "Об образовании в Челябинской области" организация обеспечения учебниками и учебными пособиями в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, соответственно, обеспечение должно производиться за счет средств бюджета Челябинской области.
В судебном заседании прокурор Сосновского района Челябинской области поддержал требования, с учетом уточнения.
Представитель муниципального общеобразовательного учреждения-Саккуловская СОШ Пазухина А.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области, Правительства Челябинской области, представивших отзывы.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 11 июля 2013 года на муниципальное общеобразовательное учреждение-Саккуловская средняя общеобразовательная школа возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы к новому 2013-2014 учебному году (до 01 сентября 2013 года), в удовлетворении требований в остальной части отказано. Также взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере **** рублей в местный бюджет.
В апелляционной жалобе Управление образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение районного суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности по обеспечению укомплектованности библиотечного фонда за счет средств, выделяемых из бюджета Челябинской области и отсутствия конкретизации, за счет каких средств Школе необходимо обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствие с положениями Закона РФ "Об образовании", Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" организация обеспечения учебниками в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях и учебными пособиями, допущенными к
2
использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ - Челябинской области в сфере образования.
Предоставленные субъектом РФ субвенции распределяются органом местного самоуправления между общеобразовательными учреждениями в соответствие с нормативами в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Дополнительные финансовые средства, которые могут пойти на полную комплектацию библиотечного фонда у Школы отсутствуют.
В апелляционной жалобе муниципальное общеобразовательное учреждение- Саккуловская средняя общеобразовательная школа просит решение суда от 11 июля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности по обеспечению укомплектованности библиотечного фонда за счет средств, выделяемых из бюджета Челябинской области и отсутствия конкретизации, за счет каких средств Школе необходимо обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что финансовое обеспечение выполнение муниципального задания осуществляется Школой в виде субсидий из бюджета Сосновского муниципального района. Школа использует предоставленные средства исходя из Плана финансово- хозяйственной деятельности, утвержденной Учредителем в лице муниципального образования Сосновский муниципальный район. Составной части плана учредителя в виде обеспечения учебниками и учебными пособиями не имеется, в связи с чем, на Школу указанная обязанность по обеспечению укомплектованности возложена быть не может.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные апеллятором - Управлением образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
10 сентября 2013 года в Челябинский областной суд поступило заявление от и.о. прокурора Сосновского района Челябинской области об отказе от апелляционного представления. В соответствии со ст.326 ГПК РФ производство по апелляционному представлению прокурора Сосновского района Челябинской области подлежит прекращению.
В суде апелляционной инстанции прокурор Копцова О.В., поддержала заявление об отказе от апелляционного представления.
Представитель муниципального общеобразовательного учреждения-Саккуловская СОШ, представители администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
з
На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ основное общее образование в РФ является обязательным; при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствие с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (действовал до 1 сентября 2013 года), определяющему правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом в силу п. 2 той же статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включены наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем
4
учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Аналогичные закрепленному в ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" положения содержит ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, в соответствие с которой в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с РФ, в частности, осуществление за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
Подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
На основании ст. 41 указанного выше Закона финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными
5
учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
На основании п. 1 ст. 32 данного Закона образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения, в том числе, относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п. 1 ч. 2 ст. 32 настоящего Закона).
Материалами дела подтверждается, что по представленным данным о библиотечном фонде школы обеспеченность МОУ Саккуловская СОШ учебниками и учебными пособиями составляет: 1 класс -60 %, 2 класс- 70 %, 5 класс - 48 %,6 класс -на 57 %, 7 класс- 53 %, 8 класс - 30 %, 9 класс - 11 %, 10,11 классы- 40%.
В соответствие с Уставом МОУ Саккуловская СОШ создано муниципальным образованием Сосновский муниципальный район для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации Сосновского муниципального района в сфере образования. Учредителем Школы является муниципальное образование Сосновский муниципальный район. Школа является муниципальным бюджетным учреждением, юридическим лицом со дня его регистрации.
В соответствие со ст. 7 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 322 30 "Об образовании в Челябинской области" к полномочиям органов государственной власти Челябинской области в сфере образования относится, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и
6
хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Челябинской области.
Как следует из материалов дела, субвенции, выделяемые из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования Сосновскому муниципальному району предоставлены полностью.
В соответствии с п. 4 Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года N 986, требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают в себя, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897, материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность обеспечения доступа в школьной библиотеке, помимо прочего, к учебной и художественной литературе.
При этом образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (п. 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).
7
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на образовательное учреждение по укомплектованности библиотечного фонда школы, поскольку данная обязанность, в силу вышеназванных норм, возложена именно на образовательное учреждение.
Ссылка апелляционных жалоб о необходимости возложения обязанность по укомплектованности библиотечного фонда на субъект РФ, противоречит приведенным выше выводам, а потому, является несостоятельным.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что судом не указано, за счет каких денежных средств (бюджета) необходимо произвести укомплектование библиотечного фонда общеобразовательного учреждения учебниками и учебными пособиями, поскольку обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного общего образования осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, являются несостоятельными, поскольку отсутствие либо недостаточное количество у Школы, являющейся являющегося юридическим лицом, необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служит основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.
Также судебная коллегия считает, что судом правомерно установлен срок исполнения судебного акта, исходя из положений, предоставленных ему ст. 204 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся по существу к переоценке фактических обстоятельств дела, установленных судом, и оспариванию постановленных судом выводов.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328 ПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по апелляционному представлению прокурора Сосновского района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 11 июля 2013 года прекратить.
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 11 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, муниципального общеобразовательного учреждения-Саккуловская средняя общеобразовательная школа, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Судьи:
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.