Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.И.Куликовой
судей О.Ю.Поздняковой, Е.П.Иском
при секретаре М.П.Задорожная
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2013г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия по не проведению паспортизации дорог, возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги по улице Менжинского в городе Хабаровске по апелляционной жалобе департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска Ткаченко О.А., представителя администрации г.Хабаровска Ткаченко О.А., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия по не паспортизации дорог, возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги по улице Менжинского в г. Хабаровске. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка, в результате которой было выявлено, что паспортизация дороги по ул. Менжинского г. Хабаровска не проведена. Отсутствие данного документа влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения транспорта по автомобильным дорогам. Просит признать бездействие администрации городского округа "Город Хабаровск" по не проведению паспортизации дороги по ул. Менжинского г. Хабаровска незаконным и обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией, изготовить технический паспорт на дорогу, расположенную по ул. Менжинского г. Хабаровска.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 октября 2013 года исковые требования прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Бездействие администрации г. Хабаровска по не проведению паспортизации дороги по ул. Менжинского в г. Хабаровске признано незаконным. На администрацию г. Хабаровска возложена обязанность выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией, изготовить технический паспорт на дорогу, расположенную по ул. Менжинского в г. Хабаровске в срок до 01 сентября 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска Ткаченко О.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить в связи с нарушением норм права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие спорного объекта в реестрах краевого и федерального имущества, в частной собственности. Тот факт, что спорная дорога является дорогой местного значения не установлен, так как в перечень автомобильных дорог, относящихся к собственности городского округа данная дорога не включена. Паспортизация автомобильных дорог не влияет на безопасность дорожного движения. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего обслуживания дорог, нарушения публичных интересов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено отсутствие паспортизации дороги по улице Менжинского г. Хабаровска.
Как установлено проверкой, администрация городского округа "Город Хабаровск" на указанный участок дороги не изготовила технический паспорт.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.5 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку спорная автомобильная дорога - по улице Менжинского г. Хабаровска является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах городского округа "Город Хабаровск", передана в собственность Хабаровского городского Совета народных депутатов, что подтверждается приложением 20 решения 6-й сессии Кабаровского краевого Совета народных депутатов 21 созыва от 10.10.1991 г., т.е. является собственностью городского округа "Город Хабаровск" суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что администрация города Хабаровска должна осуществлять паспортизацию данной автомобильной дороги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения транспорта по автомобильным дорогам, следовательно, бездействие со стороны администрации городского округа "Город Хабаровск" является незаконным.
Доводы жалобы о том, что спорная дорога не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" на правильность выводов суда не влияют.
Учитывая, что спорная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, ею пользуется неопределенный круг лиц, то суд, руководствуясь Уставом города муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обоснованно пришел к выводу, что обязанность по содержанию указанной дороги должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что не представлено доказательств того, чьи права и свобода нарушены оспариваемым бездействием является необоснованным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск" прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы о том, что паспортизация не относится к обязательным видам работ являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. В решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 октября 2013 года по делу по исковому заявлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия по не проведению паспортизации дорог, возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги по улице Менжинского в городе Хабаровске оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Председательствующий: И.И.Куликова
Судьи: О.Ю.Позднякова
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.