Решение Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г. N ГКПИ01-1754
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N КАС02-134 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании 17 января 2002 г. гражданское дело по заявлению К.С.В. о признании частично недействительным § 6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР от 1 октября 1964 г.
Заслушав объяснения представителей Министерства путей сообщения Российской Федерации К.Н.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Ч.Т.Ю., Верховный Суд Российской Федерации установил:
К.С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным § 6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР от 1 октября 1964 г., ссылаясь на то, что в этом параграфе действующего нормативного правового акта министерства содержится норма, позволяющая Департаменту пассажирских сообщений МПС Российской Федерации разрешать изменение сроков продажи проездных документов на проезд в прямом сообщении железнодорожным транспортом. По мнению заявителя, эта норма противоречит нормам федерального законодательства и нарушает его права как потребителя услуг Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Заявитель К.С.В. в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Генеральная прокуратура РФ о месте и времени судебного разбирательства извещена, обеспечить участие в деле своего представителя не смогла.
Представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации заявление К.С.В. не признала и просит оставить его без удовлетворения.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в суде пояснил, что обжалуемый заявителем нормативный правовой акт принят МПС СССР в 1964 г., регистрацию в Министерстве юстиции РФ не проходил, в связи с чем дать заключение по его содержанию министерство не может.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения заинтересованных лиц, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных К.С.В. требований не находит.
Из заявления К.С.В. усматривается, что заявителем обжалуется не весь приказ МПС СССР от 01.10.64 г. об утверждении "Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), а лишь те положения его § 6, которыми предусмотрено, что
- сроки продаж проездных документов на проезд в прямом сообщении могут быть изменены только с разрешения Департамента пассажирских сообщений МПС РФ;
- продажа проездных документов на обратный выезд осуществляется с пунктов формирования или оборота состава.
По мнению К.С.В., указанные нормы § 6 Тарифного руководства N 5 противоречат ст.ст. 9, 90, 92 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации; а также п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 790 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Эти доводы обоснованными быть признаны не могут.
Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 848 предусмотрено, что МПС РФ является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта. Одной из основных задач МПС РФ является организация работы по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на федеральном железнодорожном транспорте.
МПС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
организует оперативное управление перевозочным процессом;
организует разработку и утверждение графика движения поездов по сети железных дорог, плана, формирования поездов; регулирует в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначения пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах;
разрабатывает правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции МПС России.
В соответствии со статьей 9 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом во внутренним сообщении осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются уставом железных дорог Российской Федерации, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
В пункте 15 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 277, установлено, что порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования определяются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Статьей 144 "Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" (Федеральный закон от 8 января 1998 года N 2-ФЗ), предусмотрено, что изданные до введения в действия настоящего Устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Уставу должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.
Аналогичное положение содержится в п. 2 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации: "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".
Таким образом, законодательством Российской Федерации управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте отнесено к компетенции МПС России, которое по этим вопросам вправе принимать нормативные правовые акты, в том числе по вопросам организации продажи проездных документов.
Положения § 6 Тарифного руководства N 5, устанавливающие что сроки продажи проездных документов на проезд в прямом сообщении могут быть изменены только с разрешения Департамента пассажирских сообщений МПС России; что продажа проездных документов на обратный выезд осуществляется с пунктов формирования или оборота составов, регулируют вопросы управления процессом перевозки пассажиров и позволяют МПС России осуществлять функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации, такие как:
организация оперативного управления перевозочным процессом;
организация разработки и утверждения графика движения поездов по сети железных дорог, плана формирования поездов;
регулирование в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначения пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах и другие функции.
Вследствие технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта положения § 6 Тарифного руководства N 5 направлены на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта, которую обеспечивает МПС России, как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения § 6 Тарифного руководства N 5 противоречат ст.ст. 9, 90, 92 Транспортного устава железных дорог РФ, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 790 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" обоснованными быть признаны не могут по следующим основаниям.
Статьей 9 Транспортного устава железных дорог РФ предусмотрено, что железные дороги осуществляют перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между всеми железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
Железные дороги осуществляют перевозку пассажиров между всеми открытыми для перевозок железнодорожными станциями.
Таким образов в обжалуемых нормах не содержится запрета на осуществление перевозок между открытыми железнодорожными станциями.
Статьей 90 Транспортного устава железных дорог РФ предусмотрено, что по договору перевозки железная дорога обязана перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест. Железная дорога обязана оформить выдачу проездных документов при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций.
Обжалуемые положения не содержат в себе запрета на перевозку пассажиров. На железнодорожных станциях, через которые следуют проходящие поезда, при наличии свободных мест в поездах, также осуществляется продажа билетов.
Статьей 92 Транспортного устава железных дорог РФ предусмотрено, что пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Не на всех железнодорожных станциях есть централизованная продажа проездных документов (т.е. есть ручная и автоматизированная система проездных документов). Обжалуемые положения не ограничивают право пассажира приобретать билеты в любой поезд и любой вагон до указанной им железнодорожной станции. При наличии свободных мест билет должен быть оформлен. Из-за технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта билет "обратно" с проходящей станции может быть приобретен только на этой станции.
Статьей 790 ГК РФ предусмотрено, что плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.
Обжалуемые положения не регулируют вопросы оплаты перевозок пассажиров, в связи с чем противоречить ст. 790 ГК РФ не могут.
Доводы К.С.В. о том, что одностороннее изменение МПС РФ сроков продажи железнодорожных билетов нарушает или может в будущем нарушить права потребителей, также не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых норм Тарифного руководства N 5.
Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства предусмотрена для тех случаев, когда обязательство вытекает из гражданско-правового договора, в котором имеются по крайней мере две стороны. Применительно к данному делу ни о каком одностороннем отказе МПС РФ от исполнения обязательства речи быть не может потому, что гражданско-правовой договор по поводу сроков продажи железнодорожных билетов ни с кем не заключается. Отношения, возникающие по поводу организации процесса реализации билетов для проезда на железнодорожном транспорте, являются административными, а не гражданско-правовыми, в связи с чем нормы гражданского законодательства к этим отношениям применены быть не могут в силу прямого указания на это в ч. 3 ст. 2 ГК РФ.
Оспариваемы К.С.В. правовые нормы приняты в пределах компетенции Министерства путей сообщения; их реализация не противоречит федеральному законодательству, регламентирующему организацию управления железнодорожным транспортом, и установленные законом права граждан не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К.С.В. о признании частично недействительным § 6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство N 5), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР от 1 октября 1964 г., оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г. N ГКПИ01-1754
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N КАС02-134 настоящее решение оставлено без изменения