Решение Верховного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N ГКПИ04-871
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по установил:
Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему федеральному законодательству и нарушают права ее ребенка-инвалида на получение социальной пенсии, т.к. пункт 15 Правил устанавливает срок назначения пенсии не с момента возникновения на нее права, а с момента обращения за ней.
Заявитель Б. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представители заинтересованных лиц: Минтруда России, Пенсионного фонда России, Минюста России возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 и не ограничивают права граждан на получение социальной пенсии.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Минтруда России, Пенсионного фонда России, Минюста России, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19 пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
Согласно пункта 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17.12.2001).
Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в пункте 2 статьи 24 и Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 статьи 18 определили, что перечень документов, необходимых для установления пенсии (трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению), правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации было поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Представитель Минтруда России пояснила суду, что законодатель предоставил право Правительству РФ определять порядок принятия нормативных правовых актов, касающихся процедуры пенсионного обеспечения. Во исполнение правительственного постановления Минтруд России и Пенсионный фонд России утвердили оспариваемые Правила.
При таких обстоятельствах суд считает, что Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" изданы Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в пределах полномочий этих органов.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сроки назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению регулируются пунктом 1 статьи 23 настоящего Закона, в соответствии с которой, пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
По объяснениям представителя ПФР при назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению законодатель предусмотрел более благоприятное правило определения срока, с которого назначаются данные пенсии, а именно: не со дня обращения за назначением пенсии, а с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.
Положения абзаца 1 пункта 15 Правил не устанавливают новых правил определения срока, с которого назначается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и не исключают возможность назначения пенсии со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало своевременно.
Как пояснили суду представители заинтересованных лиц, в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение пенсии производится по заявлению гражданина. Вопрос о праве гражданина на пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.
В пункте 9 Правил предусмотрен порядок обращения за пенсией в тех случаях, когда лицо которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным.
Следовательно, доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Правил не соответствуют федеральному законодательству и ограничивают права граждан, являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и не регулирует отношения по материальному обеспечению инвалидов, включая денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты).
В статье 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указаны категории граждан, которые имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, а в статье 5 Закона перечислены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам приведены в статье 11 вышеназванного Федерального закона.
Так, в частности, право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством РФ (статья 12 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы согласно статье 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из объяснений представителя Минтруда России в суде следует, что в соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом Государственной службы медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II или I степени за прошлое время выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) по инвалидности возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Если при переосвидетельствовании установлена другая степень ограничения способности к трудовой деятельности (выше или ниже), то выплата этой пенсии (части трудовой пенсии) возобновляется за указанное время по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Поскольку законодатель предоставил Государственной службе медико-социальной экспертизе такое право, а Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, и случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящего Постановления) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий, то при пропуске ребенком-инвалидом срока очередного переосвидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы вопрос о возможности признания уважительной причины пропуска срока переосвидетельствования решается данным учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Ссылки Б. на решение территориального органа Пенсионного фонда РФ, отказавшего в назначении пенсии со дня переосвидетельствования, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. заявительница не лишена возможности обращения в суд с заявлением об оспаривании принятого решения, если считает, что нарушены права ее ребенка.
Абзацы 2 и 3 пункта 15 Правил соответствуют положениям пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где определено, что следует считать днем обращения за пенсией.
Абзац 4 пункта 15 Правил касается организации работы территориального органа ПФР с поступившим заявлением и не нарушает права граждан.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентными органами и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан в сфере пенсионного обеспечения, заявление Б. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Б. о признании недействующим пункта 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19 пб, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N ГКПИ04-871
Текст решения официально опубликован не был