Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Секацкого А.И. на решение Починковского районного суда Смоленской области от 18 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения помощника военного прокурора Амировой П.Н., ответчиков Секацкого А.И., Секацкой В.В. и их представителя Седлецкого С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Смоленского гарнизона в интересах Российской Федерации (далее - военный прокурор) обратился в суд с иском к Секацкому А.И., Секацкой В.В., Секацкой Д.А. о выселении из незаконно занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения. Уточнив требования, просил также о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения . В обоснование требований указал, что на основании договора социального найма военнослужащему войсковой части Секацкому А.И. на период службы в указанной войсковой части на состав семьи из 3 человек (ответчик, супруга Секацкая В.В., дочь Секацкая Д.А.) была предоставлена служебная квартира " ... ". Указанный поселок является закрытым военным городком. Согласно выписке из приказа командира в/ч Секацкий А.И. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава в/ч . На основании договора социального найма Секацкому А.И. была предоставлена квартира " ... ", в которой с " ... " зарегистрирована Секацкая В.В., с " ... " - Секацкий А.И., Секацкая Д.А. Однако, ответчики продолжают незаконно удерживать и пользоваться служебным жилым помещением, чем нарушают права собственника - Российской Федерации. " ... " в нарушение приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 между учреждением и Секацким А.И. заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому последнему и членам его семьи предоставляется квартира " ... " в связи с работой в " ... ".
В судебном заседании помощник военного прокурора Амирова П.Н. исковые требования поддержала.
Ответчики Секацкий А.И., Секацкая В.В. и их представитель Седлецкий С.В. иск не признали, ссылаясь на то, что спорную квартиру не освободили, поскольку состоят в трудовых отношениях с войсковой частью и с ними заключен договор социального найма на указанное жилое помещение.
Решением Починковского районного суда Смоленской области от 18.07.2013 г. исковые требования военного прокурора удовлетворены. Секацкий А.И., Секацкая В.В., Секацкая Д.А. выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения признан недействительным. С Секацкого А.И., Секацкой В.В., Секацкой Д.А. взыскано в соответствующий бюджет в возврат государственной пошлины по ... руб. ... коп. с каждого.
В апелляционной жалобе ответчик Секацкий А.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие у военного прокурора полномочий на предъявление настоящего иска. Указывает, что договор социального найма служебного жилья является законным, спорная квартира предоставлена в связи с трудовыми отношениями. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п. 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ (п. 18 Инструкции).
Пунктом 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что " ... " Секацкому А.И. на состав семьи из 3-х человек (Секацкий А.И., Секацкая В.В. (жена), Секацкая Д.А. (дочь) на период службы в в/ч была предоставлена квартира N 1 в доме " ... ", площадью ... кв.м.
Судом установлено, что указанная квартира является государственной собственностью и относится к государственному жилищному фонду, в том числе включена в специализированный жилищный фонд и отнесена к служебным жилым помещениям, находится в оперативном управлении ФГУ и обслуживается РЭУ . Указанная квартира находится в в/ч , расположенной в " ... ", который входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р.
Согласно обязательству о сдаче (передаче) жилого помещения Секацкий А.И. обязался в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории " ... " передать квартиру " ... " в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
" ... " между учреждением и Секацким А.И. был заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому последнему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование была предоставлена квартира " ... ".
Приказом командующего войсками Московского военного округа Секацкий А.И. был досрочно уволен с зачислением в запас на основании пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира в/ч Секацкий А.И. исключен из списков личного состава в/ч .
" ... " Секацким А.И. был принят на работу в " ... " на должность заместителя начальника и с ним был заключен трудовой договор сроком на 1 год, с " ... " на неопределенный срок.
" ... " между учреждением и Секацким А.И. заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому ответчику и членам его семьи предоставляется спорная квартира в связи с работой в " ... ".
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора, поскольку ответчики утратили право пользования спорным жилым помещением в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения после обеспечения жилым помещением для постоянного проживания в г.Смоленске.
До вступления в силу приказа МО РФ N 1280 от 30.09.2010г. "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" действовал приказ МО РФ N80 от 15.02.2000г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ".
В соответствии с п.4 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной Приказом N80 МО РФ от 15.02.2000г., военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.17 Приказа N80 МО РФ от 15.02.2000г. в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения (ст.18 указанного выше Приказа).
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 17,18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министерства Обороны РФ от 30.09.2010г. N1280 (в редакции от 21.03.2013г.).
Таким образом, суд верно установил, что в нарушение приказа МО РФ N80 от 15.02.2000г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ" начальник учреждения заключил договор найма служебного жилого помещения с Секацким А.И., которое должно было быть сдано истцом установленным Порядком, при получении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно приказу МО РФ N 1871 от 17.12.2010г. "О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ правопреемником квартирно-эксплуатационных частей МО РФ является ФГУ - Центральное территориальное управление имущественных отношений (МО РФ), а в части обеспечения жилыми помещениями правопреемником является - Департамент имущественного обеспечения МО РФ.
В развитие приказа МО РФ N 1441 от 06.06.2012г. "О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ" обязанность по всем вопросам заключения, изменения и расторжения договоров найма специализированных жилых помещений, а также по принятию мер к выселению лиц, незаконно занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда на территории Смоленской области, начальником Федерального государственного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения приказом N 01.05/46 от 02.07.2012г. возложено на территориальное отделение ФГУ "Западрегионжилье" в Смоленской области.
На основании Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, других воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
В связи с чем, отказ ответчика сдать принадлежащую Министерству обороны РФ квартиру в территориальное отделение ФГУ "Западрегионжилье" в Смоленской области нарушает права собственника - Российской Федерации, ссылки ответчика о заключении с ним договора найма служебного жилого помещения на спорную квартиру, безосновательны.
Довод жалобы об отсутствие у военного прокурора полномочий на предъявление настоящего иска, основан на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 47 названного Федерального закона главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах военный прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и гражданским процессуальным законодательством.
Довод жалобы о том, что договор найма служебного жилья является законным, несостоятелен.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 41 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление), решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Таким образом, суд правильно признал договор найма специализированного жилого помещения недействительным, поскольку ответчики не выполнили свое обязательство об освобождении служебного жилого помещения после получения для постоянного проживания жилья в " ... ".
Ссылка в жалобе на наличие трудовых отношений с истцом, что дает ему основания продолжить проживание в спорной квартире, несостоятельна.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 (в редакции от 21.03.2013г.) определен порядок обеспечения жильем только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений. Возможность предоставления лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также работникам организаций, обслуживающих здания, сооружения казарменно-жилищного фонда и коммунальные сооружения, жилых помещений как по договору социального найма, так и по договору найма специализированного жилого помещения не предусмотрена.
Ссылки ответчика и его представителя в суде апелляционной инстанции на наличие "Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на 2011-2013 г.г.", утвержденное приказом Министерства Обороны Российской Федерации от 04.04.2011г. N454 несостоятельны, поскольку указанное соглашение не возлагает на Министерство обороны РФ обязанности обеспечения служебным жильем гражданского персонала, состоящего в профсоюзной организации Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства Обороны Российской Федерации, а лишь предусматривает такую возможность.
Возможность обеспечения Секацкого А.И. как лица из числа гражданского персонала служебным жильем в последующем не дает ему законных оснований занимать служебное жилье, предоставленное ему на период прохождения военной службы.
Довод жалобы о пропуске срока исковой давности также несостоятелен.
Согласно п. 41 Постановления требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Из материалов дела усматривается, что с настоящим иском о признании договора найма служебного помещения военный прокурор обратился " ... ", т.е. в пределах установленного законом срока.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Починковского районного суда Смоленской области от 18 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Секацкого ФИО62 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.