Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Аршиновой Е.В.,
судей Песковой Ж.А. и Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Энгельса Саратовской области в защиту интересов Аблаевой Л.М. к министерству здравоохранения Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.09.2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Энгельса Саратовской области, действующего в защиту прав и интересов Аблаевой Л.М., к министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в своевременном не обеспечении Аблаевой Л.М. лекарственными препаратами "М" и "М".
Обязать министерство здравоохранения Саратовской области незамедлительно предоставить Аблаевой Л.М. лекарственный препарат "М" ... мг N ... в количестве ... упаковок, лекарственный препарат "М" ... мг N ... в количестве ... упаковки".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя министерства здравоохранения Саратовской области Е., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решения суда законным и обоснованным,исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Энгельса Саратовской области, действуя в интересах Аблаевой Л.М., уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований указал, что Аблаева Л.М. является ... группы с 11.05.2011 года. Лечащим врачом ей выданы льготные рецепты на лекарственные препараты "М" и "М". В министерство здравоохранения Саратовской области комитетом по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района была направлена заявка на 9 месяцев 2013 года на лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковок и "М" в количестве ... упаковок. Однако, министерство здравоохранения Саратовской области в разнарядке предусмотрело лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковки и "М" в количестве ... упаковок, тем самым не обеспечило истца в полном объеме указанными препаратами. Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении истца жизненно необходимыми лекарственными средствами, нарушило право Аблаевой Л.М. на получение социальных услуг, создало угрозу её жизни и здоровью.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что Аблаева Л.М. на 9 месяцев 2013 года по региональной льготе лекарственными препаратами "М" в количестве ... упаковки и "М" в количестве ... упаковок была обеспечена. Информация по необеспеченным льготным рецептам на имя Аблаевой Л.М. от поставщиков лекарственных средств в 2013 году в министерство здравоохранения не поступала. Кроме того, ответчиком проведены аукционные мероприятия по дополнительной закупке препарата "М" в количестве ... упаковок, лекарственный препарат "М" перераспределен из другой медицинской организации в количестве ... упаковок из расчета 3-х месячной потребности истца на период до 08.12.2013 года.
На заседание судебной коллегии Аблаева Л.М., представители муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ... ", общества с ограниченной ответственностью "Витафарм", комитета по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, извещённые о месте и времени слушания дела, не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 69 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьями 4.1, 6.1 Федерального закона 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной помощи в части организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи, лекарственными препаратами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского значения.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 годаN 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) устанавливался федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный порядок установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно пункту 2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.03.2005 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптеке рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов, регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение).
По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в ФОР. Все обращения аптечных организаций по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются, анализируются в ФОР (пункт 1.14).
В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в ФО, которая организует поставку в субъект Российской Федерации в срок до 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечной организации. Информация о возможности поставки необходимых лекарственных средств направляется в аптечную организацию (пункт 1.15).
В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечную организацию в течение не более 6 рабочих дней (пункт 1.16).
Если ФО не имеет возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечную организацию. Руководитель аптечной организации предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам не выше цен, зарегистрированных Росздравнадзором, с учетом установленной предельной торговой надбавки для данного субъекта Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (с учетом срока, предусмотренного в пункте 1.16) (пункт 1.17).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации и невозможности синонимической замены аптека доводит информацию до ФОР, которая в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, ФО и ЛПУ для принятия мер по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечной организации врач ЛПУ решает вопрос о замене на имеющееся аналогичное лекарственное средство и в случае необходимости выписывает новый рецепт (пункт 1.18).
Финансирование дополнительного лекарственного обеспечения является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии со статьями 2 и 6 Закона Саратовской области от 02.12.1999 года N 60-ЗСО "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" бесплатное лекарственное обеспечение оказывается гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Согласно Приложению N 1 постановления Правительства Саратовской области от 01.11.2007 года N 386-П "Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области" министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. К функциям министерства относится организация в пределах компетенции деятельности всех юридических и физических лиц, участвующих в обеспечении лекарственными средствами граждан, проживающих на территории Саратовской области, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или на льготных условиях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
В соответствии с пунктом 8 указанного выше Приложения N 1 министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции, в том числе, по разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; планированию и осуществлению мер по охране здоровья граждан; разработка мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Из пункта 79 постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2012 года N 817-П "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" следует, что министерство здравоохранения Саратовской области: осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами бесплатно за счет средств областного бюджета (далее - льготное лекарственное обеспечение); координирует деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящихся в муниципальной собственности медицинских и аптечных организаций, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения; информирует население по вопросам льготного лекарственного обеспечения; осуществляет контроль льготного лекарственного обеспечения; утверждает порядок формирования и сроки представления органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление управления в сфере здравоохранения, заявок на организацию закупок лекарственных препаратов и перечни медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан и врачей (фельдшеров), которым предоставлено право выписки рецептов для льготного лекарственного обеспечения; организует в установленном порядке размещение заказов на закупки лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения; рассматривает обращения и жалобы граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения.
В силу пункта 80 указанного постановления Правительства Саратовской области медицинские организации, включенные в утвержденный министерством здравоохранения Саратовской области Перечень медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан: осуществляют назначение лекарственных препаратов и выписку рецептов гражданам, имеющим право на их получение бесплатно за счет средств областного бюджета; участвуют в определении потребности муниципального района в лекарственных препаратах, для обеспечения граждан при амбулаторном лечении лекарственными препаратами бесплатно за счет средств областного бюджета и формировании сводной заявки муниципального района на лекарственные препараты в порядке, установленном министерством здравоохранения Саратовской области; несут ответственность за обоснованность назначения лекарственных препаратов и ведение в установленном порядке медицинской документации; информируют министерство здравоохранения Саратовской области и орган управления здравоохранением о проблемах льготного лекарственного обеспечения.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2006 годаN 106-П. В соответствии с указанным Порядком бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством.
Указанные категории граждан обеспечиваются льготными лекарственными препаратами через аптечные учреждения при предоставлении рецепта в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 годаN 785 "О порядке отпуска лекарственных средств".
Выписка рецептов на льготные лекарственные средства осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2005 годаN 601, и Перечнем лекарственных средств; утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального поддержки области от 30.12.2005 годаN 682, по международным непатентованным (или торговым) наименованиям. Закупка лекарственных средств, предназначенных для льготного отпуска категориям граждан, указанным в пунктах 2, 3 настоящего Порядка, осуществляется министерством здравоохранения области за счет средств областного бюджета. Фармацевтические организации, являющиеся поставщиками предназначенных для льготного отпуска лекарственных средств, определяются по итогам конкурса, проводимого министерством здравоохранения области. Министерство здравоохранения области заключает с аптечными учреждениями договоры на предоставление услуг по осуществлению отпуска льготных лекарственных средств. Аптечные учреждения, с которыми заключены договоры, направляют в министерство здравоохранения области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, реестры льготных лекарственных средств, отпущенных по рецептам, согласно приложению к настоящему Порядку. Министерство здравоохранения области в соответствии с заключенными договорами и на основании представленных реестров производит перечисление денежных средств аптечным учреждениям за оказанные услуги по осуществлению отпуска льготных лекарственных средств. Контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием средств областного бюджета на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в Саратовской области осуществляется министерством здравоохранения Саратовской области.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Аблаева Л.М. относится к числу лиц, имеющих право на получение социальной помощи, является ... группы с 11.05.2011 года и состоит на учете в муниципальном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N ... " города Энгельса Саратовской области с диагнозом: ...
В период с 13.04.2011 года по 24.07.2011 года истец находилась на лечении в неврологическом отделении в ... При выписке Аблаевой Л.М. рекомендовано прием препаратов "М" и постоянный прием препарата "М".
22.03.2013 года, 22.04.2013 года, 23.05.2013 года лечащим врачом муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ... " города Энгельса Саратовской области Аблаевой Л.М. выписаны рецепты на лекарственный препарат "М и 22.04.2013 года, 23.05.2013 года, 26.06.2013 года, 01.08.2013 года - на лекарственный препарат "М".
В министерство здравоохранения Саратовской области направлялась заявка на лекарственные препараты "М" в количестве ... упаковок и "М" в количестве ... упаковок.
Вместе с тем, согласно разнарядке министерства здравоохранения Саратовской области лекарственного препарата"М" выделено в количестве ... упаковок, "М" - в количестве ... упаковки.
21.01.2013 года главный врач муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ... " города Энгельса Саратовской области Р направляла письмо в комитет здравоохранения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором проинформировала о несоответствии разнарядки на льготные лекарственные препараты для региональных льготников заявке муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ... " города Энгельса Саратовской области на январь-сентябрь 2013 года и просила оказать содействие в обеспечении указанными лекарственными препаратами.
28.08.2013 года указанные выше рецепты сняты с контроля по причине обеспечения Аблаевой Л.М. лекарственными препаратами.
В результате недопоставки лекарственных препаратов Аблаева Л.М. за период с 22.03.2013 года (дата предоставления рецептов в аптечное учреждение) по 28.08.2013 года недополучила лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковки и "М" в количестве ... упаковок, в последующем с учетом предоставления указанных препаратов Аблаева Л.М. недополучила лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковок и "М" в количестве ... упаковки.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии незаконного бездействия министерства здравоохранения Саратовской области, связанного с несвоевременным и не в полном объеме обеспечением Аблаевой Л.М. лекарственными препаратами "М" и "М" и возложении на министерство обязанности обеспечить Аблаеву Л.М. лекарственными препаратами в требуемом объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Министерство здравоохранения Саратовской области не исполнило свою обязанность по обеспечению Аблаевой Л.М. жизненно необходимыми ей лекарственными препаратами, что повлекло нарушение прав истца, гарантированных Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", создало угрозу её жизни и здоровью.
Доводы жалобы о том, что Аблаева Л.М. на 9 месяцев 2013 года по региональной льготе лекарственными препаратами "М" и "М" была обеспечена, опровергается материалами дела, из которых видно, что с 22.03.2013 года до 28.08.2013 года Аблаева Л.М. имела право на получение ... упаковок лекарственного препарата "М", с 22.04.2013 года по 28.08.2013 года - на получение ... упаковок лекарственного препарата "М". Своевременно данными препаратами обеспечена не была.
Изначально министерство здравоохранения Саратовской области обеспечило медицинское учреждение лекарственными препаратами в меньшем объеме, чем было необходимо.
В августе 2013 года истцу выписаны новые рецепты, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Аблаева Л.М. недополучила лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковок и лекарственный препарат "М" в количестве ... упаковка. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод о том, что информация по необеспеченным льготным рецептам на имя Аблаевой Л.М. от поставщиков лекарственных средств в 2013 году в министерство здравоохранения Саратовской области не поступала, не может повлиять на правильность решения суда, поскольку в соответствии названными выше правовыми нормами о проблемах льготного лекарственного обеспечения министерство здравоохранения Саратовской области информируют лечебные учреждения, органами управления здравоохранения в министерство здравоохранения Саратовской области направляется сводная заявка на льготные лекарственные препараты.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для их переоценки не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.09.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.