Постановление Правительства Москвы от 20 января 1998 г. N 48
"О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года"
Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2000 г. N 148 настоящее постановление снято с контроля
О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года см. постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 608
О реализации настоящего постановления на территории Юго-Западного административного округа см. постановление Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 91, распоряжение Мэра Москвы от 24 марта 1999 г. N 255-РМ; на территории Северного административного округа см. постановление Правительства Москвы от 26 октября 1999 г. N 986
Начало массовой реконструкции панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы положено в 1995 году постановлением Правительства Москвы от 24.10.95 N 876 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года", в дальнейшем закреплено постановлениями Правительства Москвы от 08.10.96 N 844 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции объектов массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года", от 22.04.97 N 292 "О ходе реконструкции объектов массовой 5-этажной жилой застройки первого периода индустриального домостроения" и от 07.10.97 N 722 "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на 2001-2005 годы".
В этих документах впервые была сформулирована методология реконструкции жилищного фонда на основе строительства "стартовых" домов, определены физические объемы их строительства на период до 2000 года включительно, в том числе на период 1996-1998 гг. - до 1,0 млн.кв.м ежегодно, на период 1999-2000 гг. - свыше 1,0 млн.кв.м ежегодно общей жилой площади. Был намечен ряд основополагающих мер, определивших условия финансирования, строительства, разграничения обязанностей между инвесторами и городом.
К настоящему времени основные намеченные показатели принятых программ выполняются. Так, за 1995-1997 гг. ввод в эксплуатацию "стартовых" жилых домов составил около 2,0 млн.кв.м общей жилой площади. Было снесено 187,9 тыс.кв.м ветхого и непригодного жилья, на цели переселения из сносимого панельного и ветхого фонда направлено 589,5 тыс.кв.м общей жилой площади.
Начала работать схема финансирования, когда город оплачивает строительство инженерных сетей, встроенно-пристроенных помещений, а строительство жилья финансируется за счет привлекаемых инвестиций. За это время привлечено более 4,5 трлн. рублей (в ценах 1997 года), при этом две трети из них - это средства населения, направленные в сферу материального производства. За счет гибкой политики Правительства Москвы удалось привлечь к инвестиционной деятельности практически все предприятия строительного комплекса Москвы.
Вместе с тем в полной мере не были решены вопросы создания стройной нормативно-правовой базы, регулирующей процессы переселения, отчуждения и приобретения собственности в процессе реконструкции жилищного фонда, вопросы комплексной и упреждающей разработки проектно-сметной документации на районы реконструкции с учетом инженерного обеспечения, схем размещения 5-этажных жилых домов по срокам реконструкции, перехода на экономичные проекты домов, предназначенных для замены устаревшего панельного фонда, и проекты для реконструкции домов, не подлежащих сносу.
Принятые ранее Правительством Москвы сроки реализации замены 5-этажного панельного фонда, подлежащего сносу, в объеме 6,5 млн. кв.м общей жилой площади требуют интенсификации работ по сносу и строительству жилья для целей переселения из сносимых домов в объеме до 10,0 млн.кв.м общей жилой площади, совершенствования механизма финансирования программы, организации строительства и разработки проектно-сметной документации.
Существующий порядок финансирования процесса реконструкции 5-этажной застройки и строительства "стартовых" домов ограничивает долю жилья, передаваемую городу, в среднем тридцатью процентами, что влечет за собой удлинение сроков переселения горожан из сносимых 5-этажных и ветхих жилых домов.
При таких условиях увеличение объемов жилья, используемого для целей переселения, и сокращение сроков реализации программы реконструкции 5-этажной застройки могут быть достигнуты за счет дополнительного поэтапного привлечения средств городских источников для финансирования программы. Такой порядок комбинированного финансирования (в сочетании с действующим механизмом) позволит увеличить объемы строительства "стартовых" жилых домов до 1,5 млн. кв.м общей жилой площади ежегодно, существенно поднять долю жилья, идущего на цели переселения, экономно использовать городскую землю.
Выполнение запланированных на период до 2006 года объемов сноса и нового строительства, в отличие от сложившейся практики преимущественного строительства "стартовых" домов на существующих сетях и свободных площадках, невозможно без комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов в целом, предусматривающей, наряду со строительством жилья, модернизацию и развитие инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающего комплексного проектирования по намечаемым районам массового сноса и реконструкции.
В целях организации работ по реализации планов на 1998-2000 годы и обеспечения задела на 2001-2005 годы массовой замены 5-этажного и ветхого жилищного фонда города и переселения из него жителей Правительство Москвы постановляет:
1. Считать важнейшей социальной задачей города на период 1998-2005 гг. обеспечение с 1998 года ежегодно разработки и реализации, в установленном порядке, городской программы комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда города на основе комплексных проектных проработок по районам массовой 5-этажной застройки.
Снести панельные 5-этажные дома и ветхий жилищный фонд в объеме 6,5 млн.кв.м и построить новые жилые дома в объеме не менее 10,0 млн.кв.м общей жилой площади для переселения жителей.
2. Запретить в районах существующей 5-этажной застройки и ветхого жилищного фонда продажу прав аренды и предоставление земельных участков под коммерческое строительство, не связанное с программой реконструкции.
В случае, когда такая необходимость диктуется разработанным эскизным проектом застройки или проектом детальной планировки района реконструкции, предоставление земельного участка разрешается по согласованию с префектами административных округов и Москомархитектурой.
3. Ограничить проведение в 1998 году конкурсов (аукционов) по продаже прав аренды земельных участков под строительство жилых домов (включая эксклюзивные), торговых центров, офисных зданий и других объектов, имеющих повышенную коммерческую ценность. Указанные земельные участки направлять на цели обеспечения окупаемости инвестиционных контрактов по реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда.
4. Утвердить программы замены панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда города, подлежащего реконструкции в 1998-2000 гг., и размещения объектов инженерной, социальной и культурно-бытовой инфраструктуры, обеспечивающих запланированный объем реконструкции на 1998-2000 годы, по административным округам (приложения 1, 2).
5. С учетом накопленного опыта, объемов развернутой и предстоящей реконструкции придать приоритетное значение осуществлению в 1998-2000 годах строительных работ по сносу ветхого жилищного фонда и строительству нового жилья на территориях Северного, Западного, Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов на основе комплексных проектных проработок по конкретным кварталам и микрорайонам.
6. Управлению внебюджетного планирования развития города, Управлению координации строительства, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с префектами административных округов обеспечить реализацию утвержденной адресной программы строительства "стартовых" жилых домов ввода 1998 года и I квартала 1999 года.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Управлению внебюджетного планирования развития города в недельный срок подготовить обращение Правительства Москвы в федеральные органы исполнительной власти о придании осуществляемой в Москве комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда статуса государственной целевой программы.
8. Москомархитектуре по заказу Департамента экономической политики и развития г.Москвы и Управления внебюджетного планирования развития города в 3-месячный срок разработать проект программы комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда в порядке, установленном для федеральных программ.
9. МосгорБТИ в 2-месячный срок подготовить и передать Комитету муниципального жилья перечень жилых зданий 5-этажной застройки, находящихся в собственности федеральных ведомств и организаций.
Комитету муниципального жилья подготовить уведомления для конкретных владельцев указанной выше федеральной собственности о форме, календарных сроках, координации совместных действий и объемах их финансового участия в Программе комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда города.
10. Управлению развития Генплана, Управлению внебюджетного планирования развития города, Москомархитектуре, Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы до 01.03.98 сформировать перечни микрорайонов и кварталов, подлежащих комплексной реконструкции, графики разработки эскизных проектов их застройки и представить на утверждение руководителю Комплекса перспективного развития города.
11. Управлению внебюджетного планирования развития города, Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Управлению бюджетного планирования городского заказа, Москомархитектуре совместно с префектами административных округов в 2-месячный срок подготовить предложения по разработке городской программы модернизации 5-этажного жилищного фонда города, не подлежащего сносу, с определением исполнителей, сроков разработки и источников финансирования разработки программы и рассмотреть их на Координационном совете по реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города Москвы.
12. Управлению внебюджетного планирования развития города, Управлению бюджетного планирования городского заказа по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов, Комитетом муниципального жилья:
12.1. В I квартале 1998 года разработать проект положения о внебюджетном фонде реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы для внесения на утверждение Правительства Москвы и Московской городской Думы в порядке, предусмотренном Уставом города Москвы. Предусмотреть во внебюджетном фонде реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы аккумуляцию финансовых средств, в том числе за счет:
12.1.1. Реализации высокоприбыльных проектов на территории всех административных округов с минимальным привлечением ресурсов города.
12.1.2. Выручки (доходов) от строительства эксклюзивных жилых домов по программе "Золотое кольцо Москвы" с учетом предложений корпорации "Конти".
12.1.3. Поэтапного перевода реализации городской программы реконструкции 5-этажной застройки на финансирование из городских источников, в том числе на период 1998-2000 годов в пропорциях, в соответствии с приложением 1.
12.2. Совместно с Москомимуществом, Москомземом, префектами административных округов в течение I квартала 1998 года подготовить предложения в план мероприятий, обеспечивающих поступление финансовых ресурсов во внебюджетный фонд реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы.
13. Москомимуществу, Москомзему совместно с префектами административных округов в 2-месячный срок подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы программу более эффективного использования всех видов городского имущества и получения запланированного дохода, направляемого во внебюджетный фонд реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы.
14. Управлению развития Генплана, префектам административных округов, Москомархитектуре в I квартале 1998 года сформировать программу строительства коммерчески выгодных объектов различного функционального назначения на территории административных округов с учетом их экономической заинтересованности и направлением средств от реализации построенных объектов в городской целевой фонд реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда г.Москвы.
15. Комплексам социальной сферы, перспективного развития города и Департаменту экономической политики и развития г.Москвы при формировании среднесрочной программы на период до 2000 года предусматривать в инвестиционных программах средства на финансирование программы комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда без снижения затрат на строительство социального жилья.
16. Префектам административных округов с учетом пунктов 2, 3, 4 настоящего постановления:
16.1. Обеспечить выполнение программы строительства "стартовых" домов ввода 1998 года в соответствии с заключенными контрактами.
16.2. В 2-месячный срок рассмотреть возможность внесения изменений (дополнений) в заключенные инвестиционные контракты на строительство "стартовых" домов ввода 1999 года с целью увеличения площади, направляемой на переселение.
16.3. Организовать работу по разъяснению политики городских властей и учету мнений и пожеланий населения по предстоящему сносу панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда и строительству нового жилья.
17. Управлению внебюджетного планирования развития города, Москомархитектуре, Москомзему, префектам административных округов в 3-месячный срок провести анализ правовых нормативных актов и распорядительных документов Правительства Москвы, начиная с 1993 года, по предоставлению и резервированию земельных участков под проектирование и строительство объектов при реконструкции 5-этажного жилищного фонда и при необходимости подготовить проект постановления Правительства Москвы по их изменению или отмене в случаях нецелевого использования и нарушения сроков проектных и строительных работ.
18. Префектам административных округов совместно с Комитетом муниципального жилья в I квартале 1998 года скорректировать графики переселения граждан из 5-этажных и ветхих жилых домов на 1997 и последующие годы с учетом ввода "стартовых" домов в 1997 году.
19. Москомархитектуре:
19.1. Обеспечить по заявкам заказчиков, согласованным с префектами административных округов, разработку эскизных проектов застройки по районам комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда (п.10) и иной предпроектной и проектной документации, необходимой для разработки бизнес-планов и отбора инвесторов на конкурсной основе.
19.2. Предусмотреть в составе разрабатываемых эскизных проектов застройки (п.10):
19.2.1. Детализацию схем инженерного обеспечения районов реконструкции в части определения объемов переустройства инженерных сетей и коммуникаций и выбора с минимально возможными для города издержками соотношения централизованных и локальных источников энергоснабжения и теплоснабжения с учетом имеющихся условий по конкретным районам застройки.
19.2.2. Реконструкцию (новое строительство) в существующих кварталах объектов социальной и культурно-бытовой сферы с обеспечением разработки соответствующих проектов типовых решений по реконструкции (новому строительству) детских садов, школ, поликлиник. Сформировать до конца 1998 года по результатам разработки эскизных проектов застройки отдельную программу размещения и строительства объектов социальной, культурной и бытовой инфраструктуры.
19.2.3. Размещение гаражей и автостоянок в соответствии с имеющимися нормами.
19.3. Определить исполнителей по разработке эскизных проектов застройки в соответствии с утвержденным графиком (п.10) на конкурсной основе.
19.4. До конца 1998 года на основе материалов инвентаризации, данных Московского городского бюро технической инвентаризации по микрорайонам и кварталам и разрабатываемых по ним эскизным проектам застройки (п.10) подготовить и представить в Правительство Москвы на утверждение контрольные плановые показатели по объемам сноса панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда для уточнения потребности на период 2001-2005 годов в жилой площади под переселение, с учетом демографических особенностей каждого административного округа.
19.5. Совместно с Комитетом муниципального жилья до 01.03.98 подготовить предложения по организации в течение первого полугодия 1998 года конкурсов с широким привлечением архитекторов и конструкторов по разработке проектов жилых домов для целей переселения, а также проектов модернизации жилых домов, не подлежащих сносу, с максимально возможным использованием мощностей строительного комплекса г.Москвы и утвердить их у руководителей комплексов перспективного развития города и социальной сферы.
20. Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Управлению внебюджетного планирования развития города, Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 139 действие пунктов 20.1, 20.1.1, 20.1.2, 20.1.3 настоящего постановления распространено на проект реконструкции пятиэтажного жилищного фонда в кв.34-35 района Проспект Вернадского
20.1. Предусмотреть в инвестиционной программе на 1998 и последующие годы финансирование разработки предпроектной, проектно-сметной документации и строительства:
20.1.1. Городской инженерной инфраструктуры, внутриквартальных сетей и коммуникаций за счет средств городских источников.
20.1.2. Объектов культурно-бытовой инфраструктуры, исходя из условий п.22 настоящего постановления.
20.2. В месячный срок подготовить проект распоряжения Премьера Правительства Москвы о порядке разделения источников финансирования строительства инженерных коммуникаций и сооружений для объектов, строящихся за счет средств инвесторов по программе сноса 5-этажного и ветхого жилищного фонда на период 1998-2000 годов.
21. Управлению бюджетного планирования городского заказа, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусматривать в инвестиционной программе на 1999 и последующие годы финансирование проектирования и строительства объектов социальной сферы, исходя из условий п.22 настоящего постановления.
22. Установить с 01.01.98 следующий порядок финансирования строительства объектов социальной, культурной и бытовой инфраструктуры города, обеспечивающих ввод в эксплуатацию вновь построенного жилья (п.4):
22.1. При комплексной реконструкции кварталов 5-этажной застройки за счет инвесторов возмещение городу затрат на развитие социальной инфраструктуры не производится.
22.2. При строительстве точечных "стартовых" жилых домов, связанных с программой реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда на основе инвестиционных контрактов, возмещение городу затрат на развитие социальной инфраструктуры осуществляется в порядке, установленном распоряжением Вице-мэра Москвы от 26.03.92 N 159-РВМ "О возмещении затрат на развитие коммунального хозяйства и соцсферы, связанных со строительством жилья" и распоряжением Мэра Москвы от 19.07.95 N 348-РМ "Об уточнении порядка возмещения городу затрат на развитие социальной и инженерной инфраструктуры", исходя из условий заключенного контракта.
23. Москомимуществу, префектам административных округов:
23.1. Совместно с Управлением внебюджетного планирования развития города, Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Управлением бюджетного планирования городского заказа в месячный срок подготовить и представить в Департамент экономической политики и развития г.Москвы программу строительства встроенно-пристроенных помещений в новых жилых домах на 1998-2000 годы (приложение 1), исходя из потребностей административных округов в помещениях эксплуатационного и административного назначения, строящихся за счет средств из городских источников, а также помещений прочего и коммерческого назначения, строящихся за счет средств инвесторов.
23.2. Привлекать инвесторов для строительства намечаемых программой встроенно-пристроенных помещений на предпроектной и проектной стадиях.
24. Комитету муниципального жилья в 2-месячный срок:
24.1. Подготовить предложения по объемам привлечения средств населения на цели реализации программы комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда города через систему городских займов, финансовых обязательств и ипотечного кредитования (в том числе и для городской программы модернизации жилищного фонда, не подлежащего сносу) и мерам по повышению привлекательности у населения этих финансовых инструментов.
24.2. Внести предложения по созданию в структуре комитета специализированного управления, выполняющего функции по координации социальных программ Правительства Москвы, включая расселение жителей из коммунального, 5-этажного и ветхого жилищных фондов, предоставление жилой площади очередникам города по основаниям, установленным Правительством Москвы.
24.3. Поручить создание базы данных 5-этажного и ветхого жилищного фонда, подлежащего расселению и сносу, в рамках Единой информационной системы "Жилище" за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете 1998 года в пределах утвержденных лимитов.
25. В целях более квалифицированного рассмотрения исковых заявлений, связанных с переселением граждан из сносимого жилищного фонда, просить председателя Московского городского суда Корневу З.И. рассмотреть возможность специализации судей, занимающихся рассмотрением данных дел.
26. Управлению внебюджетного планирования развития города, Москомимуществу, префектам административных округов, Государственному унитарному предприятию "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" в месячный срок разработать и представить в Правительство Москвы организационную схему управления реализацией городской программы комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда, включая формирование структурных подразделений в префектурах административных округов, с учетом накопленного опыта и сложившихся механизмов управления реализацией программы.
О задачах ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" по реализации комплексной реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 3 июня 1998 г. N 585-РП
27. Управлению внебюджетного планирования развития города совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Управлением бюджетного планирования городского заказа, Комитетом муниципального жилья, Москомимуществом, Москомземом, Москомархитектурой до 20.02.98 подготовить и представить на утверждение Премьера Правительства Москвы план организационного обеспечения выполнения настоящего постановления, назначить лиц, ответственных за реализацию утвержденного плана.
28. Департаментам, управлениям и комитетам Правительства Москвы совместно с префектами административных округов обеспечить разработку и представление на утверждение Правительства Москвы и Московской городской Думы проектов законов и нормативных актов города Москвы, связанных с реализацией комплексной реконструкции 5-этажного и ветхого жилищного фонда города (приложение 3).
29. Считать утратившими силу постановления Правительства Москвы от 15.08.95 N 700 "О реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения", от 24.10.95 N 876 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года" и от 08.10.96 N 844 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции объектов массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года" в связи с выходом настоящего постановления.
30. Рассмотреть на заседании Правительства Москвы ход выполнения настоящего постановления по итогам 1998 года.
31. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и Ресина В.И. по принадлежности.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 20 января 1998 г. N 48 "О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", апрель 1998 г., N 7
Постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2021 г. N 2237-ПП настоящий документ признан утратившим силу с 30 декабря 2021 г.
Настоящий документ снят с контроля