Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.
судей
Панасенко Г.В. и
Сангаджиева А.В.
при секретаре
Бимбеевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 г. N 67 "О назначении главы администрации Бага-Чоносовского сельского муниципального образования" по апелляционной жалобе заинтересованного лица Калыкова О.М. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 июля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения Калыкова О.М. и его представителя Ильжиринова В.И., председателя Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Богаева Д.П., поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования от 26 декабря 2012 г. N 67 "О назначении главы администрации Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия" (далее Бага-Чоносовское СМО). В обосновании своего требования указал, что назначенный на эту должность Калыков О.М. не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к главе администрации о наличии стажа по специальности не менее 5 лет или стажа на должности муниципальной службы не менее 2 лет. Отсутствие специального стажа обусловлено тем, что Калыков О.М. получил высшее профессиональное образование 7 мая 2008 г. и с этого времени по специальности не работал, муниципального стажа не имеет.
В судебном заседании прокурор Мучаева М.Э. заявленные требования поддержала.
Председатель Собрания депутатов Бага-Чоносовского СМО Богаев Д.П., заинтересованное лицо Калыков О.М. и его представитель Ильжиринов В.И. просили в удовлетворении заявления прокурора отказать, ссылаясь на то, что Калыков О.М. соответствует квалификационным требованиям для замещения должности главы администрации Бага-Чоносовского СМО, поскольку имеет высшее профессиональное образование по специальности "педагогика и психология" и стаж работы педагогом-преподавателем более 5 лет. Полагают, что в стаж муниципальной службы подлежит включению период работы Калыкова О.М. в органах внутренних дел.
Решением Целинного районного суда от 31 июля 2013 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Целинного района Республики Калмыкия удовлетворено. Решение Собрания депутатов Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 г. N 67 "О назначении главы администрации Бага-Чоносовского сельского муниципального образования" признано незаконным.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Ильжиринов В.И. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что Калыков О.М. отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к главе администрации муниципального образования.
В возражениях на жалобу прокурор Мучаева М.Э. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 18.11.2009 N 148-IV-З "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" (далее Закон Республики Калмыкия) в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты", а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования. Для категорий "руководители" высшей, главной групп должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы, "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы - стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы (приложение N 1 к указанному закону Республики Калмыкия) глава администрации относится к категории "руководители" высшей групп должностей муниципальной службы.
Таким образом, кандидат на должность главы администрации муниципального образования должен иметь высшее образование и стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Согласно диплому ГОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова" N *** *******, регистрационный номер **-**/***** от 15 мая 2008 г., решением государственной аттестационной комиссии от 7 мая 2008 г. Калыкову О.М. присуждена квалификация "педагог-психолог. социальный педагог" по специальности "Педагогика и психология".
Из трудовой книжки Калыкова О.М. следует, что он с ** ******* **** г. по * февраля **** г. работал ********* в *** "****** -**", с * февраля **** г. по ** декабря **** г. - ************* ********** ****** "****-*****", т.е. после получения высшего профессионального образования по специальности не работал.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно не учел стаж для занятия должности муниципальной службы периоды работы Калыкова О.М. на педагогических должностях до получения высшего образования, а также службы в органах внутренних дел Калмыцкой АССР с * сентября **** г. по ** мая **** г., поскольку Законом Республики Калмыкия прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. Таким образом, региональный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности и стаж работы на должности муниципальной службы для претендента на занятие должности муниципальной службы, исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении.
Более того, занимаемые Калыковым О.М. в органах внутренних дел должности (********** ****** ******* ** *********** *********** *********** МВД, *********** ************ ************ ********* РОВД) не требовали наличия высшего образования.
Довод представителя Калыкова О.М. о том, что стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан и до получения высшего образования, о недопустимости прямого применения норм Закона Республики Калмыкия основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Принимая во внимание, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Калыкова О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Л.Л. Лиджеева
Г.В. Панасенко
А.В. Сангаджиев
Копия верна. Судья А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.