Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Письму ЦБР
от 2 февраля 1999 г. N 45-Т
Ответы (заключения) на вопросы (предложения) территориальных учреждений Банка России, возникающих в практике работы по организации банковского санирования, отзыву лицензий на осуществление банковских операций и контролю за ликвидацией кредитных организаций
N п/п |
Вопрос (предложение) |
Ответ (заключение) |
1. |
Имеется ли противоречие между Инструкцией Банка России от 01.10.97 N 1, в которой значение норматива текущей ликвидности (Н3) определено в пределах не ниже 50% и Указаниями от 13.11.97 N 18-У, в которых в разделе "Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации" |
Установление экономических нормативов ликвидности не исключает осуществление, в случае необходимости, более детального анализа балансов кредитных организаций в целях оценки состояния расчетов и соблюдения банками платежной дисциплины. Например, конкретные задачи анализа расчетов проблемных организаций определены Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитных организаций (от 13.11.97 N 18-У); а для оперативной оценки соблюдения кредитными организациями платежной дисциплины и оценки способности банка своевременно осуществлять расчеты направлены указания Банка России от 16.09.98 N 227-T. |
2. |
Какие векселя следует относить к категории "имеющие неизвестную платежеспособность" (пункт 10 Приложения N 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации" Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У) |
Оценка стоимости учтенных банком векселей осуществляется идентично расчету оценочной стоимости ссудного портфеля. Руководствуясь п.2.8.3. Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а, учтенные векселя по своим признакам не подпадающие в число указанных в этом пункте, следует относить к безнадежным. К этой категории относятся и векселя организаций, имеющих неизвестную платежеспособность, т.е., когда оценка стоимости векселей невозможна из-за отсутствия отчетных балансов и другой необходимой информации о финансовом состоянии плательщика. |
3. |
Каким образом оценивается возможность взыскания прочей дебиторской задолженности (пункт 11 Приложения N 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации" Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У). |
Оценка дебиторской задолженности должна базироваться на информации, имеющейся в кредитной организации, о характере и причинах образования дебиторской задолженности, ее длительности, принятых мерах ко взысканию, о вероятности погашения с учетом имущественного положения дебиторов. Дебиторская задолженность может рассматриваться как безнадежная, в частности, при наличии: - документов, свидетельствующих об отсутствии возможности для взыскания дебиторской задолженности (статьи 416 - 418 ГК РФ, например, свидетельство о смерти гражданина- должника); - надписи судебного пристава-исполнителя на исполнительном листе о невозможности взыскания долга; - документа, подтверждающего ликвидацию должника (выписка об исключении юридического лица из Единого государственного реестра, определение суда о завершении конкурсного производства должника). Кроме того, в составе дебиторской задолженности необходимо выявить расходы, подлежащие учету по другим статьям бухгалтерского учета и являющиеся потенциальными убытками (расходы на содержание аппарата управления, другие расходы банка, капитальные затраты). |
4. |
Предлагается ввести запрет на выход участников банка на период санации; законодательно определить материальную ответственность участников банка за проведение ими рискованной политики, повлекшей ухудшение финансового состояния банка и реальную угрозу кредиторам и вкладчикам.
|
В настоящее время существует ряд законодательных норм, регулирующих ответственность участников юридического лица. В частности, это часть вторая пункта 3 статьи 56 ГК РФ, статья 71 и пункт 2 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах", статья 44 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В то же время практика свидетельствует о том, что данные нормы применяются крайне неэффективно. В этой связи в настоящее время Банк России подготовил предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство, устанавливающие четкие критерии и меры, применяемые к участникам кредитных организаций, чьи действия способствовали или привели к банкротству кредитной организации. Что касается запрета на выход участников из состава банка, то данное ограничение желательно ввести по отношению к сделкам, в которых приобретающей стороной является сама кредитная организация (данное предложение будет учтено при доработке существующих законопроектов). Относительно продажи акций (долей) третьим лицам, то данный запрет будет препятствовать смене неэффективных собственников. |
5. |
Какими полномочиями обладает экспертная группа, направляемая территориальным учреждением Банка России в кредитную организацию, имеющую признаки проблемности. |
Полномочия территориального учреждения при осуществлении проверок кредитных организаций устанавливаются в пределах компетенции, определяемой федеральными законами и нормативными актами Банка России. В частности, Положением "О территориальном учреждении Банка России" от 29.07.98 N 46-П (статья 15, пункт 4) предусмотрено проведение проверок в проблемных кредитных организациях в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости, а также определения возможности реализации активов, составления планов финансового оздоровления кредитных организаций и контроля за их реализацией, определения состояния и сохранности документов в указанных кредитных организациях; организация и проведение работы, связанной с оценкой возможностей и определением способов финансового оздоровления и внесение на утверждение в Банк России предложения о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций. В случае, если в задание экспертной группы будет включен более обширный перечень полномочий, чем это установлено законом, то их можно предусмотреть в соглашении между Банком России и соответствующей кредитной организацией (типовую форму соглашения можно получить в Департаменте по организации банковского санирования). |
6. |
В настоящее время кредитные организации могут иметь три значения уставного капитала: уставный капитал, зарегистрированный по отчету об итогах выпуска ценных бумаг, уставный капитал, зарегистрированный в уставе, фактически оплаченный уставный капитал. О каком значении уставного капитала идет речь в Указании Банка России от 01.06.98 N 245-У. |
Следует сопоставлять величины достигнутого кредитной организацией уровня собственных средств (капитала) по состоянию на начало финансового года (01.01.98, 01 01.99 и т.п.) и зарегистрированного в уставе кредитной организации уставного капитала. |
О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У
7. |
По отчету на начало года у кредитной организации сложилась прибыль при значении собственных средств выше зарегистрированного уставного капитала, по результатам аудиторской проверки внесены изменения в отчетность и финансовый результат - убыток, значение капитала при пересчете снизилось ниже зарегистрированного уставного капитала. Какие требования предъявляются в данном случае. |
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью") достоверность годовой отчетности кредитной организации в обязательном порядке подтверждается аудитором (аудиторской компанией). В случаях установления аудитором (аудиторской компанией) недостоверности отчетных данных кредитная организация (территориальное учреждение Банка России) должна сопоставлять величину собственных средств (капитала) на начало финансового года (01.01.98, 01.01.99 и т.п.), подтвержденную аудитором (аудиторской компанией), и зарегистрированный в уставе кредитной организации уставный капитал. |
8. |
При отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банка должны последовательно применяться все меры, предусмотренные статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", или для отзыва лицензии достаточно неоднократного, в течение одного года, применения отдельных мер воздействия, предусмотренных этой статьей. |
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций при наличии хотя бы одного основания, предусмотренного частью 1 ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". При этом, неоднократное применение мер воздействия, предусмотренных ст.75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", является обязательным условием только при отзыве у кредитной организации лицензии в соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Выбор мер воздействия определяется в каждом конкретном случае с учетом характера допущенных нарушений независимо от последовательности, в какой они перечислены в статье 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Подтверждением этому являются изменения, внесенные в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 31.07.98 N 151 (статья 1, пункт 3, подпункты 2 и 3). |
См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
9. |
Как минимизировать риск признания приказов Банка России об отзыве лицензий на осуществление банковских операций недействительными. |
Практические рекомендации по данному вопросу отражены в письме Банка России от 10.03.98 N 73-Т ДСП "О совершенствовании работы по подготовке материалов об отзыве лицензий на осуществление банковских операций". |
10. |
Какими законодательными и нормативными актами определяется вид и мера ответственности руководителя и главного бухгалтера кредитной организации, у которой отозвана лицензия, а после создания ликвидационной комиссии или назначения конкурсного управляющего - руководителя ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего), за недостоверность отчетности, представляемой в Банк России. |
Статья 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусматривает, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерского учета и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности. Кроме того, действующим законодательством установлена уголовная ответственность руководителей и собственников организаций-должников за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство, сокрытие, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов (статьи 195 - 197 УК РФ). В проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрены меры Банка России, применяемые к арбитражным управляющим в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей. |
11. |
В случае ликвидации кредитной организации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" целесообразно проводить правоохранительными органами специальное расследование по вопросу, не является ли банкротство преднамеренным либо фиктивным. |
В соответствии со ст.109 УПК РСФСР возбуждение уголовного дела возможно по любым материалам, дающим основания полагать, что было совершено преступление. Такими материалами могут быть заявления и объяснения должностных лиц предприятий и организаций, платежные документы юридических лиц. Как правило, эти материалы предоставляют заинтересованные в возбуждении уголовного дела организации по собственной инициативе и они являются достаточными для этого процессуального действия. При наличии достаточных оснований, позволяющих предполагать о наличии признаков уголовно наказуемого деяния, к которым относится фиктивное или преднамеренное банкротство кредитной организации, Банк России должен информировать прокуратуру и Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. |
12. |
Какие меры должны принимать учреждения Банка России в целях защиты кредиторов в период после направления пакета документов в Банк России на отзыв у кредитной организации лицензии и до получения приказа, если кредитной организацией проводится удовлетворение требований отдельных кредиторов в ущерб их основной массе. В результате к моменту отзыва лицензии, как правило, у кредитной организации не остается качественных активов. |
Территориальные учреждения Банка России обязаны обеспечить действенный контроль за соблюдением в этот период кредитной организацией правил ведения бухгалтерского учета и осуществления расчетов. В этих целях в кредитную организацию следует направить инспекторскую проверку, либо экспертную группу. После назначения конкурсного управляющего, он может предъявить иски о расторжении заключенных договоров и сделок и признания их недействительными в соответствии со ст.101 (часть 4) Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Одновременно при наличии указанных фактов территориальное учреждение должно срочно направить в Банк России ходатайство об ускорении рассмотрения вопроса об отзыве лицензии у соответствующей кредитной организации. |
13. |
Обязаны ли ликвидационные комиссии банков производить доначисление процентов по вкладам физических лиц от момента отзыва лицензии до открытия конкурсного производства (статья 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), учитывая, что в соответствии с Положением Банка России от 02.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организациях в Российской Федерации" после получения приказа Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации прекращаются все приходные и расходные операции по балансовым и внебалансовым счетам, кроме операций, предусмотренных пунктами 2.1, 5, 6 указанного Положения. |
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 31.07.98) с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций: |
|
|
- срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим; |
- прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации. | ||
14. |
Какие действия должны быть предприняты территориальным учреждением Банка России в случае: 1) невыполнения учредителями банка возложенных на них арбитражным судом обязанностей по ликвидации банка, в том числе в случае отказа учредителей и кредиторов участвовать в заключительном собрании по утверждению отчета и ликвидационного баланса в случае добровольного объявления о банкротстве; 2) досрочного прекращения исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей по банку-банкроту, ликвидируемому с согласия и под контролем кредиторов, при отсутствии средств на содержание ликвидационной комиссии и невозможности создания ликвидационной комиссии в другом составе. |
1) В случае неисполнения учредителями кредитной организации решения суда о ее ликвидации, территориальное учреждение Банка России, являющееся истцом по делу о принудительной ликвидации кредитной организации, обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением о назначении ликвидатора (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.96 N 6/8). |
|
|
2) При досрочном прекращении исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим территориальное учреждение Банка России должны обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ. |
15. |
С какого момента по ликвидируемым банкам прекращается начисление. процентов по ссудной задолженности банку. |
Проценты по выданным банком ссудам начисляются до момента исполнения обязательств в соответствии с условиями договоров, заключенных между банком и заемщиками. Учет непогашенных (просроченных) процентов ведется внесистемно. |
16. |
Предлагается в целях наиболее полного сохранения конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований вкладчиков и кредиторов, контроль за расходованием средств по корреспондентскому счету ликвидационной комиссии возложить на структурные подразделения ЦБ (ГУ и РКЦ). |
Предложение заслуживает внимания, однако Банк России не вправе осуществлять текущий контроль по операциям корреспондентского счета ликвидационной комиссии. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" наделяет кредиторов широкими полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью конкурсных управляющих, в том числе за расходованием ими конкурсной массы. |
17. |
Необходимо разработать механизм контроля за деятельностью конкурсных управляющих и установить их ответственность за проведение ликвидации, в т.ч. при уклонении их от проведения и завершения ликвидационных процедур, т.к. на практике их деятельность практически не контролируется.
|
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" содержит правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления собранием (комитетом) кредиторов и арбитражным судом контроля за деятельностью конкурсного управляющего. Так, статья 21 предусматривает ответственность конкурсного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него в соответствии с законом обязанностей. Кроме того, статьями 19 и 185 определено, что конкурсный управляющий действует на основании лицензии (до 01.03.99 - аттестата специалиста по антикризисному управлению), выдаваемой Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" указывается на необходимость выдачи конкурсным управляющим кредитных организаций аттестатов Банком России. |
18. |
Кто правомочен утверждать промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс в случае ликвидации кредитной организации в порядке конкурсного производства. |
Утверждение промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса при конкурсном производстве законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должников и их имуществе, а после завершения расчетов с кредиторами - в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (статьи 115 и 117 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрено, что промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются и представляются в Банк России в соответствии с нормативными актами Банка России. |
19. |
Должно ли отражаться в промежуточном балансе банка имущество (например, векселя Минфина), если его в наличии нет (утеряно или похищено), а документы, подтверждающие его получение банком, имеются. |
В соответствии с Указанием Банка России от 19.12.97 N 85-У "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса кредитных организаций и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России" при составлении промежуточного ликвидационного баланса проводится инвентаризация имущества кредитных организаций. При выявлении фактов его недостачи или отсутствия конкурсный управляющий (ликвидационная комиссия) принимает меры по поиску утраченного имущества и истребованию его из чужого незаконного владения. При невозможности получения имущество списывается на убытки на основании подтверждающих документов (в случае хищения - справка из органов внутренних дел, и т.п.). |
20. |
После опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" информации о ликвидации кредитной организации в связи с ее банкротством и о приеме претензий от кредиторов банка в течение двух месяцев допустимо ли продление сроков приема претензий от вкладчиков по причине большого количества вкладчиков и невозможности регистрации всех кредиторов-вкладчиков в ранее установленные сроки. Какова процедура продления этих сроков. |
Статьей 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрен минимальный срок для предъявления претензий кредиторов, однако процедура продления этого срока при определенных условиях не оговорена. Следовательно, установление срока для предъявления требований кредиторов свыше двух месяцев (необходимого для составления реестра кредиторов), а также последующее его продление не противоречит действующему законодательству. При этом следует иметь ввиду, что выплаты кредиторам не могут осуществляться до составления реестра кредиторов. Решение о продлении срока принятия требований согласовывается с кредиторами и публикуется в местных средствах массовой информации и в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". |
21. |
Следует ли соблюдать установленную законодательством Российской Федерации очередность удовлетворения требований кредиторов, если конкурсный управляющий будет передавать им для самостоятельного взыскания часть дебиторской задолженности в соответствии с пунктом 8 письма Банка России от 20.10.97 N 012-33/159 "Разъяснения по вопросам банковского санирования". Нужно ли в этом случае конкурсному управляющему получать разрешение на совершение данной операции от собрания кредиторов, комитета кредиторов или арбитражного суда. |
В целях избежания обжалования решения конкурсного управляющего осуществление указанных операций по уступке права требования целесообразно согласовать с общим собранием (комитетом) кредиторов. При этом независимо от способа исполнения обязательств должна соблюдаться установленная законодательством очередность удовлетворения требований кредиторов. |
22. |
До принятия арбитражным судом решения о признании банка несостоятельным (банкротом) суды общей юрисдикции по искам вкладчиков к банку о взыскании сумм вкладов по исполнительным листам передавали группам вкладчиков недвижимость. После удовлетворения судом требований вкладчиков недвижимостью вклады были закрыты. Указанные действия были опротестованы конкурсным управляющим, определения судов общей юрисдикции о передаче вкладчикам недвижимости были отменены. В какой сумме должны быть восстановлены эти закрытые вклады: в размере по исполнительному листу; по базе данных банка с доначислением процентов по вкладам на равных условиях для всех вкладчиков до даты вынесения решения арбитражным судом о признании банка банкротом. |
Удовлетворение требований вкладчиков в полном объеме за счет недвижимости кредитных организаций по решению суда общей юрисдикции влечет прекращение договора банковского вклада (включая и начисление процентов). Отмена определения суда общей юрисдикции о передаче в собственность группе вкладчиков недвижимости влечет для сторон двустороннюю реституцию. Имущество, возвращенное в кредитную организацию после отмены определения суда общей юрисдикции, становится частью конкурсной массы. У вкладчиков вновь возникает право требования к кредитной организации и они становятся ее кредиторами. В этом случае размер их требований устанавливается в сумме, определенной решением суда (исполнительным актом). Вопрос о доначислении процентов до даты отзыва лицензии для этой категории вкладчиков должен решаться конкурсным управляющим на равных условиях с другими вкладчиками. |
23. |
При согласовании промежуточного ликвидационного баланса правильно ли будет считать входящими остатками остатки по балансу, представленному в территориальное учреждение Банка России в соответствии с указаниями Банка России от 30.12.97 N 118-У "О порядке представления отчетности кредитными организациями, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций" (с учетом дополнений и изменений) на последнюю отчетную дату. |
При составлении промежуточного ликвидационного баланса следует руководствоваться указаниями Банка России от 19.12.97 N 85-У в соответствии с которыми составление промежуточного ликвидационного баланса кредитных организаций предусматривается в форме оборотной ведомости с приведением входящих остатков по балансу на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо, при отсутствии такого баланса, по последнему представленному в территориальное учреждение Банка России балансу на отчетную дату, предшествующую отзыву лицензии. Данное требование обеспечивает составление промежуточного ликвидационного баланса, который позволит проанализировать деятельность кредитной организации в период от отзыва лицензии до составления промежуточного ликвидационного баланса. |
24. |
Запретить руководителям ликвидируемых кредитных организаций переход на другое место работы до ликвидации кредитной организации. |
Введение такого запрета явится нарушением статьи 37 Конституции Российской Федерации. |
25. |
Предусмотреть возможность оперативного воздействия со стороны территориальных учреждений Банка России на конкурсных управляющих при совершении ими во время ликвидационных процедур операций и действий, противоречащих законодательству о несостоятельности (банкротстве) и нормативным документам Банка России. |
При совершении конкурсным управляющим во время проведения ликвидационных процедур операций и действий, противоречащих действующему законодательству и нарушающих права кредиторов, территориальное учреждение Банка России сообщает о таких фактах арбитражному суду, комитету кредиторов или собранию кредиторов для принятия мер по устранению нарушений. Кроме того, в случаях, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации, он может в соответствии со статьей 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" осуществлять непосредственный контроль за процессом конкурсного производства. В силу статьи 116 Банк России может инициировать ходатайство собрания кредиторов или комитета кредиторов об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей. |
26. |
В целях защиты интересов кредиторов необходимо разрешить совершение сделок по отчуждению имущества кредитной организации до создания ликвидационной комиссии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации только на основании решения собрания кредиторов либо комитета кредиторов в случае, если последнему делегированы соответствующие полномочия с уведомлением территориальных учреждений Банка России. |
Частью 4 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определено, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещаются заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласованной с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения. |
27. |
Каков порядок торгов правами требования должника при конкурсном производстве. |
В соответствии со статьей 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Собрание (комитет) кредитов может предусмотреть порядок реализации прав требования, например, путем возмездной уступки третьим лицам в порядке, предусмотренном статьями 382 - 390 ГК РФ. Собрание (комитет) кредиторов вправе установить только возмездный порядок уступки прав требования должника. При этом обязательным условием должно являться зачисление всех средств, полученных по сделке, на корреспондентский счет кредитной организации, открытый в Главном управлении Банка России. В соответствии с письмом Банка России от 22.06.98 N 04-33-3/2442 следует направлять в Департамент по организации банковского санирования информацию об активах кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, подлежащих продаже (реализации) в процессе ликвидации, в том числе информацию о правах требования, выставляемых на торги. |
28. |
Может ли конкурсный управляющий (ликвидационная комиссия) кредитной организации разместить средства конкурсной массы на депозитах в кредитных организациях или использовать эти средства для приобретения ценных бумаг и в других коммерческих целях. |
В соответствии с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" целями конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, освобождение должника от долгов и его ликвидация, а не получение прибыли или создание дополнительных источников доходов. Коммерческое использование средств конкурсной массы связано с риском предпринимательской деятельности и может привести к нарушению имущественных интересов кредиторов. Кроме того, статьей 105 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника (основной счет должника), с которого осуществляются выплаты кредиторам и оплачиваются расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства. Таким образом, размещение конкурсной массы на депозит, а также приобретение ценных бумаг противоречит положениям статьи 105 указанного Федерального закона, а также целям конкурсного производства. |
29. |
Имеют ли право арбитражные управляющие и лица, привлекаемые ими к работе на ежегодный оплачиваемый отпуск. |
В соответствии со статьей 66 Кодекса законов о труде РФ правом на ежегодный оплачиваемый отпуск обладают все лица, работающие по трудовому договору на предприятиях и в организациях, относящихся к любым формам собственности, независимо от степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим может быть назначено только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это означает, что деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего признается индивидуальной предпринимательской деятельностью, и при осуществлении своих функций он не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом. Лицам, привлеченным к работе конкурсным управляющим на основании срочного трудового договора, в том числе членам ликвидационной комиссии, может быть предоставлен очередной отпуск, если срок их работы по этому трудовому договору составляет более 11 месяцев непрерывной работы. В случае, если при наличии у сотрудника права на отпуск конкурсное производство завершено или находится на стадии завершения, в соответствии со статьей 75 Кодекса законов о труде РФ, отпуск подлежит замене денежной компенсацией, выплачиваемой из средств ликвидируемого банка в пределах сметы, утвержденной участниками (учредителями). |
См. также статьи 114 и 127 Трудового кодекса РФ
30. |
В каком порядке перечисляются средства обязательных резервов при назначении ликвидатора кредитной организации |
При назначении ликвидатора арбитражным судом средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет ликвидатора не позднее следующего рабочего дня после его открытия. При добровольной ликвидации кредитной организации в соответствии со вторым абзацем пункта 2 статьи 61 или пунктом 2 статьи 65 ГК РФ средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет ликвидатора не позднее следующего рабочего дня после согласования промежуточного ликвидационного баланса с территориальным учреждением Банка России. |
31. |
В каком порядке должны уничтожаться печати и штампы с реквизитами кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций. |
Порядок уничтожения печатей и штампов с реквизитами коммерческих банков регулируется их внутренними инструкциями по делопроизводству. При ликвидации кредитной организации уничтожение печатей и штампов, по мнению Банка России, должно производиться ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в присутствии не менее трех человек - членов ликвидационной комиссии с привлечением представителей собрания (комитета) кредиторов, осуществляющих контроль за ликвидацией кредитной организации, и оформляться соответствующим актом. |
32. |
До какого момента осуществляется переоценка имущества кредитной организации в иностранной валюте и счетов учета драгоценных металлов после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. |
Переоценка средств кредитной организации в иностранной валюте после отзыва лицензии осуществляется до момента их списания (реализации) в общеустановленном порядке с отнесением курсовой разницы на балансовые счета NN 61306, 61406 "Переоценка средств в иностранной валюте". После списания (реализации) всех средств в иностранной валюте указанные балансовые счета закрываются путем перенесения остатков на счета по учету доходов и расходов. Переоценка счетов учета драгоценных металлов должна производиться до момента их реализации по мере установления Банком России текущих официальных цен. |
33. |
Каков порядок передачи расчетных документов, числящихся в картотеке по внебалансовому счету N 90904 кредитной организации и ее филиалов, после отзыва лицензии на осуществление банковских операций. |
После открытия корреспондентского счета ликвидационной комиссии кредитной организации расчетные документы из картотеки к внебалансовому счету N 90904 кредитной организации в соответствии с пунктом 19 Положения о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций от 01.03.96 N 244 передаются представителю ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) по акту приема-передачи с приложением описи, либо (по договоренности) путем высылки заказным письмом или бандеролью с уведомлением о вручении. Опись расчетных документов составляется в двух экземплярах, подписывается главным бухгалтером и операционным работником на каждой странице и заверяется печатью РКЦ. Один экземпляр описи после передачи (пересылки) расчетных документов остается в РКЦ вместе со вторым экземпляром акта приема-передачи (либо с почтовой квитанцией). В таком же порядке ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) или их представителю по месту нахождения филиала передается картотека по внебалансовому счету N 90904 филиалов ликвидируемой кредитной организации. |
34. |
Имеют ли право Расчетно-кассовые центры принимать к исполнению, помещать в картотеку к внебалансовому счету N 90904 "Неоплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации" платежные документы (в т.ч. инкассовые поручения), предусматривающие платежи банка в бюджет и внебюджетные фонды (3 группа очередности) в период между датой получения приказа Центрального банка РФ на отзыв лицензии на осуществление банковских операций и открытием счета ликвидационной комиссии. |
После отзыва лицензии на осуществление банковских операций прекращаются все операции по балансовым и внебалансовым счетам, в том числе и по внебалансовому счету N 90904. В соответствии со статьей 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Очередность удовлетворения требований прописана в статье 106 указанного Федерального закона. |
<< Назад |
||
Содержание Письмо ЦБР от 2 февраля 1999 г. N 45-Т "Разъяснения по вопросам банковского санирования" (отменено) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.