Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Турковой Г. Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования Карталинского муниципального района Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению Карталинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 1 г. Карталы, администрации Карталинского муниципального района, Управлению образования Карталинского муниципального района о понуждении к исполнению обязательства,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Павлову А.В., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карталинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 1 г. Карталы, администрации Карталинского муниципального района, Управлению образования Карталинского муниципального района о возложении обязанности на Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 г. Карталы (далее по тексту МОУ СОШ) обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в срок до 01 сентября 2013 года, в случае недостаточности средств обязать обеспечить за счет средств собственника в лице Управлению образования Карталинского муниципального района.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований законодательства о доступности и бесплатности образования в Карталинском муниципальном районе Челябинской области установлено, что учащиеся Муниципального образовательного учреждения средняя
1
общеобразовательная школа N 1 г. Карталы оснащены учебной литературой на 2012-2013 учебный год с 3 по 11 класс в размере 75 %.
Полагает, что не полная обеспеченность учебниками нарушает права несовершеннолетних на общедоступность и бесплатность основного общего образования, гарантированного Конституцией РФ и предоставляемого государством.
Исходя из положений действующего законодательства, в том числе, Закона "Об образовании", "Об образовании в Челябинской области", с учетом положения устава МОУ СОШ, являющегося казенным учреждением, организация обеспечения учебниками и учебными пособиями относится к обязанностям МОУ СОШ, а при недостаточности у образовательного учреждения таких средств- за счет администрации Карталинского муниципального района (собственника) лице Управлению образования Карталинского муниципального района , поскольку казенное учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении.
В судебном заседании прокурор Крохин А.В. настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Карталы Солдатенко А.Н., представитель Управления образования Карталинского муниципального района Кочнев А.В. считали требования не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Карталинского муниципального района, Министерства образования и науки Челябинской области, Министерств финансов Челябинской области, МО "Карталинский муниципальный район", Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района, Финансового управления МО "Карталинский муниципальный район".
Решением Карталинского городского суда Челябинской области от 24 июня 2013 года заявленные Карталинским городским прокурором в интересах несовершеннолетних требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление образования Карталинского муниципального района просит решение городского суда отменить и вынести новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, п. п. 24, 25 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года не содержат требования об обеспечении обучающихся учебниками, как указано в судебном акте.
Судом не учтено, что вышеназванные пункты распространяются на обучающихся по федеральным государственным общеобразовательным стандартам начального общего, основного общего образования. В настоящее время к таким относятся учащиеся только 1 и 2 класса, которые обеспечены учебниками в 100 % размере.
В отношении 3-11 классов, обучающихся по государственному
2
образовательному стандарту требования приказа не применяются.
Указывает, что МОУ СОШ, являющееся казенным учреждением, у которого смета расходов не предусматривает приобретение учебников для образовательного учреждения, внесение изменений в бюджет между главными распорядителями бюджетных средств к компетенции Управления образования не относится, в связи с чем, обязанность по обеспеченности учебниками не может быть возложена на Управление. В положении об Управлении образования также отсутствует полномочие по организации обеспечения учебниками образовательных учреждений.
В суде апелляционной инстанции прокурор Павлова А.В. просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представитель Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Карталы Солдатенко А.Н., представитель Управления образования Карталинского муниципального района Кочнев А.В., представители администрации Карталинского муниципального района, Министерства образования и науки Челябинской области, Министерств финансов Челябинской области, МО "Карталинский муниципальный район", Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района, Финансового управления МО "Карталинский муниципальный район" в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ основное общее
з
образование в РФ является обязательным; при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствие с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (действовал до 1 сентября 2013 года), определяющему правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом в силу п. 2 той же статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включены наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Аналогичные закрепленному в ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" положения содержит ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, в соответствие с которой в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с РФ, в частности, осуществление за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечения
государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
Подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
На основании ст. 41 указанного выше Закона финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
На основании п. 1 ст. 32 данного Закона образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения, в том числе, относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п. 1 ч. 2 ст. 32 настоящего Закона).
Материалами дела подтверждается, что МОУ СОШ N 1 г. Карталы обеспечена учебниками с 3 по 11 классы в размере 75 %.
В соответствие с Уставом МОУ СОШ N 1 г. Карталы, с последующими изменениями и дополнениями, данное учреждение учреждено
5
Постановлением главы администрации г. Карталы от 07 августа 1995 года, является муниципальным гражданским светским некоммерческим образовательным учреждением. Школа является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учредителем является муниципальное образование Карталинский муниципальный район. Функции и полномочии Учредителя от имени и муниципального образования выполняет Управление образования Карталинского муниципального района.
В соответствие со ст. 7 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 322 30 "Об образовании в Челябинской области" к полномочиям органов государственной власти Челябинской области в сфере образования относится, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Челябинской области.
Как следует из материалов дела, субвенции, выделяемые из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования Карталинскому муниципальному району предоставлены полностью.
В соответствии с п. 4 Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года N 986, требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают в себя, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного
б
стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897, материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность обеспечения доступа в школьной библиотеке, помимо прочего, к учебной и художественной литературе.
При этом образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (п. 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).
Вместе с тем, как указанно выше, МОУ СОШ является казенным учреждением.
В силу ст. 120 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
При указанных обстоятельствах, МОУ СОШ N 1 г. Карталы, являясь казенным учреждением, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, причем данная ответственность ограничена рамками денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, и только при недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет его собственник.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на образовательное учреждение по укомплектованности библиотечного фонда школы, а при недостаточности денежных средств- на МО Карталинский муниципальный район в лице Управления образования Карталинского муниципального района за счет средств местного бюджета.
Ссылки апелляционной жалобы противоречат приведенным выше выводам, а потому, являются несостоятельными, они не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся по существу к переоценке фактических
обстоятельств дела, установленных судом, и оспариванию постановленных судом выводов.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328 ПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления образования Карталинского муниципального района Челябинской области, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.