Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Ибрагимовой А.М., Омарова Д.М.,
при секретаре Шуаеве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" Гаджиева А.А. по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" РД в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ "Детский сад N " "."" и администрации МО " "адрес"" об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности, на решение Карабудахкентского районного суда РД от 02 октября 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора "адрес" РД - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N "Сказка" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N от 15.07.2013г. отделения надзорной деятельности "адрес" РД по пожарному надзору УВД ГУ МЧС России по РД, в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N " "."" для их устранения обязать администрацию МО " "адрес"" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО " "адрес"" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав мнение прокурора Гасанова З.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКДОУ "Детский сад N " "."" "адрес" и администрации МО " "адрес"" РД об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указывалось, что прокуратурой "адрес" РД по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства по пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. В ходе проведенной проверки установлено, что в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении N " "."" "адрес" нарушается законодательство по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от "дата" N "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании детского сада создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.
Согласно ч.1 ст. 32, Закона РФ от. "дата" N "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно акту проверки N от "дата" Отделения надзорной деятельности "адрес" по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении N " "."" "адрес" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1.Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N от 25.04.2012г п.57, ПТЭЭП п.7.1.13.
2.На стенах и потолочном перекрытии путей эвакуации коридоров 1 этажа и стены 2 этажа, применены для отделки стен, горючие материалы (ПВХ) (ППР N от25.04.2012гп.53).
3.Пульт управления автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении бухгалтерии, а не на посту дежурного персонала ФЗ-123 от 22.07.2008г.ст.83 п.8 "технический регламент".
4.Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач под навесами и кровлями здания с южной стороны (ПНР N от 25.04.2012г п.59 п.41).
5.Лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров и иных помещений дверьми с уплотнениями с притворами и доводчиками (п.6.18* СНиП 21-01-97*).
6.На путях эвакуации у основного выхода из здания установлены пороги, препятствующие свободной эвакуации людей из здания ППР N от 25.04.2012г. п.Зб-А.
7.На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (ППР N от 25.04.2012г п.84).
8. Не соответствуют требованиям о пределах огнестойкости двери люков в чердачное помещение (не менее 1/4 часа) (СНиП 21-07-97 п.5.14 таблица 2).
9.Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППР N от 25.04.2012г. п.21 п.36, СНиП 21-01-97* п.7.1,7.13).
10.Не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации организацией имеющей лицензии на право проведения работ (ППР N от 25.04.2012г п.109).
11.Устнаовленная автоматическая сигнализация находится в нерабочем состоянии п.34,98 ППР N от 25.04.2012г. п.61.
12.Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации, (ст. 20 ФЗ от "дата" N "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
13.От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания(п. 14 НПБ 88-2001).
14.Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях РКБ выполнены проводами диаметром жил. менее чем 0,5 мм,(п. 12.64 НПБ 88-2001).
15.Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации заказчика (п.п. 11.1-11.10 РД 78.145-93).
16. Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией, не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-123 от 22.07.2008г. "Технический регламент".
Согласно Уставу МКДОУ учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на МКДОУ.
Учредителем данной МКДОУ является администрация МО " "адрес"" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, соответственно администрация привлечена в качестве ответчика.
Право прокурора на обращение в суд для зашиты интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует зашита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации МО " "адрес"" Гаджиев А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора района.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что бюджет района дотационный, если депутаты районного собрания примут бюджет на 2014г., где будут предусмотрены средства на устранение нарушений пожарной безопасности в указанном дошкольном учреждении, то администрация района сможет исполнить решение суда.
Полагает, что Правительство РД должно выделить районной администрации деньги на эти цели, у администрации района своих источников дохода достаточных для исполнения решения суда нет, поскольку большинство школ района нуждается в капремонте.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки N, составленному инспектором отделения надзорной деятельности "адрес" РД по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаевым Н.М. от 15.07.2013г., в МКДОУ "Детский сад N " "."" "адрес" имеют место нарушения правил пожарной безопасности, включающие 16 пунктов.
Ответчики не оспаривают допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
Детский сад отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам детского сада несет собственник имущества закрепленного за Казенным учреждением на праве оперативного управления, в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Финансовое обеспечение деятельности Казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета МО " "адрес"" и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что МКДОУ обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании детского сада в пределах доведенных МКДОУ лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у МКДОУ, собственник имущества МКДОУ - муниципальный район в лице администрации МО " "адрес"", являющийся исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению.
Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на устранение нарушений норм пожарной безопасности, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает МКДОУ "Детский сад N " "."" "адрес" и администрацию МО " "адрес"" от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности. Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабудахкентского районного суда РД от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" Гаджиева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.