Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 338-О "По жалобе гражданки Мухамбетовой Светланы Расимовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 9 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривается конституционность положений Федерального закона от 21 июля 1997 года "Об исполнительном производстве", устанавливающих сроки возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий. По мнению заявителя, оспариваемые нормы являются недостаточно определенными, что создает возможность для произвола судебных приставов и затягивания исполнения судебного решения на неопределенный срок.

Как пояснил Конституционный Суд РФ, сославшись на практику Европейского Суда по правам человека, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. Между тем по смыслу оспариваемых норм (п. 2 ст. 9 и п. 1 ст. 13 Закона) трехдневный срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, равно как и двухмесячный срок, установленный для совершения исполнительных действий, исчисляются с того дня, когда исполнительный документ поступил в соответствующее подразделение службы судебных приставов. Законодатель, устанавливая срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, вправе исходить из того, что в круг обязанностей судебного пристава-исполнителя входит не только изучение и проверка полученных им исполнительных документов, но также их прием и регистрация, и что все эти обязанности должны исполняться в отведенный законом единый трехдневный срок. Возложение ведомственными нормативными актами некоторых из названных обязанностей на других сотрудников службы судебных приставов не освобождают ни самого судебного пристава-исполнителя, ни службу судебных приставов в целом от соблюдения указанного в ст. 9 Закона срока. Кроме того, в силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 января 2001 года N 1-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Таким образом, установление в оспариваемых нормах указанных сроков, наоборот, направлено на обеспечение реализации прав граждан на судебную защиту и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.


Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 338-О "По жалобе гражданки Мухамбетовой Светланы Расимовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 9 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"


Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 1