Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Туденевой Я.Н.
по апелляционной жалобе министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Г.Н.В. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 13 февраля 2013 года, которым
иск прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах Т.И.А. удовлетворен.
На администрацию муниципального образования "Турочакский район" в лице главы муниципального образования "Турочакский район" возложена обязанность предоставить Т.И.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в селе Турочак Турочакского района Республики Алтай в размере и порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством по реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района обратился в суд в интересах Т.И.А. с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Турочакский район" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Т.И.А. остался без попечения родителей в связи со смертью отца "дата", мать лишена родительских прав. С 2010 года по 2011 год Т.И.А. находился на полном государственном обеспечении в КОУ РА " "данные изъяты" для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В июле 2011 года Т.И.А. был исключен из названого учреждения по достижению 18 летнего возраста. На момент утраты родительского попечения, жилья в собственности не имел.
Т.И.А. относится к категории детей-сирот и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по окончании опеки имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Администрацией Турочакского района "дата" Т.И.А. признан нуждающимся в предоставлении жилья. До настоящего времени Администрация не обеспечила ее жилым помещением, чем грубо нарушает его жилищные права.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласился министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Г.Н.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание изменения норм федерального законодательства, регулирующие спорные правоотношения, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В нарушение законодательства Турочакский районный суд Республики Алтай обязал администрацию МО "Турочакский район" предоставить жилое помещение П.Л.В. на условиях договора социального найма. В связи с внесенными изменениями в законодательство, абзац 9 ст. 1 Закона Республики Алтай от 15.06.2006 года N 28-РЗ противоречит ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в связи с чем, суд не должен был руководствоваться положениями Закона Республики Алтай от 15.06.2006 года N 28-РЗ. Ссылка суда на ст. 57 ЖК РФ безосновательна, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, внесенными изменениями в законодательство, исключены из категорий граждан, подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. В силу ст. 8 Закона РА N28-РЗ контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляют уполномоченные Правительством РА органы исполнительной власти субъекта в сфере образования, труда и социального развития и финансов. Поскольку исполнение решения суда будет производиться за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, которые предусмотрены в бюджете Министерства образования, науки и молодежной политики РА, у последнего возникают обязанности по финансовому обеспечению исполнения судебного решения. При таких обстоятельствах, суд необоснованно не привлек к участию в деле Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в жалобе, выслушав прокурора Т.Я.Н. полагавшую необходимым оставить жалобу без рассмотрения, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай не привлекалось к участию в деле при разрешении спора по иску прокурора к администрации МО "Турочакский район" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный спор разрешен решением Турочакского районного суда Республики Алтай от "дата"
Согласно ст. 320 ГПК РФ, решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Как разъяснено в абз. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
Таким образом, при рассмотрении апелляционной жалобы следует установить, разрешен ли оспариваемым решением суда вопрос о его правах и обязанностях, ограничен ли он в своих правах.
В обоснование довода жалобы о нарушении прав и законных интересов Министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай указывает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Внесенными изменениями в законодательство, регулирующего спорные правоотношения, полномочия по формированию специализированного жилищного фонда переданы Министерству образования, науки и молодежной политики РА. В соответствии с абзацем 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Алтай от 15.06.2006 N 28-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю", органам местного самоуправления муниципального образования переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди.
Согласно п.1 ст. 1 ФЗ N15 от 29.02.2012 года " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
С 1 августа 2013 года Закон Республики Алтай N28-РЗ от 15.06.2006 года утратил силу.
Законом Республики Алтай от 26.03.2013 N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", вступившем в законную силу 29 марта 2013 года, определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 N 12-РЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства) в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения).
Постановлением Правительства РА от 27 декабря 2012 года N3442 утверждена республиканская целевая программа "Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013-2015 годы". Согласно п. 6 данной программы Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай осуществляет функции государственного заказчика. Контроль за исполнением Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
В соответствии с абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
Как усматривается из материалов дела, решение, которое обжалует апеллянт, постановлено "дата" Закон Республики Алтай N12 от 26 марта 2013 года, которым Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай наделено полномочиями предоставлять жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступил в силу 29 марта 2013 года.
Поскольку состоявшимся решением суда не разрешался вопрос о правах и обязанностях Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить апелляционную жалобу без рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.1, ст. 222 и п.4 ст. 328 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить апелляционную жалобу министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Г.Н.В. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 13 февраля 2013 года без рассмотрения по существу.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова,
Судьи - Е.А. Кокшарова, С.А. Шинжина,
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.