Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Насиковской А.А.
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2013 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В. поддержавшей доводы жалобы, возражения Николаева А.В. и его представителя - Шерстнева А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Николаев А.В., с учетом изменения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, 04.03.2013 обратился в Кингисеппский городской суд с иском: об обязании администрации МО Кингисеппский муниципальный район признать его в составе семьи из 2-х человек в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с правом получения дополнительной площади в размере 15 кв.м.; о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области, оформленного протоколом от 22.11.2012 N 5, об отказе в предоставлении ему социальной выплаты на семью из 2-х человек; об обязании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области принять решение о предоставлении ему на семью из 2-х человек, с правом получения дополнительной площади в размере 15 кв.м., во внеочередном порядке социальной выплаты, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В основание требований указав, что он совместно с женой проживает в жилом помещении, принадлежащем его матери, членом семьи которой они не являются, ведут раздельное хозяйство и самостоятельно оплачивают квартиру и коммунальные услуги. Иных жилых помещений они не имеют. Он является инвалидом, относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки граждан - участников программы "Жилище". Однако ему было отказано в предоставлении выплаты, со ссылкой на неправомерность постановки на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В суде истец и его представитель предъявленные требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представители ответчика - администрации МО Кингисеппский муниципальный район иск не признали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Ленинградской области, который в письменных возражениях и в объяснениях, данных в предыдущих судебных заседаниях, иск не признал.
07 октября 2013 года Кингисеппским городским судом постановлено решение, которым исковые требования Николаева А.В. удовлетворены частично. Николаев А.В. признан нуждающимся в жилом помещении в составе семьи из двух человек с правом получения дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м. Признанно незаконным решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы от 22.11.2012, оформленное протоколом N 5, об отказе Николаеву А.В. во включении в сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов в 2012 году. Правительство Ленинградской области обязано включить Николаева А.В. в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, в составе семьи из двух человек с правом получения дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м.
Правительство Ленинградской области, не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, отменить и отказать в удовлетворении иска.
В основание требований указав, что обращение Николаева А.В. в исковом порядке, подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. Постановлением администрации муниципального образования от 12.07.2012 истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек и права на предоставление государственного жилищного сертификат не имеет.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, ставшим инвалидам, гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Материалами дела подтверждается, что истец, относится к категории граждан - инвалидов, на которых распространяется действие настоящего Закона.
При этом имеющееся у истца заболевание, включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 817, что подтверждено находящимися в учетном жилищном деле истца, решением экспертного совета от 02.03.2011 и соответствующей медицинской справкой от 05.03.2011.
В соотвествии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что истец совместно с женой - Николаевой Г.А., с 07.10.1994 проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащим на праве собственности, на основании договора приватизации от 01.09.1994, Степановой А.М. (матери истца), площадью "данные изъяты" кв.м.
При этом истец с супругой занимают в указанной квартире отдельную комнату, с 1998 г. самостоятельно оплачивают часть занимаемого жилого помещения и коммунальные услуги (при разделении финансово-лицевого счета), не ведут с собственником квартиры совместного хозяйства, не являются членами семьи собственника жилого помещения и не имеют безусловного, самостоятельного и бессрочного права пользования данным жилым помещением.
Совокупностью доказательств по делу подтверждается, что истец с супругой, являются нуждающимися в жилых помещениях как граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения.
Постановлениями администрации МО Кингисеппский муниципальный район от 16.05.2012 N 878 и от 31.05.2011 N 1112, Николаев А.В., в составе семьи с супругой - Николаевой Г.А., признанны нуждающимися в жилых помещениях и включены в участников федеральной долгосрочной целевой программы.
Согласно п. 5, п. 16 и п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители.
Так же указанными Правилами установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако, постановлением администрации МО Кингисеппский муниципальный район от 12.07.2012, то есть после 01 июля, в вышеуказанное постановление администрации от 31.05.2011 N 1112, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, внесены изменения, которыми Николаев А.В. признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в участников федеральной долгосрочной целевой программы в составе семьи 1 человек.
При этом постановление не содержит указания на правовые основания исключения из состава семьи Николаева А.В., его супруги.
Сведения об уведомлении Николаева А.В. о принятом решении, ответчиками не представлены.
Напротив, в письмах администрации МО Кингисеппский муниципальный район от 25.10.2012 и от 29.01.2013 содержится указание только на постановление администрации от 31.05.2011 N 1112, которым состав семьи истца определен совместно с супругой.
Согласно протоколу заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 22.11.2012 N 5, рабочей группой принято решение о не включении в сводный список граждан - получателей государственных жилищных Николаева А.В., как проживающего в жилом помещении, где на каждого проживающего приходится более учетной нормы общей площади жилого помещения.
Сведения об уведомлении Николаева А.В. о принятом решении, ответчиками так же не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, обоснованно установив, что Николаев А.В. и его супруга, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, правомерно признал их нуждающимся в жилом помещении в составе семьи из двух человек с правом получения дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м.
Правовых оснований для признания рабочей группой при Правительстве Ленинградской области истца, в том числе совместно с супругой, обеспеченными общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, при отсутствии у последних прав на принадлежащее Степановой А.М. жилое помещение, не имелось.
Указанное решение рабочей группой при Правительстве Ленинградской области, как нарушающее права и свободы истца и члена его семьи, обоснованно признанно судом первой инстанции незаконным.
При этом суд первой инстанции правомерно, в соотвествии с требованиями ст. 258 ГПК РФ, обязал Правительство Ленинградской области включить истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, в составе семьи из двух человек с правом получения дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м.
В силу принципа диспозитивности гражданского процесса заинтересованное лицо само определяет пределы и способы защиты своих прав, при этом действующее гражданское процессуальное законодательство не лишает истца права защищать свои соответствующие права в порядке искового производства.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Улыбина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.