Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.,
и судей Баталовой С.В., Черниковой О.Ф.,
при секретаре Бакулевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе Иконникова Д.С. на решение Яранского районного суда Кировской области от 4 сентября 2013 г., которым постановлено:
заявление Кудрявцева А.А. удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцев А.А. обратился в суд с заявлением, указывая, что являлся участником конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области, объявленного решением Яранской городской Думы от 1.07.2013 года. В соответствии с решением конкурсной комиссии Яранской городской Думы от "дата" для утверждения на должность главы администрации Яранского городского поселения представлена кандидатура Иконникова Д.С., также участвовавшего в конкурсе. Распоряжением главы Яранского городского поселения от "дата" N Иконников Д.С. назначен на должность главы администрации Яранского городского поселения с "дата" года. Считает, что Иконников Д.С. не мог быть допущен к участию в конкурсе, поскольку не соответствует квалификационным требованиям для замещения указанной должности, а именно не имеет необходимого стажа работы в органах государственной власти и местного самоуправления не менее 4 лет или стажа работы по специальности не менее 5 лет. Просил признать незаконными: решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения от "дата"; решение Яранской городской Думы от "дата" N о назначении Иконникова Д.С. на должность главы администрации Яранского городского поселения; распоряжение главы Яранского городского поселения Пузачевой Е.Н. "О назначении на должность главы администрации Яранского городского поселения" от "дата" N; обязать главу Яранского городского поселения расторгнуть контракт от "дата", заключенный с главой администрации Яранского городского поселения Иконниковым Д.С.
Судом постановлено решение об удовлетворении требований Кудрявцева А.А. в полном объеме.
С решением суда не согласен Иконников Д.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что требования ст. 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения, утвержденного Яранской городской Думой, предусматривающие необходимость наличия у кандидата стажа работы в органах государственной власти и (или) органах местного самоуправления не менее 4 лет не соответствуют действующему законодательству. В число типовых квалификационных требований к должностям муниципальной службы согласно ст. 9 Закона Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области" входит: для высших должностей муниципальной службы - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. На момент проведения конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения он являлся муниципальным служащим. Комиссией по исчислению стажа муниципальной службы, в его муниципальный стаж в соответствии с Законом Кировской области "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области" были включены периоды трудовой деятельности общей продолжительностью 4 года 3 месяца 5 дней, что соответствует установленным законодательством типовым квалификационным требованиям к стажу. Кроме того, считает необоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности зачета в муниципальный стаж периода его работы в должности главы администрации Яранского городского поселения в период с "дата" по "дата".
В возражениях на жалобу прокурор Яранского района Кировской области и Кудрявцев А.А. указывают на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что "дата" Яранской городской Думой принято решение N о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения. Определена дата проведения конкурса - "дата".
"дата" состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были рассмотрены документы кандидатов, желающих принять участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения. Решением комиссии все кандидаты: Иконников Д.С., Кудрявцев А.А., Е и С. допущены к участию в конкурсе.
Решением конкурсной комиссии от "дата" по результатам собеседования с кандидатами на замещение вакантной должности главы администрации Яранского городского поселения на утверждение Яранской городской Думе для назначения на должность главы администрации представлена кандидатура Иконникова Д.С., который впоследствии был назначен на указанную должность решением Яранской городской Думы от "дата" N.
Удовлетворяя требования Кудрявцева А.А., суд первой инстанции указал на отсутствие у Иконникова Д.С. необходимого для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения стажа работы в органах государственной власти и (или) местного самоуправления не менее четырех лет.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом.
В соответствии с ч. 2, 6 ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В соответствии со статьей 42 вышеуказанного Закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с ч. 4, 7 ст. 9 Закона Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области" N 171-ЗО в число типовых квалификационных требований к должностям муниципальной службы по стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности входит для высших должностей муниципальной службы - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Уставом муниципального образования Яранское городское поселение Яранского района Кировской области дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации не установлено.
Периоды, включаемые в стаж муниципальной службы, определены ст. 25 Закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 ст. 25 Закона N 25-ФЗ устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено ст. 25 Закона Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области".
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Кировской области N 228-ЗО "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области" в стаж муниципальной службы муниципального служащего включаются отдельные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знания по которым необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы - на основании решения комиссии муниципального образования по исчислению стажа муниципальной службы в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
На момент проведения конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения "дата" Иконников Д.С. занимал должность муниципальной службы помощника главы района, председателя Яранской районной Думы по социальным вопросам.
Для подтверждения наличия необходимого стажа муниципальной службы Иконниковым Д.С. в конкурсную комиссию была представлена трудовая книжка и протокол заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих Яранского района от "дата" N. Согласно данному протоколу по состоянию на "дата" стаж муниципальной службы Иконникова Д.С. комиссией определен продолжительностью четыре года три месяца пять дней. Исчисление стажа муниципальной службы Иконникова Д.С. произведено комиссией в соответствии с положениями вышеуказанного Закона Кировской области N 228-ЗО "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области", Порядка исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Яранского района, утвержденного распоряжением главы администрации района от 23.05.2008 года N. В стаж муниципальной службы Иконникова Д.С. включены отдельные связанные с исполнением обязанностей по должности муниципальной службы периоды работы, опыт и знания по которым необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, продолжительностью по состоянию на "дата" - 3 года 9 месяцев 3 дня. Кроме того в муниципальный стаж Иконникова Д.С. включен период его работы в должности главы администрации Яранского городского поселения с "дата" по "дата" продолжительностью 6 месяцев 3 дня.
Наличие у Иконникова Д.С. по состоянию на "дата" стажа муниципальной службы продолжительностью 3 года 9 месяцев 3 дня подтверждается также протоколом комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих Яранского городского поселения от "дата", а также решением Яранского районного суда Кировской области от 21 июня 2013 года. Указанным решением были удовлетворены требования прокурора Яранского района Кировской области о признании недействительным решения Яранской городской Думы от "дата" N о назначении Иконникова Д.С. на должность главы администрации Яранского городского поселения в связи с отсутствием у Иконникова Д.С. на тот момент стажа муниципальной службы не менее четырех лет.
Оценив представленные Иконниковым Д.С. документы, в том числе подтверждающие наличие у него необходимого стажа муниципальной службы, конкурсная комиссия, обоснованно допустила его к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения наряду с другими кандидатами.
Вывод суда о том, что представленный Иконниковым Д.С. протокол комиссии по исчислению муниципального стажа не может быть принят во внимание конкурсной комиссией при определении соответствия кандидата квалификационным требованиям по стажу противоречит вышеизложенным положениям ст. 25 Закона Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области, п. 6 ст. 2 Закона Кировской области N 228-ЗО "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области".
По мнению судебной коллегии является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что период трудовой деятельности Иконникова Д.С. в должности главы администрации в период с "дата" по "дата" не может учитываться при исчислении продолжительности его муниципального стажа. В указанный период Иконников Д.С. занимал должность муниципальной службы, выполнял обязанности муниципального служащего. Признание недействительным решения о его назначении на должность не влечет недействительности стажа, выработанного за этот период.
Таким образом, продолжительность стажа муниципальной службы Иконникова Д.С. соответствует квалификационным требованиям, установленным Законом Кировской области "О муниципальной службе в Кировской области".
Судом первой инстанции необоснованно применены нормы статьи 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области, утвержденного решением Яранской городской Думы от 15.11.2012 года N 16, содержащие дополнительные требования к кандидатам на указанную должность. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона "О муниципальной службе в РФ" такие требования могут быть установлены только уставом поселения, а устав МО "Яранское городское поселение Яранского района Кировской области" дополнительных требований к стажу кандидата не содержит.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" представительным органом муниципального образования может быть установлен только порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, а также условия контракта для главы местной администрации, что согласуется с положениями ч. 5 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для признания решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Яранского городского поселения от "дата" незаконным по указанным заявителем мотивам о несоответствии Иконникова Д.С. предъявляемым к кандидату требованиям по стажу муниципальной службы, не имелось.
Отсутствуют основания и для признания незаконными принятых по результатам проведенного конкурса: решения Яранской городской Думы от "дата" N, распоряжения главы Яранского городского поселения от "дата" N о назначении Иконникова Д.С. на должность главы администрации Яранского городского поселения и расторжения заключенного с ним контракта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яранского районного суда Кировской области от 4 сентября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение.
Кудрявцеву АА в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.