С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ отменена. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Управление ФНС России по г. Москве просит дать разъяснения по вопросам, возникающим в связи с внесением статьей 2 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изменений в статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно указанным изменениям, с 01.01.2005 "контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами". До 2005 года налоговыми органами осуществлялся контроль только за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При проведении мероприятий налогового контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с указанными изменениями возникают следующие вопросы:
Вопрос 1. За какой период налоговые органы могут осуществлять контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: начиная с 01.01.2005 или за три года, предшествующие году проведения выездной налоговой проверки, проводимой после 01.01.2005?
В соответствии с письмом ФНС России от 04.03.2005 N ГВ-6-05/175 мероприятия по проведению налогового контроля за начислением и уплатой страховых взносов должны осуществляться с 01.01.2005, однако при проведении проверок уплаты страховых взносов на основании нормы абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за более ранние периоды возможны ситуации доначисления базы по страховым взносам. Надо ли в этом случае доначислять страховые взносы по каждому физическому лицу на страховую и накопительную части трудовой пенсии и сообщать об этом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации?
Вопрос 2. В соответствии с положениями НК РФ при обнаружении нарушений по исчислению, уплате и представлению отчетности налоговые органы вправе в отношении налогов применять штрафные санкции, предусмотренные статьями 119, 122 и 126 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
В то же время Законом N 167-ФЗ не предусмотрено применение штрафных санкций при обнаружении нарушений по представлению отчетности по страховым взносам в налоговые органы.
Вправе ли налоговые органы применить штрафные санкции, предусмотренные статьями 119, 122 и 126 НК РФ и статьей 27 Закона N 167-ФЗ, при обнаружении нарушений по исчислению, уплате и представлению отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?
Вопрос 3. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В связи с этим просим уточнить, с какого числа месяца производится начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам, или со следующего дня после получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или со следующего дня после перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников?
Вопрос 4. В соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вправе ли налоговые органы взыскивать доначисленные суммы недоимки и пени по страховым взносам по результатам камеральной (выездной) проверки или необходимо передавать информацию для взыскания в органы Пенсионного фонда Российской Федерации?
Правомерно ли предлагать налогоплательщику уплатить доначисленные страховые взносы в добровольном порядке, а в случае неуплаты сообщать в Пенсионный фонд Российской Федерации для взыскания доначисленных страховых взносов в судебном порядке или необходимо сразу сообщать в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке обмена информацией?
Вопрос 5. Должны ли налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля по страховым взносам проверять правильность применения тарифов при исчислении страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии?
Входит ли в рамки данного контроля проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета? В соответствии со статьей 13 Закона N 167-ФЗ такое право дано страховщику - Пенсионному фонду Российской Федерации.
Вопрос 6. При проведении мероприятий налогового контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями в виде фиксированного платежа необходимо уточнить;
- каковы сроки их уплаты;
- начисляются ли на них пени, если да, то на основании какого нормативного документа;
- когда у индивидуальных предпринимателей возникает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей: с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или с момента постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- возникает ли у налоговых органов с 01.01.2005 обязанность проводить начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на лицевые счета налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей);
- за какой период осуществляется налоговым органом контроль за исчислением индивидуальными предпринимателями страховых взносов, предусмотренных пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ: начиная с 01.01.2005 или за три года, предшествующих проведению проверки (2002 - 2004 годы);
- какие меры ответственности могут быть применены налоговыми органами при выявлении индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, не зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, не представляющих отчетность в соответствии с действующим законодательством и не уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа?
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
По вопросу 1. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" на налоговые органы с 01.01.2005 наряду с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен также контроль за правильностью их исчисления в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку такая обязанность у налоговых органов возникла с 01.01.2005, правовых оснований для проведения проверки правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды 2002-2004 годов не имеется.
В ходе выездных налоговых проверок за периоды до 01.01.2005 налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование через применение нормы абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом доначисление страховых взносов не производится.
По вопросу 2. В соответствии со статьей 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа.
Статьей 80 Кодекса установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), названный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса.
Учитывая изложенное, правовых оснований для применения ответственности, установленной статьей 119 Кодекса, в случае несвоевременного представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не имеется.
Аналогично решается вопрос и о привлечении к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Ответственность плательщиков страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий установлена пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ.
Данная позиция высказана в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
По вопросу 3. Ответ на данный вопрос изложен в письме ФНС России от 11.02.2005 N ГВ-6-05/118, направленном по системе налоговых органов.
По вопросу 4. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке.
Таким образом, истцом (заявителем) по делам о взыскании недоимки и пеней по вышеназванным взносам являются органы ПФР.
Следовательно, требования об уплате недоимки и пеней по названным взносам должны предъявлять органы ПФР в порядке досудебного урегулирования спора с ответчиком.
Налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С.
См. Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров, утвержденный распоряжением ПФР и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2006 г. N N 282р, 231@
По вопросу 5. С 01.01.2005 налоговые органы проверяют правильность исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе правильность применения тарифов при исчислении данных платежей.
Проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета не входит в обязанности налоговых органов. Однако такие сведения в качестве данных внешних источников используются налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий.
По вопросу 6. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Законодательством не установлены применительно к страховому взносу в виде фиксированного платежа сроки уплаты в течение расчетных периодов 2002 - 2004 годов, определенные конкретной датой. Поэтому у налоговых органов отсутствуют основания для начисления пеней при уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа за указанные расчетные периоды.
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлен Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Если при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок, начиная с налогового периода за 2005 год, установлен факт неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа, следует:
доначислить по акту проверки причитающуюся к уплате сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа;
начислить пени в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
При этом по результатам выездной налоговой проверки в карточке лицевого счета индивидуального предпринимателя следует провести доначисленные суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа (страховую и накопительную части).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа возникает у страхователя с момента его регистрации в органах страховщика.
Согласно норме статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ, с 01.01.2004 регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР, осуществляется в отделениях ПФР (территориальных органах ПФР) в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей самостоятельно регистрироваться в органах ПФР.
Федеральным законом N 167-ФЗ не установлена для индивидуальных предпринимателей обязанность представлять по итогам отчетных периодов - расчеты, по итогам налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Заместитель руководителя |
В.В. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются многочисленные вопросы по проведению налогового контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с внесением Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ изменений в гл. 24 ч. 2 НК РФ и в ст. 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ.
Поскольку такая обязанность у налоговых органов возникла с 01.01.2005 (ранее налоговые органы осуществляли контроль только за уплатой указанных взносов), правовых оснований для проведения проверки правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды 2002 - 2004 годов не имеется. При этом доначисление страховых взносов не производится.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, поэтому ответственность, установленная ст. 119 НК РФ в случае несвоевременного представления декларации по страховым взносам не применяется. Ответственность плательщиков за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий устанавливается п. 2 ст. 27 ФЗ N 167-ФЗ.
Поскольку взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке, истцами по делам такой категории являются органы ПФР.
Требования об уплате недоимки и пеней в порядке досудебного урегулирования спора с должником предъявляются органами ПФР. Налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июня 2005 г. N 05-2-04/51 "О контроле за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Текст письма опубликован в "Вестнике Московского бухгалтера" от 1-7 августа 2005 г. N 28