Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.
судей Тришкиной М.А., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Ломакина С.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата по Саратовской области" о признании незаконными постановлений об отказе в предоставлении земельных участков в аренду и в собственность, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления по апелляционной жалобе Ломакина С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Ломакина С.Н. и гаражно-строительного кооператива "Панорама - II" Плюснина М.Б., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ломакин С.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата по Саратовской области" о признании незаконными постановлений об отказе в предоставлении земельных участков в аренду и в собственность, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления.
В обоснование требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты: гараж N площадью 24,8 кв.м, гаражные боксы площадью застройки 407 кв.м, гаражные боксы площадью застройки 360,1 кв.м, гаражные боксы площадью застройки 96,7 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 8180 кв.м по адресу: "адрес", в районе трамвайного депо N "адрес". Данный земельный участок был предоставлен в аренду гаражно-строительному кооперативу "Панорама-II" (далее по тексту - ГСК "Панорама-II") на основании постановления мэра "адрес" от "дата".
"дата" на общем собрании членов ГСК "Панорама-II" было принято решение о разделе земельного участка с последующим оформлением образованных земельных участков в собственность членов кооператива.
Истец обратился в администрацию муниципального образования " "адрес"" с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 33 кв.м с кадастровым номером N, образованного из земельного участка с кадастровым номером N. Постановлением администрации муниципального образования " "адрес"" N от "дата" Ломакину С.Н. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка из-за отсутствия решения органа местного самоуправления об образовании данного земельного участка.
Истец также обратился в администрацию муниципального образования " "адрес"" с заявлениями о предоставлении ему на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, на которых расположены гаражные боксы. В предоставлены указанных земельных участков истцу было отказано из-за отсутствия решения органа местного самоуправления об их образовании из земельного участка с кадастровым номером N, а также в связи с тем, что у собственника объектов незавершенного строительства, право собственности на которые зарегистрировано после "дата", отсутствует право на приобретение земельных участков, на которых расположены объекты, в аренду в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Истец, полагая свои права нарушенными, просил суд признать недействительными постановления органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в собственность и в аренду, обязать администрацию муниципального образования " "адрес"" повторно рассмотреть заявления о предоставлении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от "дата" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Ломакин С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства, неправильно применены нормы материального права. Автор жалобы полагает, что между истцом и ответчиком не имеется спора о праве, поскольку требования направлены на признание постановлений администрации муниципального образования " "адрес"" недействительными, дело подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства. Судом неправильно определено правовое положение сторон, форма судопроизводства, необоснованно привлечены к участию в деле третьи лица, что повлекло нарушение принципа равенства всех перед законом и судом. Суд переложил бремя доказывания обстоятельств законности вынесенных постановлений на заявителя, чем нарушил положения ст. 249 ГПК РФ. Заявление Ломакина С.Н. рассмотрено с нарушением процессуальных сроков, предусмотренных ст. 257 ГПК РФ.
Автор жалобы считает, что из-за неправильного определения судом оснований и предмета исковых требований, применение судом правил об исключительной подсудности спора (ст. 30 ГПК РФ) привело к рассмотрению спора, не подсудного Ленинскому районному суду "адрес". Согласно административно-территориальному делению муниципального образования " "адрес"" "адрес", на которой расположены объекты недвижимости, относится к территории "адрес", а не "адрес".
Судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайств об отложении дела в связи с непредоставлением ответчиком доказательств по делу, о приостановлении производства по делу в связи с проводимой проверкой по факту злоупотребления сотрудниками комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования " "адрес"" служебным положением.
По мнению автора жалобы, суд неправильно применил закон, подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению. На основании документов кадастрового учета и заявления гражданина орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении земельных участков. В судебном решении не дана оценка заявлению кадастровой палаты об образовании земельных участков и законности их постановки на кадастровый учет, а также не дана оценка законности отказа в предоставлении земельных участков. Судом не применен Федеральный закон от "дата" N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Ломакина С.Н. и ГСК "Панорама - II" Плюснин М.Б. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 6, 8 статьи 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1-2, 5-6 статьи 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Статья 11.4. ЗК РФ (пункты 1, 6) предусматривает, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Таким образом, раздел земельного участка, находящегося в муниципальной либо государственной собственности, должен осуществляться на основании решения соответствующего органа при предоставлении заинтересованными лицами кадастровых паспортов образуемых земельных участков и правоустанавливающих документов на земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статья 28 ЗК РФ (пункты 1,4) устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Ломакин С.Н. является собственником нежилого помещения N общей площадью 24,8 кв.м, а также незавершенных строительством объектов - гаражных боксов площадью застройки 96,7 кв.м, гаражных боксов площадью застройки 360,1 кв.м, гаражных боксов площадью застройки 407,5 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", в районе трамвайного депо N в "адрес". Право собственности на объекты недвижимости приобретено истцом на основании решений мирового судьи судебного участка N "адрес" от "дата".
Все указанные объекты возведены истцом как членом ГСК "Панорама - II" на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 8180 кв.м, предоставленном администрацией "адрес" в аренду ГСК, земельный участок относится к объектам, государственная собственность на которые не разграничена.
В 2013 году по заказу Ломакина С.Н. было проведено межевание земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, составлены межевые планы, земельные участки поставлены на кадастровый учет.
В феврале 2013 года истец обратился в администрацию муниципального образования " "адрес"" с заявлениями о предоставлении земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости, на праве собственности и на праве аренды сроком на 49 лет. К заявлениям Ломакин С.Н. приложил документы, необходимые для их рассмотрения, включая кадастровые планы земельных участков с кадастровыми номерами N. Данные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером N.
По результатам рассмотрения заявлений Ломакина С.Н. органом местного самоуправления были вынесены следующие постановления:
постановление N от "дата" об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду сроком на 49 лет;
постановление N от "дата" об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду сроком на 49 лет;
постановление N от "дата" об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду сроком на 49 лет;
постановление N от "дата" об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
Основанием для отказа в предоставлении земельных участков послужило то обстоятельство, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, должно осуществляться на основании решений органов местного самоуправления, которые в отношении испрашиваемых Ломакиным С.Н. земельных участков не были приняты.
В отношении земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, в постановлениях указано, что у собственника объектов незавершенного строительства, право собственности на которые зарегистрировано после "дата", отсутствует право на приобретение земельных участков, на которых расположены объекты, в аренду в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Судебная коллегия полагает отказ в предоставлении земельных участков обоснованным, поскольку он соответствует требованиям закона. Доказательств того, что органом местного самоуправления в соответствии со ст. 11.3. ЗК РФ принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена, стороной истца не представлено, и таковое решение администрацией муниципального образования " "адрес"" не принималось.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до "дата", имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Поскольку право собственности истца на объекты незавершенного строительства было зарегистрировано после "дата", то предоставление земельного участка, на котором расположены объекты, в аренду возможно только после его формирования и путем проведения торгов.
С учетом изложенного, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований соответствуют требованиям действующего законодательства и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод жалобы о том, что межевание земельных участков и их последующая постановка на кадастровый учет являются основаниями для образования земельных участков и решения органа местного самоуправления о разделе земельного участка не требуется, поскольку приведенные утверждения не соответствуют нормам действующего земельного законодательства.
Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о том, что заявленные Ломакиным С.Н. требования следовало рассматривать в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права. Из содержания искового заявления видно, что Ломакин С.Н. полагает нарушенным свое преимущественное право на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду, в связи с чем имеет место спор о праве гражданском, подлежащий рассмотрению в рамках искового производства.
Довод жалобы о нарушении судом правил территориальной подсудности судебная коллегия также полагает не состоятельным, так как спорные земельные участки расположены в границах Ленинского района г. Саратова. В соответствии с законом Саратовской области от 06 марта 2000 года N 18-ЗСО "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Саратовской области" улица "адрес" в границах района относится к территории Ленинского района г. Саратова, к территории "адрес" относятся только дома с N по N N, с N по N по "адрес" того, во всех документах, представленных сторонами (включая сведения о земельном участке с кадастровым номером N26, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, постановления администрации муниципального образования " "адрес"" об отказе в предоставлении земельных участков), местоположение испрашиваемых земельных участков определено в "адрес".
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, жалоба не содержит фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.