Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 211
"Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу"
6 февраля 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 настоящее постановление признано утратившим силу
См. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное вышеназванным постановлением
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 66 в настоящее Положение внесены изменения
См. текст Положения в предыдущей редакции
Положение
о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 211)
6 февраля 2003 г.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации
I. Общие положения
1. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
2. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу подотчетен Министерству финансов Российской Федерации и ежегодно представляет в Министерство отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации доклад о мерах, принятых для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
3. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе международными.
О порядке взаимодействия органов прокуратуры с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 28 февраля 2003 г. N 12/20
См. Соглашение о сотрудничестве Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу от 2 марта 2004 г. N БГ-16-06/66/01-1-15/3
II. Основные задачи
5. Основными задачами Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу являются:
1) сбор, обработка и анализ в установленном порядке информации, документов, сведений и иных материалов (далее именуется - информация) об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
О представлении информации в КФМ РФ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом см. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245
2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма;
4) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5) представление в установленном порядке Российской Федерации в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
III. Основные функции
6. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) осуществляет в установленном порядке проверку полученной информации;
3) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма;
См. Критерии выявления и признаки необычных сделок, рекомендованные Указанием ЦБР от 28 ноября 2001 г. N 137-Т
См. основные признаки подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны Банка операций, определенные в письме ЦБР от 3 июля 1997 г. N 479
См. рекомендуемые критерии выявления необычных сделок, перечень признаков необычных сделок, а также критерии оценки риска совершения клиентом организации операций, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом КФМ РФ от 11 августа 2003 г. N 104
4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма;
6) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
8) организует формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
9) направляет в правоохранительные органы по их запросам необходимую информацию в соответствии с федеральными законами;
10) осуществляет взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
11) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;
12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
13) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании информации, получаемой от федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
14) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи;
15) изучает международные опыт и практику противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
16) проводит мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
17) участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
18) участвует в установленном порядке в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
19) участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер, направленных на противодействие незаконным формам вывоза и ввоза капитала;
20) осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
IV. Полномочия
7. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу для выполнения своих задач и функций имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию (за исключением информации о частной жизни граждан) по вопросам, относящимся к ведению Комитета;
См. Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 425
2) запрашивать в установленном порядке у организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для осуществления своих функций;
3) проверять в соответствии с законодательством Российской Федерации полученную информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получать необходимые разъяснения по представленной информации;
4) направлять информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы Российской Федерации в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма, а также по запросам этих органов в соответствии с федеральными законами;
5) определять в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок формирования федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
6) обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении и привлекать к ответственности в установленном порядке лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Согласно письму ЦБР от 11 августа 2003 г. N 117-Т меры принуждения к кредитным организациям за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, применяются Банком России
7) издавать в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица;
См. Положение об издании КФМ РФ постановления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, утвержденное приказом КФМ РФ от 16 июня 2003 г. N 72
8) создавать в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные органы для рассмотрения вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
9) осуществлять в установленном порядке и в пределах своей компетенции взаимодействие с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;
10) запрашивать у компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации информацию, необходимую для решения возложенных на Комитет задач в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
11) представлять компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе соответствующую информацию в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в случае если представляемая информация не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации;
12) участвовать в подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
13) участвовать в установленном порядке в приеме иностранных делегаций, прибывающих в Российскую Федерацию, в работе делегаций Российской Федерации, направляемых в иностранные государства, направлять в иностранные государства делегации для рассмотрения вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
14) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;
15) образовывать в пределах своей компетенции научно-консультативные и экспертные советы, положения о которых и состав которых утверждаются председателем Комитета;
16) разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции методические материалы, программы и рекомендации;
17) привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
18) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы;
19) учреждать в установленном порядке печатные издания;
20) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград;
21) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Организация деятельности
8. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу возглавляет председатель. Обязанности председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу исполняет первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Председатель Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций.
Председатель Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей председателя Комитета устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Председатель Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу:
1) распределяет обязанности между своими заместителями;
2) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Комитета;
4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Комитета, а также руководителей территориальных органов Комитета;
5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Комитете;
6) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
7) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Комитета в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата и территориальных органов Комитета, а также находящихся в ведении Комитета организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата и территориальных органов Комитета, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.
Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комитета.
Коллегия рассматривает вопросы, касающиеся принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ведения федеральной базы данных, международного сотрудничества, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Комитета.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами председателя Комитета.
В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
12. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - КФМ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Комитет подотчетен Минфину РФ.
КФМ России контролирует выполнение юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля. Комитет выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. При наличии достаточных оснований комитет направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
КФМ России и его территориальные органы уполномочены запрашивать у организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для осуществления своих функций.
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 апреля 2002 г. N 64, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2002 г. N 14 ст. 1311
Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 66