Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Макоева А.А.,
судей Шомахова Р.Х. и Тхагалегова З.Т.,
при секретаре: Геттуеве А.А.,
с участием: представителей ответчика МВД по КБР - Викторовой Е.А. по доверенности N от 17.12.2012г. и Шадовой Э.А. по доверенности N от 17.12.2012г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску Бетуганова Заура Сарабиевича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании заключений служебных проверок необоснованными и несоответствующими действительности,
по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда КБР от 11 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Бетуганов З.С. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просил: признать выводы заключения служебной проверки от 30.04.2013г., утвержденного Министром внутренних дел по КБР 06.05.2013г., в отношении Бетуганова З.С. о нарушении им служебной дисциплины необоснованными и не соответствующими действительности; признать приказ Министра внутренних дел по КБР от 13.05.2013г. N 361, вынесенного в отношении Бетуганова З.С. незаконным и отменить дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, наложенного на Бетуганова З.С.; признать выводы заключения по материалам служебной проверки от 20.05.2013г., утвержденного Министром внутренних дел по КБР 23.05.2013г., в отношении Бетуганова З.С. о нарушении им служебной дисциплины необоснованными и не соответствующими действительности; признать приказ Министра внутренних дел по КБР от 24.05.2013г. N 394л/с, вынесенного в отношении Бетуганова З.С. незаконным и отменить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, наложенного на Бетуганова З.С.
В обоснование заявленных требований указал, что с 09.03.1993г. он служит в органах внутренних дел, с июня 2011 года был назначен на должность начальника Управления по работе с личным составом МВД по КБР. На основании заключения служебной проверки от 30.04.2013г., утвержденного Министром внутренних дел по КБР 06.05.2013г., приказом Министра внутренних дел по КБР от 13.05.2013г. N за нарушение пункта 4 Положения об Инспекции по личному составу УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 23.02.2012г. N 184, подпунктов 1, 4 и 10 пункта 16 Положения об УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, выразившееся в неэффективном использовании кадровых ресурсов, низком контроле за деятельностью сотрудников возглавляемого Управления, необеспечении должного уровня работы по их подбору, расстановке и профессиональной подготовке, о чем свидетельствуют допущенные сотрудниками ИЛС УРЛС МВД по КБР Строгановым Д.А., Хутежевым М.Х. и Нахушевым А.Р. нарушения служебной дисциплины, а также факты прохождения службы в указанном подразделении сотрудниками, не имеющими необходимого опыта работы в органах внутренних дел и соответствующего образования, ему был объявлен строгий выговор.
На основании заключения по материалам служебной проверки, утвержденного Министром внутренних дел по КБР 23.05.2013г., приказом Министра внутренних дел по КБР от 24.05.2013г. N л/с за нарушение требований подп. 25 п. 16 Положения об Управлении по работе с личным составом МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, выразившееся в нарушении требований п.п. 13 и 84 "Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ", утвержденного приказом МВД, России от 11.02.2010г. N 80, и в необеспечении контроля за деятельностью кадрового аппарата УМВД России по "адрес" по надлежащей организации работы по морально-психологическому обеспечению деятельности личного состава, повлекшее допущение инспектором мобильного взвода ОБ ППСП УМВД России по "адрес" Шагербиевым А.Х. чрезвычайного происшествия, он был предупрежден о неполном служебном соответствии.
Полагая, что приказы о наложении на него указанных дисциплинарных взысканий незаконными и подлежащими отмене и ссылаясь на ст.ст. 192, 193, 392-394 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 49-51 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", просил суд удовлетворить его требования.
В возражении на исковое заявление представитель МВД по КБР, считая, требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, указала, что обжалуемые истцом служебные проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проверка проведена полно, обстоятельствам проступка, совершенного истцом, дана объективная оценка. Также указала, что доводы истца, считают основанными не на объективных данных, а на сформировавшейся позиции истца в защиту своих интересов. В связи с чем просила в удовлетворении исковых требований Бетуганова З.С. отказать в полном объеме за необоснованностью.
В судебном заседании истец Бетуганов З.С. свои уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МВД по КБР - Шадова Э.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 11 сентября 2013 года исковые требования Бетуганова З.С. удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, МВД по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда от 11 сентября 2013 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Бетуганова З.С. в полном объеме.
В жалобе указано, что решение суда считают незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции необоснованно отвергнут довод ответчика о том, что согласно Положения об Управлении по работе с личным составом, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, начальник УРЛС МВД по КБР руководит управлением по работе с личным составом, планирует и контролирует работу, самостоятельно принимает необходимые решения, обеспечивает подбор, расстановку, профессиональную подготовку сотрудников и лично контролирует вопросы комплектования, обучения, повышения квалификации сотрудников Управления по работе с личным составом. В соответствии с приказом МВД по КБР от 15.12.2011г. N 26-ш Инспекция по личному составу входит в структуру Управления по работе с личным составом и непосредственно подчиняется начальнику указанного Управления. Соответственно последний несет персональную ответственность за некачественный подбор кадров, повлекший при этом нарушение служебной, исполнительской дисциплины.
Суд первой инстанции неправильно пришел к выводу о том, что формулировка "как правило, не менее 5 лет", указанная в пункте 4 Типового положения об ИЛС ОВД РФ, утвержденного Приказом МВД России от 27.05.1993г. N (в редакции Приказа МВД России от 02.10.2012 года N 908), не свидетельствует об императивном (безусловным) характере требований об обязательном наличии высшего юридического образования и стажа работы в органах внутренних дел не менее 5 лет, предъявляемым к сотрудникам инспекции по личному составу. Формулировка "как правило" носит действенный характер, тем более что согласно Положению об ИЛС УРЛС МВД по КБР, утвержденному Приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, данное требование подлежит обязательному исполнению.
В своем решении суд указал, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Бетуганов З.С. систематически проводил воспитательную работу, в том числе работу по повышению профессионального уровня с сотрудниками Управления. Однако, в подтверждение своих доводов, суд не сослался ни на одно доказательство, что не удивительно, ведь Бетугановым З.С. такие доказательства суду представлены не были. Данный вывод суда основан только на голословных показаниях Бетуганова З.С. Какие-либо документы, подтверждающие проведенную им в данном направлении работу, отсутствуют, на что прямо указывают нарушения, допущенные подчиненными сотрудниками.
Суд не принял во внимание то, что каких-либо мер к устранению нарушений начальником УРЛС МВД по КБР Бетугановым З.С. не предпринималось. Утверждая, что для назначения на должность в Управление по работе с личным составом необходимы лишь соответствующие деловые и моральные качества, неясно каким образом суд установил, что Нахушев Л.Р., Хутежев М.Х. и Канокова Л.Р., не имевшие на момент назначения достаточного опыта работы, соответствуют этим критериям.
При этом, суд первой инстанции не принял во внимание то, что служба в ИЛС МВД по КБР имеет специфический характер, сотрудники указанного подразделения осуществляют контроль за исполнением должностными лицами приказов и указаний МВД России и МВД по КБР в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и дисциплины в ОВД, проведение служебных проверок, проведение профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом ОВД, проверка работы структурных подразделений по профилактике чрезвычайных происшествий. В связи, с чем сами должны быть образцом дисциплинированности и исполнительности, иметь достаточный опыт работы для качественного осуществления возложенных полномочий. Таким образом, в ИЛС УРЛС МВД по КБР отсутствует комплектность, то есть принятие управленческих решений во взаимосвязи с функциями и задачами, возложенными на инспекцию по личному составу. При этом сотрудниками, принятыми на службу в разрез с требованиями Положения об ИЛС, как следствие, были допущены нарушения служебной дисциплины.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что в ходе судебного процесса Бетуганов З.С. не только не опроверг, но и подтвердил допущенное им правонарушение, пояснив, что сотрудники ИЛС МВД по КБР исполняли не свои должностные обязанности по его указанию. Не смотря на то, что самим Бетугановым З.С. в ходе судебного процесса были признаны допущенные им нарушения действующего законодательства, а именно представление на назначение сотрудников, не имеющих достаточного опыта работы, а также поручение выполнения должностными лицами не предусмотренных их должностными обязанностями функций, суд посчитал, что нарушений со стороны Бетуганова З.С. не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции категорически отверг довод ответчика о том, что, в нарушение требования подпункта 25 пункта 16 Положения об управлении по работе с личным составом Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, лишь на том основании, что Бетуганов З.С. не является заместителем руководителя по работе с личным составом, что прямо противоречит действующему законодательству. По данному факту в МВД по КБР была проведена служебная проверка. Служебная проверка проведена полно, всем обстоятельствам совершенного нарушения истцом дана объективная оценка.
По мнению суда, руководитель кадровой службы, не являющийся заместителем руководителя органа, не несет ответственность за нарушение им своих служебных обязанностей подчиненными подразделениями и службами. Таким образом, суд своим решением освободил Бетуганова З.С. от любой ответственности за правонарушения, совершенные подчиненными сотрудниками, только на том основании, что он не является заместителем Министра внутренних дел по КБР, а является лишь руководителем кадровой службы МВД по КБР.
Суд первой инстанции проигнорировал мнение Верховного суда Российской Федерации, выраженное в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008) (ред. от 05.12.2008)" о том, что определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям начальника, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Также суд проигнорировал требования распоряжения МВД России от 28 апреля 2009 года N 1/3369, предусматривающего привлечение руководителей, не обеспечивших должного состояния служебной дисциплины среди личного состава, допустивших чрезвычайные происшествия, к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из органов внутренних дел, а также привлечение к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение требований МВД России по подбору, расстановке, обучению и воспитанию подчиненных.
Таким образом, считают, что решение суда следует признать незаконным и подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 330 ГПК РФ, поскольку неправильное применение норм процессуального права привело к неправильному разрешению дела.
В возражении на апелляционную жалобу МВД по КБР, Бетуганов З.С. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение Нальчикского городского суда КБР без изменения, считая, что рассмотрев гражданское дело, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований, установив отсутствие в его действиях нарушений служебной дисциплины. Ответчик, указывая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права, тем не менее, не указывает, какие же нарушения норм процессуального права были допущены судом.
Надлежаще извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции истец Бетуганов З.С. в суд не явился.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителями МВД по КБР - Викторовой Е.А. и Шадовой Э.А., Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятиемновогорешения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011г. N 342-ФЗ, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел (ч. 1 ст. 50 Федерального закона).
Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Бетуганов З.С. проходил службу в органах внутренних дел КБР с 09.03.1993г. В должности начальника Управления по работе с личным составом МВД по КБР с июня 2011 года.
Приказом МВД по КБР N от 13.05.2013г. за нарушение п. 4 Положения об Инспекции по личному составу УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 23.02.2012 года N 184, подпунктов 1, 4 и 10 пункта 16 Положения об УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011 года N 667, выразившееся в неэффективном использовании кадровых ресурсов, низком уровне контроля за деятельностью сотрудников возглавляемого Управления, необеспечении должного уровня работы по их подбору, расстановке и профессиональной подготовке, о чем свидетельствуют допущенные сотрудниками ИЛС УРЛС МВД по КБР Строгановым Д.А., Хутежевым М.Х. Нахушевым А.Р. нарушения служебной дисциплины, а также факты прохождения службы в указанном подразделении сотрудниками, не имеющими необходимого опыта работы в органах внутренних дел и соответствующего образования, начальнику УРЛС МВД по КБР Бетуганову З.С. было объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
Основанием для издания данного приказа послужили результаты служебной проверки от 30.04.2013 проведенной по рапорту заместителя министра внутренних дел по КБР полковника внутренней службы Залиханова К.Х.-О. о несоответствии сотрудников ИЛС УРЛС МВД по КБР требованиям п. 4 Положения об инспекции по личному составу УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 23.02.2012г. N 184.
Согласно выводам заключения от 30.04.2013г., утвержденного министром внутренних дел по КБР Васильевым С.В. 06.05.2013г., основанием привлечения начальника УРЛС МВД по КБР Бетуганова З.С. к дисциплинарной ответственности послужило необеспечение начальником УРЛС МВД по КБР Бетугановым З.С. надлежащего контроля за деятельностью сотрудников возглавляемого Управления, неумение своевременно и принципиально оценивать работу подчиненных сотрудников, ставить в установленном порядке вопрос об их замене и перемещении на иные должности.
Кроме того, приказом МВД по КБР N л/с от 24.05.2013г. за нарушение требований подп. 25 п. 16 Положения об Управлении по работе с личным составом Министерства внутренних дел по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, выразившееся в необеспечении контроля за деятельностью кадрового аппарата УМВД России по "адрес", по надлежащей организации работы по морально-психологическому обеспечению деятельности личного состава, повлекшее допущение инспектором мобильного взвода ОБ ППСП УМВД России по "адрес" Шагербиевым А.Х. чрезвычайного происшествия, на начальника УРЛС МВД по КБР Бетуганова З.С. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Основанием для издания данного приказа послужили результаты проведенной служебной проверки по факту совершения старшим лейтенантом полиции Шагербиевым А.Х. дорожно-транспортного происшествия, в результате которого трое граждан получили телесные повреждения, и одна гражданка скончалась от полученных травм.
Согласно выводам заключения, утвержденного министром внутренних дел по КБР Васильевым С.В. 23.05.2013г., основанием привлечения начальника УРЛС МВД по КБР Бетуганова З.С. к дисциплинарной ответственности послужил совершенный инспектором службы мобильного взвода ОБ ППСП УМВД России по "адрес" Шагербиевым А.Х. проступок, свидетельствует о том, что полковником внутренней службы Бетугановым З.С. не был обеспечен действенный контроль за деятельностью кадровых аппаратов подконтрольных территориальных управлений МВД России на районном уровне по проведению мероприятий, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава и недопущению чрезвычайных происшествий с их участием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходя из того, что согласно п. 4 Типового положения об инспекции по личному составу ОВД РФ, утвержденного Приказом МВД России от 27.05.1999 года N (в редакции Приказа МВД России от 02.10.2012 года N 908) наличие формулировки "как правило" не свидетельствует об императивном (безусловном) характере требований об обязательном наличии высшего юридического образования и стажа работы в органах внутренних дел не менее 5 лет, предъявляемых к сотрудникам инспекций по личному составу, что каких-либо относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что инспектор ИЛС УРЛС МВД по КБР Хутежев М.Х., инспектор ИЛС УРЛС МВД по КБР Нахушев А.Р. и инспектор отделения профилактики коррупционных проявлений ИЛС УРЛС МВД по КБР Канокова Л.Р. при назначении на занимаемые должности не соответствовали этому критерию, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, пришел к выводу о том, что какого-либо нарушения требований закона начальником УРЛС МВД по КБР Бетугановым З.С. допущено не было, в связи с чем признал приказ МВД по КБР от 13.05.2013г. N о наложении на Бетуганова З.С. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а наложенное на истца дисциплинарное взыскание - снятию с работника.
Кроме того, разрешая исковые требования в части признания приказа МВД по КБР N л/с от 24.05.2013г. о привлечении Бетуганова З.С. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии незаконным, суд первой инстанции, ссылаясь на пункты 11, 11.1, 11.2, 13 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативна-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 года N 80, пункты 15 и 16 Положения об Управлении по работе с личным составом МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011 года N и исходя из того, что истец являлся начальником Управления по работе с личным составом МВД по КБР, то есть начальником отдельного подразделения территориального органа МВД по КБР, то он, как лицо, не относящееся к заместителям руководителей по работе с личным составом, то есть начальникам подразделений территориальных (районных) органов внутренних дел, инспекций по личному составу, которые в силу п.п. 13 и 84 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 года N 80, ответственны за данное направление работы, не несет личную ответственность за организацию морально-психологического обеспечения, его состояние, результативность и эффективность в УМВД России по "адрес", а также, что за ненадлежащую организацию работы по морально-психологическому обеспечению деятельности личного состава, повлекшее допущение инспектором мобильного взвода ОБ ППСП КМВД России по "адрес" Шагербиевым А.Х. чрезвычайного происшествия несет персональную ответственность не Бетуганов З.С., как начальник Управления по работе с личным составом МВД по КБР, а помощник начальника управления - начальник отдела по работе с личным составом УМВД по "адрес" Назранов В.З., и непосредственный руководитель виновного в совершении дисциплинарного проступка должностного лица начальник УМВД по "адрес" Дышеков Н.И., которые привлечены к дисциплинарной ответственности, пришел к выводу о том, что приказ МВД по КБР от 24.05.2013 года N л/с о наложении на Бетуганова З.С. дисциплинарного взыскания является незаконным и необоснованным, а наложенное на него дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии подлежащим снятию с работника.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия не может согласиться, считает не соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 Типового положения об инспекции по личному составу органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от 27.05.1999г. N (в редакции Приказа МВД России от 02.10.2012 года N 908), на должности в инспекцию назначаются лица, имеющие, как правило, высшее юридическое образование и необходимый опыт работы в органах внутренних дел не менее 5 лет, которые по своим деловым и моральным качествам могут выполнять поставленные задачи.
Аналогичная норма содержится и в п. 4 Положения об инспекции по личному составу УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 23.02.2012 года N 184.
Согласно положений подп. 1, 4 и 10 п. 16 Положения об Управлении по работе с личным составом МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011 года N 667, начальник УРЛС МВД по КБР: руководит Управлением, планирует и контролирует работу, самостоятельно принимает необходимые решения; обеспечивает подбор, расстановку, профессиональную подготовку сотрудников Управления, создает условия для успешного выполнения ими должностных обязанностей, лично контролирует вопросы комплектования, обучения, повышения квалификации сотрудников Управления; осуществляет индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками Управления, отвечает за их профессиональную подготовку, соблюдение ими законности и дисциплины.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, Судебная коллегия находит несостоятельным вывод суда о том, что наличие формулировки в п. 4 Типового положения об инспекции по личному составу органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от 27.05.1999г. N "как правило" не свидетельствует об императивном (безусловном) характере требований об обязательном наличии высшего юридического образования и стажа работы в органах внутренних дел не менее 5 лет, поскольку, по мнению Судебной коллегии, из данной нормы следует, что на должность в инспекцию назначаются лица имеющие не только высшее юридическое образование но и необходимый опыт работы в органах внутренних дел не менее 5 лет, то есть при наличии обеих этих критерий.
При это, Судебная коллегия исходит из того, что в п. 4 Положения об инспекции по личному составу УРЛС МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 23.02.2012 года N 184, формулировка "как правило" отсутствует, а в соответствии с п. 5 указанного Положения, в своей работе ИЛС руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и КБР, нормативно-правовыми актами МВД России и МВД по КБР, а также настоящим Положением.
Кроме того, Судебная коллегия отмечает, в ходе судебного заседание истец не отрицал факт нарушения служебной дисциплины сотрудниками ИЛС УРЛС МВД по КБР Строгановым Д.А., Хутежевым М.Х. и Нахушевым А.Р.
Вместе с тем, Судебная коллегия считает, что факт прохождения службы в указанном подразделении Хутежевым М.Х. и Нахушевым А.Р., не имеющими необходимого опыта работы в органах внутренних дел, а Канокова Л.Р. в том числе без соответствующего образования, нашел свое подтверждение.
Такими образом, Судебная коллегия находит, что выводы заключения от 30.04.2013г. о неэффективном использовании кадровых ресурсов начальником УРЛС МВД по КБР Бетугановым З.С., низком уровне контроля за деятельностью сотрудников возглавляемого им Управления, необеспечении должного уровня работы по их подбору, расстановке и профессиональной подготовке, о чем свидетельствуют допущенные сотрудниками ИЛС УРЛС МВД по КБР Строгановым Д.А., Хутежевым М.Х. Нахушевым А.Р. нарушения служебной дисциплины, а также факты прохождения службы в указанном подразделении сотрудниками, не имеющими необходимого опыта работы в органах внутренних дел и соответствующего образования, обоснованными, а объявленное Бетуганову З.С. дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, законным.
Также, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об удовлетворении требований истца о признании выводов заключения служебной проверки от 23.05.2013г. в отношении Бетуганова З.С. необоснованными и не соответствующими действительности, признании незаконным и отмене приказа МВД по КБР N л/с от 24.05.2013г., исходя из следующего.
В соответствии с положениями Указа Президента от 14.10.2012г. N "О дисциплинарном уставе органа внутренних дел Российской Федерации" в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан: обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).
Распоряжением МВД России от 28.04.2009 года N предусмотрено, что руководителей, не обеспечивших должного состояния служебной дисциплины среди личного состава, допустивших чрезвычайные происшествия, привлекать к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из органов внутренних дел, а также привлекать к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение требований МВД России по подбору, расстановке, обучению и воспитанию подчиненных.
Заключением служебной проверки, утвержденного министром внутренних дел по КБР 23.05.2013г., проведенного в отношении начальника Управления по работе с личным составом МВД по КБР Бетуганова З.С. установлено, что 18.05.2013, примерно в 21 час 00 минут в "адрес", инспектор службы мобильного взвода ОБ ППСП УМВД России по "адрес" Шагербиев А.Х., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем "Шевроле-Круз", с государственными номерными знаками У 990 ВК 07 регион, следуя по "адрес" со стороны "адрес" в направлении "адрес" допустил столкновение с двигавшимся впереди него в попутном направлении автомобилем "Камаз", с государственными номерными знаками М 226 AT 07 регион, отчего автомобиль "Шевроле-Круз" под управлением Шагербиева А.Х. вынесло на полосу дороги, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, где в дальнейшем произошло столкновение указанного транспортного средства с автомобилем "Хендей", с государственными номерными знаками М 187 ЕМ 07 регион, и автомобилем "Шевроле-Нива", с государственными номерными знаками Р 707 ВО 07 регион. В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля "Хендей" гражданка Шогенова М.М. от полученных травм скончалась на месте происшествия, трое граждан были доставлены в РКБ МЗ КБР с различными телесными повреждениями. Согласно акта судебно-медицинского освидетельствования от 18.05.2013 года у Шагербиева А.Х. установлено состояние алкогольного опьянения.
Также установлено, что в нарушение пунктов 13 и 84 "Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года N 80, помощником начальника управления - начальником ОРЛС УМВД России по "адрес" полковником внутренней службы Назрановым В.З. не был обеспечен должный уровень организации морально-психологической подготовки подчиненных сотрудников, в части предупреждения правонарушений и чрезвычайных происшествий, а также контроль за должностными лицами, осуществляющими ее проведение в подчиненных подразделениях.
Приказом МВД по КБР N от 20.05.2013г. за нарушения пунктов 4.4.3 должностных обязанностей, требований пунктов 13 и 84 "Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативна-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 года N 80, выразившееся в ненадлежащей организации работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава в УМВД России по "адрес", повлекшее допущение инспектором мобильного взвода ОБ ППСП УМВД России по "адрес" Шагербиевым А.Х. чрезвычайного происшествия, помощник начальника управления - начальник отдела по работе с личным составом УМВД России "адрес" полковник внутренней службы Назранов В.З. предупрежден о неполном служебном соответствии.
В соответствии с пунктами 11 и 11.1 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативна-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 года N 80, субъектами морально-психологического обеспечения являются: начальники территориальных органов МВД России, начальники (командиры) отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделений органов (учреждений), их заместители, которые далее по тексту Руководства упоминаются как руководители (2) и руководящий состав (3).
В силу п. 11.2 указанного Руководства, под заместителями руководителей понимаются начальники подразделений по работе с личным составом, заместители (помощники) руководителей по работе с личным составом, которые далее по тексту Руководства упоминаются как заместители руководителей по работе с личным составом (4).
Пунктом 12 Руководства предусмотрено, что руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.
Согласно п. 13 данного Руководства заместители руководителей по работе с личным составом организуют морально-психологическое обеспечение и несут личную ответственность за его состояние, результативность и эффективность.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия находит, что выводы комиссии по результатам проверки о совершении Бетугановым З.С. дисциплинарного проступка, выразившееся в необеспечении контроля за деятельностью кадрового аппарата УМВД России по "адрес", по надлежащей организации работы по морально-психологическому обеспечению деятельности личного состава, нашли свое подтверждение в материалах дела, а наложенное дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, законным.
Вывод суда о том, что Бетуганов З.С. являясь начальником Управления по работе с личным составом МВД по КБР, то есть начальником отдельного подразделения территориального органа МВД по КБР, то он, как лицо, не относящееся к заместителям руководителей по работе с личным составом, не несет личную ответственность за организацию морально-психологического обеспечения, его состояние, результативность и эффективность в УМВД России по "адрес", Судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку Бетуганов З.С., как руководитель кадровой службы МВД по КБР обязан был осуществлять контроль за обеспечением руководителями кадровых подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне морально-психологической подготовки личного состава.
Кроме того, в соответствии с подп. 25 п. 16 Положения об Управлении по работе с личным составом МВД по КБР, утвержденного приказом МВД по КБР от 29.09.2011г. N 667, именно начальник УРЛС МВД по КБР несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление и подконтрольные ему кадровые аппараты органов внутренних дел и подразделений задач и функций, реализацию предоставленных прав
Все изложенные факты и свидетельствуют о необеспечении Бетугановым З.С. контроля за деятельностью кадрового аппарата УМВД России по "адрес".
Таким образом, Судебная коллегия находит, что указанные требования нормативно-правовых актов истцом не соблюдены, что является нарушением служебной дисциплины, а меры дисциплинарного взыскания в виде объявления строгого выговора и предупреждения о неполном служебном соответствии являются обоснованными и соразмерными допущенному нарушению.
С учетом изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности Бетуганова З.С. явилось нарушение им действующего законодательства. Служебные проверки в отношении истца были проведены в соответствии с действующим законодательством, порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности нарушены не были, меры дисциплинарного взыскания, примененные в отношении Бетуганова З.С., соответствуют тяжести совершенных им проступков.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется. Решение суда об удовлетворении требований Бетуганова З.С. не может быть признано законным и обоснованным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ). Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 11 сентября 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Бетуганова Заура Сарабиевича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании выводов заключения служебной проверки от 30.04.2013г., утвержденного Министром внутренних дел по КБР 06.05.2013г., в отношении Бетуганова З.С. о нарушении им служебной дисциплины, необоснованными и не соответствующими действительности; признании приказа Министра внутренних дел по КБР от 13.05.2013г. N 361, вынесенного в отношении Бетуганова З.С. незаконным и отмене дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора, наложенного на Бетуганова З.С.; признании выводов заключения по материалам служебной проверки от 20.05.2013г., утвержденного Министром внутренних дел по КБР 23.05.2013г., в отношении Бетуганова З.С. о нарушении им служебной дисциплины необоснованными и не соответствующими действительности; признании приказа Министра внутренних дел по КБР от 24.05.2013г. N 394л/с, вынесенного в отношении Бетуганова З.С. и отмене дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, наложенного на Бетуганова З.С., отказать.
Председательствующий А.А.Макоев
Судьи Р.Х.Шомахов
З.Т.Тхагалегов
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.