Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу администрации Южноуральского городского округа на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Южноуральска Челябинской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению
здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница", администрации Южноуральского городского круга о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Соколову Н.Ф., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Южноуральска обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница" (далее по тексту МУЗ ЮЦГБ), администрации Южноуральского городского круга (далее по тексту администрация) о возложении обязанности на МУЗ ЮЦГБ, а при недостаточности денежных средств- администрацию выполнить на 1 этаже взрослой поликлиники отделку стен общего коридора материалом допустимой пожарной опасности; пожарные шкафы в здании выполнить из материалов допустимой пожарной опасности; в лестничных клетках правого и левого крыла радиаторы отопления выполнить на высоте не ниже 2,2 м. от поверхности лестничной площадки или в нише; несущие металлические конструкции лестничного марша (косоуры) обработать огнезащитным составом. Представить акт выполненных работ по огнезащитной обработке; отделку стен лестничного марша в здании на пути эвакуации выполнить из материала допустимой пожарной опасности; дверь помещения электрощитовой (кабинет N 12) выполнить в соответствие с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; планы эвакуации людей в случае пожара выполнить по требованиям ГОСТ Р 12 2.143-2009, на 2 этаже здания: покрытие пола общего коридора выполнить из материала с допустимой пожарной опасностью (не представлен сертификат пожарной безопасности
1
на линолеум); отделку стен общего коридора выполнить материалом допустимой пожарной опасности; планы эвакуации людей в случае пожара выполнить по требованиям ГОСТ Р 12 2.143-2009, на 3 этаже здания: покрытие пола общего коридоров выполнить из материала с допустимой пожарной опасностью (представить сертификат пожарной безопасности на линолеум); отделку стен общего коридора выполнить материалом допустимой пожарной опасности; планы эвакуации людей в случае пожара выполнить по требованиям ГОСТ Р 12 2.143-2009; выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными люками 2 типа; руководителю организации организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы на крыше здания с составлением соответствующего акта испытаний; в здании взрослой поликлиники МУЗ ЮЦГБ по адресу: г. Южноуральск, ул. ***, 29.
В судебном заседании помощник прокурора Петрова М.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МУЗ "ЮЦГБ" - Кучеренко Н.А. исковые требования признала.
Представитель ответчика администрации Южноуральского городского округа в судебное заседании не явился.
Решением Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года требования прокурора удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе администрация Южноуральского городского округа просит решение изменить, отказать в удовлетворении требований к администрации Южноуральского городского округа, указывая, что законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по содержанию имущества муниципальных учреждений и приведению его в соответствие с требованиями пожарной безопасности. МУЗ ЮЦГБ является бюджетным учреждением, наделенным имуществом на праве оперативного управления, в соответствие со ст. 120 ГК РФ администрация не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Соколова Н.Ф. доводы жалобы поддержала.
Представитель администрации Южноуральского городского округа, представитель МУЗ ЮЦГБ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что
2
V/
нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании взрослой поликлиники Муниципального учреждения здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница" по адресу: г. Южноуральск, ул. ***, 29, данные нарушения выявлены в ходе проведенной проверки Южноуральской городской прокуратурой 27 марта 2013 года по факту соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Южноуральского городского округа.
При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований, в том числе в отношении администрации Южноуральского городского округа, суд первой инстанции исходил из того, что здание больницы принадлежит на праве собственности администрации Южноуральского городского округа.
Суд первой инстанции указал, что в силу п. 1.6-1.8 Устава МУЗ ЮЦГБ учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, учредителем является администрация Южноуральского городского округа. Собственником имущества, находящегося в распоряжении учреждения, является МО Южноуральский городской округ, передавшее право управления имуществом Комитету по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Южноуральского городского округа. Соответственно, при недостаточности средств у МУЗ ЮЦГБ обязанности возложил на администрацию.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и считает необходимым отметить следующее.
ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" содержит общие, правовые, экономические и социальные вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями ... иными юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм собственности ...
3
На основании п. 11 ст. 2 ФЗ N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан", медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения данного ФЗ распространяются также на иные юридические лица независимо от организационно- правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Положениями ст. 4 указанного ФЗ предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
На основании ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Руководители организаций осуществляют непосредственное
руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в части возложения обязанностей на МУЗ ЮЦГБ.
Вместе с тем, возлагая такую же обязанность на администрацию, при недостаточности денежных средств у медицинского учреждения, ввиду того, что администрация является учредителем данного бюджетного учреждения, суд первой инстанции не учел, что государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными.
Так, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет
4
выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствие с ФЗ от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений" положения абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.
Согласно материалов дела, прокурорская проверка проведена 27 марта 2013 года.
Таким образом, судом первой инстанции не учтены положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ в новой редакции, в связи с чем, суд вынес в указанной части незаконное решение.
Соответственно, в соответствие со ст. 330 ГПК РФ решение суда в данной части подлежит отмене и вынесении нового решения в соответствие со ст. 328 ГПК РФ об отказе в удовлетворении требований к администрации Южноуральского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 330 ПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года в части удовлетворения требований к ответчику администрации Южноуральского городского округа, отменить. Вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований к администрации Южноуральского городского округа полностью.
Решение в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Южноуральского городского округа, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. /~
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.