Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 г. N 467-ПП
Стратегия
по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве до 2008 года
Экономическая и социальная политика Правительства Москвы обеспечивает сохранение благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, создает условия защиты прав собственности, свободного движения товаров.
Все это позволяет в условиях свободного ценообразования обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, увеличивать потребление основных продуктов питания на душу населения.
Вместе с тем наметившиеся устойчивые тенденции развития потребительского рынка и услуг свидетельствуют о необходимости формирования определенной ценовой политики и в этом секторе городского хозяйства в соответствии с правовыми основами Российской Федерации, а также создания действенных инструментов косвенного влияния на инфляционные процессы, увеличение налоговых поступлений, оптимизацию ценовых соотношений на товары различных поставщиков, улучшение благосостояния москвичей.
Целью стратегии по сдерживанию роста цен на товары и услуги в Москве является создание системы участия Правительства Москвы в выявлении и устранении факторов, повышающих уровень розничных цен на товары и услуги, обеспечение повышения экономики городского хозяйства и социальной защиты граждан.
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве" права органов исполнительной власти субъектов Федерации по регулированию ценообразования были увязаны с бюджетными возможностями регионов, а перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, значительно сокращен.
Однако сокращение сферы прямого регулирования цен не означает отказа от проведения мер активной ценовой политики. Для проведения такой политики Правительство Москвы совершенствует имеющиеся механизмы и создает Систему, используя методы косвенного воздействия - упорядочение рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли, обеспечение режима конкуренции, совершенствование товаропроводящей сети, развитие сетевой торговли, уменьшение доли неорганизованного рынка и др.
Прямое регулирование цен определено Концепцией ценовой политики на территории г.Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893. Она определяет сохранение регулирования цен на ограниченный круг товаров и услуг социальной значимости, оплата которых производится за счет городского бюджета и иных привлеченных городских финансовых ресурсов. В области потребительского рынка и услуг это регулирование размеров наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях, вузах, установление цен и тарифов на ритуальные услуги. Цены на эти товары и услуги подлежат контролю со стороны Правительства Москвы и прямому регулированию в зависимости от состояния экономики и создания нормальных, экономически эффективных условий работы предприятий.
Ключевыми нормативными документами, на которых базируется и ведется работа по прямому регулированию цен на уровне города, являются Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года N 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии" и постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в г.Москве".
О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен см. Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 5
Закон устанавливает права и ответственность органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, а также цен и тарифов субъектов естественной монополии, признанных таковыми законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Закон определяет права и ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и некоммерческих организаций за нарушение порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, включая субъектов естественных монополий.
Принимая во внимание сокращение директивных методов воздействия на цены, Правительство Москвы отдает преимущество мерам косвенного воздействия на отношения в сфере производства товаров, оптовой, розничной торговли и услуг, направленных на формирование цен.
За 1999 - 2001 годы после финансового кризиса был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на социальную поддержку граждан, уменьшение цен на товары и услуги. Среди них: постановления Правительства Москвы об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны, о мерах по развитию сети продовольственных магазинов "Овощи - фрукты - продукты", Программа развития торговли и общественного питания в г.Москве до 2001 года, Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 2001 - 2003 гг., о мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 гг.
Сфера ценообразования является одной из системообразующих в условиях рыночной экономики и экономического развития в целом. Однако в России отсутствует единый скоординированный подход к ценовой политике государства, имеющиеся законодательные и нормативные акты не обеспечивают проведение единой государственной политики цен, отсутствует единый федеральный орган ценового регулирования.
Вместе с тем ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики, цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой предприниматели ориентируются на рынке. Состояние экономики отраслей потребительского рынка и услуг и экономики города в значительной мере зависит от спроса и предложения, а также факторов прямо или косвенно влияющих на рост цен.
К прямым факторам относятся:
- стоимость сырья и материалов при производстве товаров;
- доходы, которыми располагает покупатель;
- тенденция преобладания товара по источникам поступления (импортные, отечественные);
- меры по реальному укреплению рубля;
- реальные, приемлемые условия банковских кредитов, предоставляемых как производителям, так и продавцам товаров;
- динамика инвестиций в основной капитал торговли, общественного питания и бытовых услуг;
- изменения на рынке труда.
Косвенными факторами, влияющими на рост потребительских цен, являются:
- существующая система, обеспечивающая продвижение товара от производителя к потребителю;
- состояние информации о том, что продавцы хотят и могут продать, а покупатели хотят и могут купить;
- количество товаров на рынке отечественных товаропроизводителей;
- число предприятий-продавцов на рынке;
- наличие товаров-заменителей, более дешевых, но потребительски относительно равноценных;
- состояние развития и применения новейших технологий в методах продажи товаров и оказания услуг;
- наличие и достаточность мер поддержки предпринимательской деятельности со стороны государственных структур, включая развитие социально-ориентированного бизнеса.
Учитывая это, Правительство Москвы считает необходимым в 2002-2008 годах в рамках создаваемой Системы оказать возможное влияние на сдерживание необоснованного роста цен на товары и услуги в г.Москве.
1. Правовые предложения
Ключевой вопрос ценообразования - это нормативно-правовые документы. Некоторые положения из них или не работают, или способствуют повышению цен. Предлагается обосновать и направить в установленном порядке изменения в статью 40 Налогового кодекса Российской Федерации, к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в Указание Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".
2. Совершенствование и повышение эффективности работы оптового звена на товарном рынке г.Москвы
Имеется в виду не столько увеличение числа оптовых предприятий, сколько проведение качественных структурных преобразований, создание из числа 2,5 тысяч действующих крупных структур современных типов оптовых фирм.
В настоящее время абсолютное большинство оптовых предприятий Москвы являются небольшими компаниями-посредниками численностью до 17 человек и площадью складских помещений 263 кв.м. Они выполняют одну функцию по закупке минимальных партий товаров у производителей и доставке их в розницу. Ими не производится накопление товарных запасов, подбор ассортиментных наборов и кредитование поставок.
Продолжение такой практики ставит под угрозу надежность обеспечения столицы товарами и услугами и создает необходимость формирования оптовой торговой системы на принципе двухуровневого подхода, то есть товаропроизводитель должен быть заинтересован в выборе наименьшего канала продвижения на рынок своей продукции.
Структура оптового звена должна быть представлена тремя основными видами:
- специализированными оптовыми предприятиями, осуществляющими полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
- посредническими оптовыми структурами, не использующими в своей деятельности прав собственности на товар (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, комиссионеры и т.д.);
- организаторами оптового оборота, не работающими с товаром, но оказывающими услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, биржи, аукционы, оптовые рынки).
3. Создание конкурентной среды при продаже товаров и оказании услуг в радиусе 500-метровой пешеходной доступности
Современная тенденция развития розничной торговли и общественного питания показывает на недопустимость дальнейшего преобладания внемагазинных форм продажи товаров над магазинными.
По оценкам Мосгоркомстата около 30% оборота г.Москвы реализуется на основе внемагазинных форм продажи, что влечет за собой вполне определенные негативные последствия.
Стратегия по сдерживанию роста цен на товары и услуги нацеливает на прямо противоположную направленность и ориентирует на развитие организованных форм торговли, питания и бытовых услуг, создание комфортности проживания, отвлечение покупателей от неорганизованного рынка товаров и услуг. Реализацию стратегии целесообразно начать с Южного административного округа, на территории которого отмечается более высокий уровень цен на основные виды продовольственных товаров.
Предполагается создание так называемых "удобных магазинов" и других предприятий местного значения, расположенных в 5-7-минутной пешеходной доступности и торгующих необходимым ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
См. Порядок создания и размещения сети предприятий потребительского рынка и услуг повседневного спроса шаговой (пешеходной) доступности в г. Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 865-ПП
Предприятия, ориентированные на конкретную зону торгового и бытового обслуживания формируют цены на основе спроса, предложения и конкурентной среды в данном районе.
4. Усиление влияния в Москве на уровень цен товаров, поставляемых по межрегиональным связям
В целях сдерживания роста цен предлагается:
- в рамках договоров и соглашений по межрегиональным связям, а также имеющейся информации о номенклатуре и объемах поставок товаров и услуг из регионов России через Межрегиональные маркетинговые центры (ММЦ) создать практику продвижения этих товаров на московский рынок;
- организовать во второй половине 2002 года на базе Московской международной продовольственной биржи в Северо-Восточном административном округе торги по оптовой продаже на 2003 год однородных продовольственных товаров и сельхозпродукции российских и московских производителей в целях дальнейшего распространения такого опыта и создания конкурентной ценовой среды;
- подготовить и внедрить конкурсные условия участия ныне действующих оптовых баз в их переориентации с функций только арендодателей на специализированные или универсальные оптовые предприятия преимущественно для малого бизнеса с предоставлением им широкого набора оптовых услуг и применением безналичных платежей.
В 2002 году приступить к формированию такой практики на базе ООО "Продснаб" Западного административного округа.
5. Формирование инфраструктуры предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг для обслуживания социально незащищенных категорий граждан с применением "Социальной карты москвича"
Предлагается в 2002-2008 годах сформировать в каждом районе не менее 5-7 предприятий торговли для обслуживания социально незащищенных категорий граждан с применением "Социальной карты москвича". Ввести в эту систему предприятия общественного питания и бытовых услуг. В 2002 году продолжить обслуживание участников и инвалидов Великой Отечественной войны в предприятиях потребительского рынка с предоставлением скидок на товары до 10% и внедрением "Социальной карты москвича". В последующие годы включить в такую систему остальные категории социально незащищенных граждан. Снижение цен и гарантии качества товаров позволят переместить покупательский спрос с рынков и мелкорозничной сети на стационарную торговлю, возрастут товарооборот и доходы бюджета.
6. Введение практики использования переговорных процессов в рамках межотраслевых коллективных и трехсторонних соглашений
Предлагается на основе многосторонних соглашений между предприятиями, профсоюзами и Правительством Москвы при помощи постоянных переговоров между производителями и потребителями и посредничестве Правительства Москвы воздействовать на уровень цен, зарплату и затраты предприятий, ограничивать возможности монопольного влияния на уровень цен.
7. Организация мониторинга цен и конъюнктуры рынка на товары и услуги с использованием информационных технологий
Предполагается совершенствовать систему наблюдения за ценами и конъюнктурой рынка на потребительском рынке товаров и услуг г.Москвы с использованием новых информационных технологий.
Планируется подготовить проект типового соглашения о взаимной заинтересованности структур Правительства Москвы и предпринимателей в предоставлении и пользовании информацией, вхождении на определенных условиях в информационную систему по состоянию цен и конъюнктуры потребительского рынка.
Восстановление репрезентативной информации на потребительском рынке товаров и услуг, характеризующей наличие и развитие торговых систем, отдельных предприятий, уровня цен, состояния конъюнктуры рынка, должно стать действенным и постоянным инструментом для принятия управленческих решений и регулирования рынка косвенными средствами.
8. Содействие развитию сетевой торговли, созданию различных форм объединений предпринимателей
На смену разъединительным тенденциям, порожденным ошибочной стратегией приватизации, формируются предпосылки развития интегрированных торговых структур.
Побуждающим мотивом к интеграции являются необходимость усиления конкуренции, обострение проблем реализации товаров, многочисленные трудности на пути движения товара от поставщиков к потребителям.
Интеграционные процессы будут проходить на фоне добровольного объединения предприятий в различные торговые структуры в оптовом, розничном звеньях, включая общественное питание.
Именно согласование закупочно-сбытовой политики и централизации функций товароснабжения в таких объединениях позволит снижать уровень розничных цен.
9. Формирование эффективных каналов товародвижения московских товаропроизводителей
Имеется в виду исключение возможности увеличения поставок ряда товаров, завышающих общий уровень цен, защита и поддержка отечественного товаропроизводителя.
Представляется целесообразным в целях снижения издержек по доставке и реализации товаров, уменьшения числа посредников оказать содействие в создании холдинговой компании "Московская промышленность" как торгового оператора по реализации товаров московских товаропроизводителей.
Ожидаемые результаты
Реализация предполагаемой стратегии должна приблизить увеличение цен в соответствии со среднегодовым ростом курса рубля. Розничный товарооборот возрастет к 2008 году как минимум на 47%, из них за счет цен - на 30%.
Налоговые поступления увеличатся на 65% и составят к концу 2008 года 27% к общему бюджету города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 18 июня 2002 г. N 467-ПП "О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.