Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 1812/06
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.05.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Красноярского края по делу N A33-2953/2005 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гулимова Е.Б., Рожкова И.Е.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Баранова А.В., Фомушкина Ю.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице филиала "Красноярская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 15.12.2004 и принятого на его основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Холдинг "МТК-Центр".
Решением суда первой инстанции от 30.05.2005 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 29.09.2005 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ОАО "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить в силе обжалуемые судебные акты как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленное ОАО "РЖД" требование - удовлетворению по следующим основаниям.
С сентября по декабрь 2001 года закрытым акционерным обществом "Холдинговая компания "МТК-Центр" были отправлены полувагоны/платформы с грузом со станций отправления федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" (далее - Красноярская железная дорога) до пограничных станций перехода Забайкальск Забайкальской железной дороги, Наушки Восточно-Сибирской железной дороги.
Закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "МТК-Центр" сочло, что Красноярская железная дорога, неправомерно применив завышенные тарифы на перевозку грузов, необоснованно повысила провозную плату.
Согласно договору от 01.07.2004 ЗАО "Холдинговая компания "МТК-Центр" право требования задолженности по договорам перевозки передало ЗАО "Холдинг МТК-Центр", которое и обратилось в антимонопольный орган с заявлением на действия железной дороги.
По результатам рассмотрения комиссией управления дела N 282-05-04 по признакам нарушения ОАО "РЖД" статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) решением от 15.12.2004 Красноярская железная дорога как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению железнодорожных перевозок, признана нарушившей требования пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции.
На основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 ОАО "РЖД" надлежало произвести перерасчет провозной платы за период с сентября по декабрь 2001 года с восстановлением неправомерно взысканной суммы на справку закрытому акционерному обществу "Холдинг "МТК-Центр" в ТехПД железной дороги.
Арбитражные суды трех инстанций исходили из доказанности факта неправомерного применения железной дорогой завышенных тарифов, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признали законными и обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом обязательные для исполнения соответствующие предписания.
Между тем спорные правоотношения, возникшие в связи с применением Красноярской железной дорогой тарифов за перевозку грузов, то есть в связи с исполнением условий договора перевозки, имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке.
При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание вышел за пределы своих полномочий, поэтому вывод судов о законности указанных актов антимонопольного органа необоснован и не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 30.05.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2953/2005 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2005 по тому же делу отменить.
Решение управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.12.2004 и принятое на его основании предписание от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства признать недействительными.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для возникновения спора послужил тот факт, что антимонопольный орган вынес предписание железнодорожному перевозчику об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Это предписание было внесено в связи с тем, что железная дорога применила завышенные тарифы на перевозку грузов, осуществляемую на основании договора, заключенного с компанией. Суды подтвердили законность решения антимонопольного органа. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не поддержал позицию нижестоящих инстанций и пояснил следующее.
Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Согласно п. 2 ст. 12 Закона антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения соответствующие предписания. Между тем спорные правоотношения, возникшие в связи с применением железной дорогой тарифов за перевозку грузов, то есть в связи с исполнением условий договора перевозки, имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 1812/06
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 9