Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 26 ноября 2013 г. по делу N 33-292/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего - Шагинова А.Л.
и судей - Минашкина А.Н.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Аюшееве А.Д., рассмотрел в судебном заседании 26 ноября 2013 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Богданова А.В. об оспаривании бездействия командира указанной воинской части, выразившегося в не представлении в комиссию " ... " военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий документов на выдачу удостоверения "Ветеран боевых действий", по апелляционной жалобе заявителя на решение Читинского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Богданова А.В., его представителя - Томилина В.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Богданов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000. Поскольку в период с 22 мая по 8 октября 1997 года он в составе войсковой части - полевая почта 00001 принимал участие в боевых действиях в Республике " ... ", в мае 2013 года он обратился к командиру войсковой части 00000 с рапортом о присвоении ему звания "Ветеран боевых действий" и выдаче соответствующего удостоверения, однако в июне 2013 года последний вернул ему данный рапорт ввиду отсутствия выписок из приказов командира войсковой части - полевая почта 00001, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях.
Считая свои права нарушенными, Богданов просил суд признать данное бездействие командира войсковой части 00000 незаконным, обязать названное воинское должностного лицо представить его документы в комиссию " ... " военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, а последнюю - выдать ему указанное удостоверение.
Кроме того, заявитель просил возместить ему понесённые им судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и уплатой государственной пошлины, в размерах, соответственно, 000 рублей и 200 рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Богданова было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Так, анализируя нормы действующего законодательства, он делает вывод о том, что в период с 22 мая по 8 октября 1997 года принимал непосредственное участие в боевых действиях.
В частности, Богданов ссылается на то, что в соответствии с изменениями от 7 ноября 2011 года в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указанный в п. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", были включены боевые действия в Республике " ... " в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
К тому же, как он указывает, согласно положениям Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2000 года N 69, утвердившего Инструкцию о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция), документами, подтверждающими участие в боевых действиях, могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, справки о ранении, а также выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части.
При этом, как он утверждает, в представленном им в суд личном деле содержались документы, подтверждающие факт прохождения им в указанный период военной службы в Республике " ... " и его участие в боевых действиях.
Он также констатирует, что в период с 1998 по 2003 год обращался в Борзинский гарнизонный военный суд с другим заявлением, к которому приложил приказы об участии его в боевых действиях, в связи с чем заявил ходатайство об истребовании данных документов из указанного суда, однако Читинский гарнизонный военный суд необоснованно отказал ему в удовлетворении этого ходатайства.
Кроме того, как полагает заявитель, согласно действующему законодательству обязанность по представлению документов на присвоение военнослужащему звания "Ветеран боевых действий" возложена на командира воинской части.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
Статьёй 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Статьёй 28 данного Закона определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данных положений указанного Закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003 года издано Постановление N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий.
В силу п. 2 данного Постановления (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559) выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 1, подпункту 43 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издаёт нормативные правовые акты.
На основании приведённых выше норм указанного Закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий 11 августа 2012 года издан приказ N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооружённых Силах Российской Федерации" (далее - Порядок).
Пунктом 9 Порядка определено, что для оформления заключения о выдаче удостоверения к обращению военнослужащего прикладываются, в том числе и документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей. При этом такими документами для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике " ... ", являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
В раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указанного в Федеральном законе "О ветеранах", включены боевые действия в Республике " ... " в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года (абзац введён Федеральным законом от 07.11.2011 года N 307-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Богданов в период с 22 мая по 8 октября 1997 года находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике " ... ", выполняя задачи по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого конфликта (л.д. 7).
При этом Порядком предусмотрен перечень документов, подтверждающих непосредственное участие военнослужащего в боевых действиях, которые должны быть в обязательном порядке приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана боевых действий.
Факт же зачёта указанного периода службы для назначения пенсии на льготных условиях, который усматривается из справки, выданной заявителю начальником штаба войсковой части - полевая почта 00001 (л.д.8), не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Поэтому суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии доказательств участия Богданова в боевых действиях на территории Республики " ... ". При этом сам по себе факт нахождения заявителя в зоне вооружённого конфликта в указанный период времени не может подтвердить факта его участия в боевых действиях.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, в истребованной окружным военным судом копии решения Борзинского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2002 года сведений об участии Богданова в боевых действиях не содержится, поскольку предметом указанного судебного разбирательства являлся отказ соответствующего воинского должностного лица в выплате заявителю командировочных расходов.
Более того, довод Богданова о достаточности, в силу положений Инструкции, представленных им документов для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий является несостоятельным и вследствие того, что её положения не распространяются на лиц, участвовавших в боевых действиях на территориях государств, указанных в разделе 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (в том числе и в Республике " ... " в обозначенный заявителем период времени).
К тому же, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами порядок выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" определён приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288.
Утверждение же автора жалобы о том, что обязанность по представлению документов на присвоение военнослужащему звания "Ветеран боевых действий" возложена на командира воинской части, является необоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству.
В силу вышеприведённого, доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
При рассмотрении данного дела нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Читинского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Богданова А.В. об оспаривании бездействия командира указанной воинской части, выразившегося в не представлении в комиссию " ... " военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий документов на выдачу удостоверения "Ветеран боевых действий", оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.