Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
с участием прокурора Гасанова З.Г.
при секретаре Гасановой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 26 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан Баталова Б.В. на решение Федерального суда Советского района г.Махачкалы от 26 августа 2013 года, которым постановлено:
"Иск Табуковой Барият Омаровны к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и Ликвидационной комиссии Департамента по регулированию продовольственных рынков при МСХ РД о защите трудовых прав государственного служащего, удовлетворить.
Признать незаконным отказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в предоставлении Табуковой Б.О. предложений по занятию вакантных должностей.
Признать незаконным увольнение Табуковой Б.О. в связи с ликвидацией государственного органа без предоставления предложений о занятии вакантных должностей в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, которому были переданы функции ликвидированного Департамента по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан Гаджиевой П.Г. (на основании доверенности N 11/19-13/209 от 25 ноября 2013 года) и Набиева Р.Г. (на основании доверенности N 11/19-13/210 от 25 ноября 2013 года), просивших решение суда отменить, объяснения адвоката Кадиева Р.А. в интересах истицы Табуковой Б.О. (на основании ордера N 190 от 26 ноября 2013 года), просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Гасанова З.Г., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа исполняющего обязанности "." в предоставлении ей предложений по занятию вакантных должностей и признании незаконным её увольнения в связи с ликвидацией государственного органа без предоставления предложений о занятии вакантных должностей в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, которому были переданы функции ликвидированного ".", указывая, что работала в "." начальником отдела по регулированию продовольственных рынков.
В связи с упразднением "." с передачей его функций "." "дата" она обратилась в "." с просьбой предоставить место работы в ".". "дата" и.о. министра направил ответ на обращение, в котором отказал в переводе на другую работу, указав, что согласно ст.20 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" поступление на гражданскую службу осуществляется на конкурсной основе, хотя на основании Федерального закона от "дата"г. N "О внесении изменений в статью 7 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.31 п.5 предусматривает, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министра "." ФИО12 содержится просьба об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Письмом председателя ликвидационной комиссии ФИО13 от "дата" N ФИО1 была за 2 месяца предупреждена о предстоящем освобождении от должности в связи с упразднением Департамента по регулированию продовольственных рынков согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N
Приказом от "дата" N к/5 ФИО1 была уволена с должности начальника отдела по регулированию продовольственных рынков в связи с упразднением ".". На основании данного приказа в трудовую книжку была внесена соответствующая запись об увольнении, причём указанная запись в трудовой книжке произведена "дата" самой ФИО1 Данное обстоятельство доказывает то, что истица, одной из рабочих функций которой являлось ведение кадрового делопроизводства в Департаменте, с "дата" знала об увольнении, была ознакомлена с приказом об увольнении, на основании которого произвела запись в свою трудовую книжку.
Вышеназванный приказ и трудовая книжка были на руках у ФИО1 с "дата". Не согласившись с увольнением, считая, что увольнение произведено с нарушением установленного порядка увольнения без предоставления имеющихся вакансий, истица обратилась за защитой нарушенных при увольнении трудовых прав в "." "адрес" "дата"., т.е. с пропуском установленного месячного срока обращения в суд.
Заявление ответчика о пропуске срока признано судом несостоятельным. При этом суд ошибочно исходил из того, что данный спор является спором о трудоустройстве, а не о восстановлении на работе и что в данном случае должен применяться трёхмесячный срок исковой давности.
Истицей фактически обжалуется порядок увольнения, установленный п. 5 ст. 31 Федерального закона от "дата" N "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Только в случае увольнения в связи с ликвидацией, упразднением государственного органа представитель нанимателя обязан представить государственному служащему имеющиеся вакансии в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении. В иных случаях законодатель требует замещения вакантных должностей государственной гражданской службы на конкурсной основе.
Оба требования истицы напрямую связаны с увольнением, данный спор является спором об увольнении, к требованиям истицы должен применяться месячный срок обращения в суд. Судом первой инстанции, несмотря на пропуск истицей данного срока, неправомерно признано незаконным её увольнение без предоставления предложений о занятии вакантных должностей в Министерстве.
Неправильное применение судом норм материального права, в частности, ст. 392 Трудового кодекса РФ, согласно которой по заявлениям об увольнении срок подачи иска в суд составляет один месяц, а по остальным трудовым спорам - три месяца, а также норм Федерального закона от "дата" N "О государственной гражданской службе Российской Федерации", привело к принятию незаконного решения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, ФИО1 работала в "." "." начальником отдела по регулированию продовольственных рынков.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N" Департамент по регулированию продовольственных рынков при "." упразднен с передачей его функций "."; "." предписано создать ликвидационную комиссию и в установленном порядке провести необходимые юридические действия по ликвидации "."
В связи с тем, что все работники названного Департамента были за два месяца о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, "дата" ФИО1 обратилась в "." с письменным заявлением о предоставлении ей работы в названном министерстве, однако "дата" и.о. министра отказал в переводе ФИО1 на другую работу со ссылкой на то, что согласно ст. 20 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" поступление на гражданскую службу осуществляется на конкурсной основе.
Между тем, в соответствии со ст. 31 Федерального закона
от "дата" N (в ред. Федерального закона от "дата" N) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действовавшего на момент совершения ответчиками оспариваемых ФИО1 действий, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (часть 3).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6).
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 7).
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 названного закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от "дата" N "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" введен в действие с момента его опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - "дата").
С указанного времени у ответчиков - "." появилась предусмотренная законом - ст. 31 Федерального закона от "дата" N "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обязанность предложить другую работу ФИО1 - работнику упраздненного Департамента, функции которого переданы ".".
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что "дата" и.о. министра "." незаконно отказал ФИО1 в переводе на другую работу со ссылкой на то, что поступление на гражданскую службу осуществляется на конкурсной основе.
Оспариваемым решением суд первой инстанции удовлетворил два требования истицы:
- о признании незаконным отказа исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в предоставлении ФИО1 предложений по занятию вакантных должностей ( ".");
- о признании незаконным увольнения (ответчиком по данному требования является ".").
Требование о восстановлении на работе в прежней должности начальника отдела по регулированию продовольственных рынков "." "." истицей ФИО1 не заявлено.
В силу части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Отказывая "." в применении по делу сроков давности, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что адресованные ФИО1 названному Министерству требования заявлены истицей в установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок. Отказ и.о. министра "." в переводе ФИО1 на другую работу датирован "дата", в суд за защитой трудовых прав обратилась первоначально "дата" в "." "адрес", а затем "дата" - в "." "адрес"
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы министра "." о том, что истицей при обращении в суд с иском пропущен установленный законом срок, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения. "." решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловано.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Махачкалы от 26 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан Батталова Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.