Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Аршиновой Е.В.,
судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Афанасьевой А.Г. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.05.2013 года, которым Афанасьевой А.Г. отказано в удовлетворении иска к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя Афанасьевой А.Г. - В., поддержавшего доводы жалобы, представителей администрации муниципального образования "Город Саратов" Р. и З., представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Ч., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьева А.Г. обратилась в суд с указанным выше иском, просила признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.12.2012 года N ... об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью ... кв.м с кадастровый номер ... , расположенного по адресу: ... , обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить в аренду указанный земельный участок для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящие гаражи (до 5 машиномест).
В обоснование заявленных требований указала, что 06.07.2012 года обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка для строительства отдельно стоящих гаражей. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.12.2012 года N ... в предоставлении земельного участка было отказано, в связи с тем, что не соблюдено противопожарное расстояние от автозаправочной станции (далее - АЗС) с подземными резервуарами до планируемого к строительству объекта недвижимости - индивидуального гаража, которое должно составлять не менее 18 метров. Афанасьева А.Г. данный отказ считает незаконным, поскольку заявление на предоставление земельного участка подавалось без предварительного согласования мест размещения объектов, определить противопожарное расстояние от АЗС до индивидуального гаража, строительство которого предполагается, на стадии рассмотрения заявления невозможно. Указанное расстояние является условным и может изменяться, что предусмотрено статьёй 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Вышеназванный земельный участок относится к территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1), где основным разрешением его использования является размещение на нем объектов для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящей гаражи. Изначально администрация муниципального образования "Город Саратов" утвердила и согласовала схему расположения земельного участка, указав, что ограничения в его использовании для размещения гаражей отсутствуют.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Афанасьева А.Г. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления. Кроме того, в жалобе истец ссылается на то, что суд не принял во внимание и не отразил в решении суда показания специалиста С. и его заключение, согласно которому при размещении гаражей возможно соблюдение вышеуказанных противопожарных норм и правил.
На заседание судебной коллегии истец Афанасьева А.Г., представитель третьего лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", извещённые о месте и времени слушания дела, не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 ГПК РФ, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 ГПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Статьёй 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьёй 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 4 статьи 30 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7 статьи 30 ЗК РФ).
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (пункт 8 статьи 30 ЗК РФ).
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (пункт 9 статьи 30 ЗК РФ).
Как видно из материалов дела, 06.07.2012 года комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в газете "Саратовская панорама" было размещено сообщение о приеме заявлений о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, предназначенный для размещения объектов для хранения индивидуального легкового автотранспорта - отдельно стоящих гаражей (до 5 машиномест), общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ...
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утверждёнными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 (в редакции 11.10.2012 года), и Генеральным планом города Саратова (приложение N 1 к решению Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года N 25-240 (в редакции от 11.10.2012 года)) вышеназванный земельный участок относится к территориальной зоне ИТ-1 - зона инженерной и транспортной инфраструктур.
30.05.2012 года комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" утверждена схема расположения спорного земельного участка, согласно которой запрашиваемый вид использования земельного участка: объекты для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящие гаражи (до 5 машиномест), ограничений в использовании не имеется.
03.07.2012 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с разрешённым видом использования - для размещения гаражей и автостоянок, что подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка.
06.07.2013 года Афанасьева А.Г. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" в порядке статьи 30 ЗК РФ с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет вышеуказанного земельного участка для размещения объектов хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящих гаражей (до 5 машиномест) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.12.2012 года N ... в предоставлении в аренду земельного участка истцу отказано в связи с тем, что не соблюдено противопожарное расстояние от АЗС с подземными резервуарами до планируемого к строительству объекта недвижимости - индивидуального гаража, которое должно составлять не менее 18 метров.
Отказывая Афанасьевой А.Г. в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, поскольку в непосредственной близости от границ испрашиваемого земельного участка расположены подземные резервуары для хранения жидкого топлива, что делает невозможным размещение объектов строительства с соблюдением противопожарных норм, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Статьёй 2 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 69 указанного Федерального закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Из таблицы 15 (приложение к Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") следует, что противопожарное расстояние от АЗС с подземными резервуарами до индивидуальных гаражей и открытых автостоянок для автомобилей должно составлять 18 метров.
В соответствии частью 1 статьи 71 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при размещении автозаправочной станции на территориях населённых пунктов противопожарные расстояния следует определять, в том числе, от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования "Город Саратов" суду не представлено доказательств, свидетельствующих о несоблюдении указанного противопожарного расстояния.
Как указано выше, заявление о предоставлении земельного участка в аренду Афанасьева А.Г. подавала в порядке статьи 30 ЗК РФ без предварительного согласования мест размещения объектов, что ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, следует признать обоснованным довод истца о том, что на стадии рассмотрения заявления, исходя из представленных истцом в администрацию муниципального образования "Город Саратов" документов, невозможно определить расстояние от АЗС до индивидуального гаража, поскольку строительство данного гаража предполагается.
В подтверждение того, что планируемые к строительству гаражи могут быть спроектированы на спорном земельном участке с соблюдением противопожарных норм и правил, Афанасьевой А.Г. представлено техническое заключение общества с ограниченной ответственностью "Техпроминвест".
Оценка указанному заключению судом первой инстанции не дана, тогда как из заключения следует, что при условии выполнения расчета пожарных рисков для объекта проектирования (автостоянки), и если пожарный риск не превысит допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", строительство объекта не противоречит другим действующим нормам и градостроительному законодательству, установленным для данного типа зданий и сооружений.
Согласно объяснениям представителя истца В. и плану, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Техпроминвест" с выходом на место, расстояние от подземных резервуаров для хранения топлива до границ спорного земельного участка составляет 16,62 кв.м.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
В подтверждение нарушения требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" суду апелляционной инстанции представлены копия разбивочного плана и фрагмент топографического плана.
На представленной копии разбивочного плана за 2000 год спорный земельный участок не обозначен.
Из объяснений архитектора по Фрунзенскому району города Саратова Е., опрошенной в качестве специалиста, следует, что на фрагменте топографического плана обозначены подземные объекты, какие из них являются подземными резервуарами для хранения топлива определить невозможно.
Кроме того, в сопроводительном письме комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" ссылается на несоблюдение противопожарного расстояния между топливными резервуарами и спорным земельным участком, составившим 4,5 м, тогда как отказ администрации основан на несоблюдении противопожарного расстояния от АЗС с подземными резервуарами до планируемого к строительству объекта недвижимости.
Доказательств замера предусмотренного законом противопожарного расстояния от АЗС с подземными резервуарами до индивидуальных гаражей ответчиком суду не представлено.
Ссылка администрации муниципального образования "Город Саратов" на то, что в границах рассматриваемого земельного участка расположены шесть линий силового кабеля, во внимание не принимается, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием к отказу Афанасьевой А.Г. в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, решение суда в части отказа в удовлетворении иска Афанасьевой А.Г. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения органа местного самоуправления от 06.12.2012 года N ... следует отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении указанных требований.
Исходя из конституционного принципа разделения властей (в данном случае исполнительной и судебной), суд в силу в части 1 статьи 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как видно из существа спора нарушение состояло в отказе предоставить Афанасьевой А.Г. спорный земельный участок в аренду.
Решение о совершении указанных действий должен принимать не суд, а в соответствии со статьёй 29 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ и в установленном законом порядке.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе Афанасьевой А.Г. в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности предоставить ей спорный земельный участок в аренду.
Вместе с тем, в силу названных выше норм закона и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации на администрацию муниципального образования "город Саратов" следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав Афанасьевой А.Г., рассмотрев её заявление от 06.07.2012 года о предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка общей площадью ... кв.м с кадастровым номером., расположенного по адресу: ...
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.05.2013 года отменить в части.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.12.2012 года N ... об отказе в предоставлении Афанасьевой А.Г. в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ...
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенное нарушение права Афанасьевой А.Г., рассмотрев её заявление от 06.07.2012 года о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.