Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Аршиновой Е.В., Желонкиной Г.А.
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зарывахина ФИО14 к министерству социального развития Саратовской области о признании права на получение и взыскании единовременной денежной компенсации, по апелляционной жалобе Зарывахина ФИО15 на решение Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителей истца Зарывахина В.Ф. - Зарывахиной О.В., действующей на основании доверенности от "дата" и адвоката Сидоровой Е.А., действующей по ордеру от "дата", поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя министерства социального развития Саратовской области - Пилипенко И.В., действующего на основании доверенности от "дата", полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарывахин В.Ф. обратился в суд с иском к министерству социального развития Саратовской области о признании права на получение единовременной денежной компенсации в размере 100000 рублей и взыскании указанной компенсации.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно. С 1984 года в отношении истца установлены медицинские показания для обеспечения транспортным средством в связи с чем он был поставлен на учет в орган социальной защиты населения. В мае 2013 года истец обратился в министерство социального развития Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о выплате денежной компенсации в размере 100000 рублей, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", как лицу поставленному на учет до 01 января 2005 года. Согласно ответу министерства социального развития Саратовской области Зарывахин В.Ф. не включен в список на получение единовременной денежной компенсации, поскольку 24 декабря 2004 года платежным поручением N 3624 ему была перечислена денежная компенсация в размере 48000 рублей на приобретение автотранспорта, в связи с чем орган социальной защиты полагает исполненными обязательства перед истцом. 09 апреля 2005 года истец приобрел через "данные изъяты"" автомобиль " "данные изъяты"", за который ответчиком произведена доплата по безналичному расчету в размере 48000 рублей. Однако, никаких платежных документов ему не представлялось. Считает, что он не мог быть исключен из списка на получение единовременной денежной компенсации до выплаты ему 100000 рублей.
Рассмотрев возникший спор, Кировский районный суд города Саратова постановил названное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Зарывахин В.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. При этом автор жалобы указал, что находит несоответствующим требованиям закона вывод суда о том, что в связи с получением денежных средств в размере 48000 рублей Зарывахин В.Ф. реализовал свое право на получение денежной компенсации. Считает, что он относится к категории лиц, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685, которым установлена обязанность государства по выполнению мер социальной защиты граждан, которые на 01 января 2005 года состояли на учете и подлежали включению в список на выплату денежной компенсации. Зарывахин В.Ф. полагает, что снятие граждан, состоящих на учете и нуждающихся в мерах социальной поддержки, законом не предусмотрено. Более того, согласно вышеуказанному Указу граждане подлежали снятию с учета только после получения автомобиля или получения компенсации. Тот факт, что истец в 2005 году приобрел на рынке за счет собственных средств автомобиль, по мнению автора жалобы, не свидетельствует о выполнении ответчиком обязательств, установленных Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685. Кроме того, факт перечисления ответчиком денежных средств в сумме 48000 рублей в качестве компенсации за приобретаемое транспортное средство, по мнению истца, не нашел своего подтверждения.
Министерством социального развития Саратовской области в суд представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым состоявшееся решение является законным и обоснованным.
В судебное заседание Зарывахин В.Ф., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данная статья признана утратившей силу.
При этом, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что все инвалиды при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на получение мотоколяски бесплатно.
Предоставить право всем инвалидам при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, не имеющим права на получение автомобиля "Запорожец" бесплатно, приобретения автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски (пункт 2).
Пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 156 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами" (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15) постановлено: изложить Инструкцию о порядке обеспечения мотоколясками инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства, утвержденную постановлением Совета Министров РСФСР от 02 сентября 1983 года N 421, в редакции согласно Приложению N 1 (далее - Инструкция о порядке обеспечения мотоколясками инвалидов).
В пункте 2 Инструкции о порядке обеспечения мотоколясками инвалидов установлено, что разрешения на получение мотоколясок выдаются министерствами социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту постоянного жительства инвалидов при наличии медицинских показаний, определяемых врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), заявления инвалида и удостоверения на право вождения мотоколяски.
Приложением N 2 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации 22 февраля 1993 года N 156 была утверждена Инструкция, определяющая порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски или автомобиля "Запорожец".
В силу пункта 7 названной Инструкции при приобретении инвалидами, имеющими право на бесплатное получение автомобиля "Запорожец", автомобилей других марок органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям суммы в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль "Запорожец" с ручным управлением соответствующей модификации.
При приобретении автомобилей инвалидами, имеющими право на бесплатное получение мотоколяски, органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям сумму в размере свободной (рыночной) цены на мотоколяску, действующей на момент ее приобретения.
Согласно статье 153 Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670.
Согласно пункту 2 указанных Правил компенсация выплачивается в 2009 году гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 следует, что размер компенсации, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и составляет 100000 рублей.
Как установлено судом, и следует из доказательств, содержащихся в материалах дела, Зарывахин В.Ф., согласно заключению ВТЭК от 23 ноября 1984 года, является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, противопоказаний к управлению мотоколяской не имеет.
Из ответа министерства социального развития Саратовской области от 07 мая 2013 года N 09-05-1249/13 следует, что Зарывахин В.Ф. не был включен в список на получение единовременной денежной компенсации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685, так как в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по медицинским показаниям компенсация стоимости мотоколяски в размере 48000 рублей была ему выплачена 24 декабря 2004 года платежным поручением N 3624. Замена выданных инвалидом автомобилей, срок эксплуатации которых истек после 01 января 2005 года, не предусмотрена.
По договору N ( "адрес") от 09 апреля 2005 года Зарывахин В.Ф. и ФИО10 (поручители) (вместе стороны) с одной стороны и "данные изъяты" (исполнитель) с другой стороны заключили договор, предметом которого является оформление сделки купли-продажи автомобиля "данные изъяты" года выпуска, оцененного сторонами в 48000 рублей.
Разрешая спор и отказывая Зарывахину В.Ф. в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец реализовал свое право через органы социальной защиты на получение денежной компенсации на приобретение автотранспортного средства в размере 48000 рублей, а потому он не входит в категорию лиц, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685 и постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 в части обеспечения легковым автомобилем бесплатно или выплаты единовременной денежной компенсации. Тем самым, в настоящее время у министерства социальной защиты Саратовской области отсутствует обязанность по выплате единовременной денежной компенсации в размере 100000 рублей Зарывахину В.Ф., поскольку обязательство было исполнено 24 декабря 2004 года.
Районным судом также учитывались показания свидетеля ФИО16 - сына истца, который в судебном заседании пояснил, что присутствовал при покупке автомобиля "данные изъяты" точную сумму, переданную Зарывахиным В.Ф. за автомобиль не помнит, и подтвердил факт того, что в адрес его отца в 2005 году приходило письмо с указанием на выплату Зарывахину В.Ф. денежной компенсации за покупку автотранспортного средства в размере 48000 рублей, а также о необходимости оформления сделки в "данные изъяты"".
В настоящее судебное заседание по запросу Саратовского областного суда министерством социального развития Саратовской области был представлен акт от 10 февраля 2010 года о выделении к уничтожению документов краткосрочного срока хранения, не подлежащих хранению - за период 2004 года, в позиции N 5 которого обозначены учетные первичные бухгалтерские документы.
Факт перечисления Зарывахину В.Ф. компенсации стоимости мотоколяски в 2004 году, помимо прочего, подтверждается копией журнала учета оплаченных счетов стоимости мотоколясок для приобретения льготного автотранспорта министерства социального развития Саратовской области (начат в 2001 году) (запись N 314), в котором имеется ссылка на дату, сумму перечисленных денежных средств в размере 48000 рублей, реквизиты платежного поручения.
Кроме того, факт перечисления указанных денежных средств в размере 48000 рублей подтверждается самим Зарывахиным В.Ф. в его обращениях на имя министра социальной защиты Саратовской области с просьбой разобраться в основаниях снятия его с учета, в Администрацию Президента Российской Федерации - в ноябре 2012 года, в общественную приемную председателя партии "Единая Россия" - в сентябре 2012 года, к Президенту Российской Федерации - в марте 2011 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе Зарывахину В.Ф. в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку на момент введения в действие Указа Президента Российской Федерации от 06 мая 2013 года N 685 Зарывахин В.Ф. не обладал правом на получение мер социальной поддержки инвалидов в виде автомобиля или денежной компенсации в размере 100000 рублей, поскольку был снят с учета после перечисления ему в 2004 году компенсации стоимости мотоколяски в размере 48000 рублей.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2013 года судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты, обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО17 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.