Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Моисеевой Л.А., Кочеровой Л.В.,
при секретаре Репкиной О.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 декабря 2013 года дело по иску Министерства имущественных отношений Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на заочное решение Ленинского районного суда г. Омска от 20 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере " ... " рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области " ... " от " ... " N " ... " в рамках исполнительного производства N " ... ", отказать".
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с иском к Межрайонному отелу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что " ... " судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N " ... " о возложении обязанности, в том числе на Минимущество Омской области, предоставить " ... " специализированное жилое помещение в соответствии с "Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области", утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-П.
В связи с неисполнением требований, постановлением судебного пристава-исполнителя " ... " с Министерства взыскан исполнительский сбор в размере " ... " рублей.
Органами, обязанными приобрести жилые помещения, являются Министерство имущественных отношений и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Минимуществу выделено на эти цели " ... " рублей, Министерству строительства - " ... " рублей. В соответствии с вышеуказанным Порядком, Министерство образования Омской области направило в Минимущество заявку на приобретение 63 квартир, и в Министерство строительства - на приобретение 387 квартир. В апреле 2013 года оформлены договоры купли-продажи одиннадцати квартир в Одесском и Любинском районах Омской области. Еще две квартиры планируется приобрести в Одесском районе Омской области у застройщика, срок приобретения квартир в городе Омске - июль 2013 года, исходя из их готовности к продаже. Приобретено 50 квартир в г. Омске.
Минимущества Омской области просило освободить его от уплаты исполнительского сбора по исполнительным производствам в пользу " ... "
В судебном заседании представитель истца Стрельцов М.Э. заявленные требования подержал.
Представитель МРО по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в судебном заседании не участвовал.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Омской области просит отменить решение суда, указывает, что по состоянию на конец июля 2013 года Министерство освоило весь объем выделенных денежных средств. Приобретены квартиры в Любинском и Одесском районах, в городе Омске, распоряжениями Минимущества жилые помещения предоставлены детям-сиротам в соответствии с перечнем лиц, предоставленным Министерством образования.
В действиях Министерства отсутствуют признаки бездействия по исполнению требований исполнительного документа, напротив, приняты все возможные меры для обеспечения взыскателя жилым помещением. При этом в своей деятельности Министерство ограниченно как бюджетным финансированием, так и административной процедурой.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска на Министерство имущественных отношений Омской области в числе иных ответчиков возложена обязанность по предоставлению " ... " специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда не ниже установленных социальных норм.
" ... " постановлением судебного пристава-исполнителя в отношении Минимущества Омской области возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности предоставить взыскателю специализированное жилое помещения в соответствии с "Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области", утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-П.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения без уважительных причин в указанный срок и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере " ... " рублей.
Поскольку в пятидневный срок Министерство без уважительных причин не исполнил требования исполнительных документов, " ... " приставом вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере " ... " рублей.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявитель указал, что с " ... " вступил в силу Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. N284-п.
Согласно вышеуказанному Порядку уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство имущественных отношений, Министерство образования, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В соответствии с п. 7 указанного Порядка, жилые помещения приобретаются Минимущества по договорам купли-продажи.
Заявитель полагает, что для обеспечения взыскателей жильем были приняты все необходимые меры, бездействия по исполнению требований исполнительных документов со стороны Минимущества не усматривается. Приобретена часть квартир в Одесском и Любинском районах Омской области, в г. Омске, в отношении ряда взыскателей изданы распоряжения о предоставлении жилых помещений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7 указанной правовой нормы).
Согласно п.12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения от оплаты исполнительского сбора.
Так, материалы исполнительного производства не содержат данных об исполнении требований исполнительного документа в отношении взыскателя " ... " и опровергаются соответствующей информацией службы судебных приставов.
Заявителем не доказано, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им необходимой степени заботливости и осмотрительности.
Кроме того, в период, предоставленный для добровольного исполнения, исполнительные производства не приостанавливались, заявлений и ходатайств об отложении исполнительных действий с указанием причин невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок от Министерства имущественных отношений в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало.
Также суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений в количестве, достаточном для исполнения требований исполнительных документов, как и необходимость временных затрат, не свидетельствует об отсутствии вины Министерства имущественных отношений в неисполнении указанных требований. Имущественное положение должника и затраты времени может служить основанием для отсрочки, рассрочки взыскания исполнительского сбора, либо уменьшения его размера.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины в действиях Минимущества не опровергают правильность выводов суда, не указывают на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Нарушений норм материального, процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 320-330, 335 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ленинского районного суда г. Омска от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.